Дорогие читатели нашего интернет-журнала «Литеровед», предлагаем вам сегодня поразмышлять вместе с нами над темой «Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)».
Одно из самых ярких и запоминающихся произведений А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга, чей талант продолжает радовать не одно поколение благодарных читателей, — комедия в четырех действиях «Вишневый сад». В пьесе отражается переломный момент в истории России, когда старое уже отжило свое и уходит в прошлое, освобождая место новому, которое еще не наступило. К числу действующих лиц произведения можно с полным правом отнести и образ вишневого сада, вокруг которого разворачивается конфликт пьесы и который объединяет всех персонажей произведения. Вишневый сад – своеобразный символ, который для каждого героя заключается в чем-то своем. Под символом в литературоведении считают образ или объект, имеющий собственное значение, содержание.
Вишневый сад в произведении показан весной, в мае, когда вишневые деревья цвели. Как и несколько десятков лет назад, сад был прекрасен и напоминал райский уголок: весь белый, с нежно-белыми массами цветов, над которыми раскинулось бездонное голубое небо. Белоснежные деревца похожи на прекрасных женщин, застывших в разных замысловатых позах. «Какой изумительный сад!», — восклицает Любовь Раневская, не в силах сдержать восторга при виде этой невероятной красоты.
Для Любови Андреевны и Гаева — это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, предмет гордости, место благополучия, богатства и упущенного счастья. Раневская и Гаев – помещики, которые владеют вишневым садом, люди чуткие, образованные, умные. Старые хозяева безгранично любят свое имение. Раневская отмечает, что во всей губернии если и было что-то интересное, то это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне восхищается им и с нежностью вспоминает, как в детстве и юности, просыпаясь по утрам, любовалась прелестью этого райского уголка. Для нее вишневый сад совсем не изменился, а после ненастной осени и холодной зимы опять полон счастья, молодости и красоты. Когда-то выращенная в саду ягода приносила неплохой доход. По словам Фирса, старого слуги, вишню и сушили, и мариновали, и мочили, варили из нее варенье и даже отправляли на продажу в Москву и Харьков в сушеном виде. И Любови Андреевне, и ее брату Леониду Андреевичу очень жаль терять сад, но, к сожалению, они не приучены трудиться, добиваться чего-то своим трудом, поэтому спасти от разорения этот прекрасный уголок, который связывает их с их прошлым, не могут. Они лишены чувства ответственности, практичности, реальности, поэтому не хотят прислушаться к советам Лопахина, который предлагает сдать землю в аренду и получать доход. Брат и сестра – люди духовно богатые, такое предложение Лопахина им кажется пошлым и нечестным.
Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными крестьянами, сад – источник богатства, один из способов преумножения капитала. Для него это всего лишь земля, которую можно купить, продать, заложить или сдать в аренду. Герой не может поверить, что именно он стал новым хозяином вишневого сада, смог его купить. Его предки когда-то были в этом имении крепостными крестьянами, бесправными рабами, которых не пускали даже на порог кухни, а сам он, малограмотный и не раз битый Ермолай, и зимой бегал босиком, так как не было у него обуви. А сейчас он ходит в лаковых ботинках и безмерно гордится тем, что сумел купить сад. Лопахин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте дачи, чтобы внуки и правнуки смогли увидеть новую, счастливую, по его мнению, жизнь. Новый владелец сада приглашает всех посмотреть, как ударят топором по деревьям, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую. Он настолько оглушен счастьем, что проявляет бестактность к прежним владельцам имения и, не дождавшись, когда они уедут, начинает вырубать вишневый сад.
Для Ани и Пети Трофимова сад связан с надеждами на светлое будущее. Молодые люди понимают, что его уже не вернуть, зато можно посадить на его месте новый, еще больше и роскошнее. Трофимов считает, что сад прекрасен, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани. Петя напоминает девушке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос, давал урожай. А теперь с каждого листика, ствола, с каждой веточки глядят на нее глаза этих крестьян. Он убеждает Аню, что новую жизнь невозможно начать, не порвав со старой, не оторвавшись от вишневого сада, – пережитка крепостничества. И Аня соглашается с ним. Она уже не так любит этот сад, как раньше, уже не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать, начать новую жизнь, заложив новый, еще более роскошный сад. Однако, чтобы он процветал, сидеть сложа руки не стоит: нужно ухаживать за садом и оберегать его от всего недоброго, несправедливого, злого и безнравственного. Автор не возлагает большие надежды ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первого называют «облезлым барином» и «вечным студентом» за его бедность и нежелание закончить наконец учебу в университете. Слова Трофимова так и останутся словами, так как их автор не способен к решительным действиям. А Аня еще слишком юна и наивна, чтобы без чьей-либо помощи воплотить мечты в реальность.
Для самого автора вишневый сад – это вся Россия, которая переживает не совсем простые времена, это символ безграничной любви к родине, родной природе. «Вся Россия – наш сад», — утверждает драматург устами Пети Трофимова. В этом символе воплотилась вся горечь сердечных мук самого А.П. Чехова о невозможности сберечь красоту, богатство и прелесть сада, сохранить ее для своих потомков. Автор задается вопросом, может ли кто-то из героев спасти этот райский уголок природы – вишневый сад. Писатель пытается примерить роль настоящего хозяина сада и бывшим владельцам, и новому хозяину сада, и молодому поколению, однако не находит среди них ни одного достойного, несмотря на их положительные качества.
Таким образом, значение символа вишневый сад многозначно. Для каждого из героев произведения он ассоциируется с чем-то своим, лишь для него одного близким и понятным. Для одних героев комедии в образе сада заключается их незабываемое прошлое, для других – счастливое будущее.