Невозможно переоценить значение символов в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький). И в первую очередь потому, что и сам по себе рассказ можно считать символом, и весь он буквально соткан из больших и маленьких, тусклых и горящих ярким огнем, холодных и прожигающих насквозь символов.
М. Горького называли певцом свободы. И действительно, все его ранее творчество буквально пронизано идеями свободы человека. В них герой-романтик борется один со всем миром, отстаивая свою идею свободы и право на собственный выбор. Но всегда ли эта борьба оправдана и имеет благую цель? Сможет ли человек справиться с абсолютной свободой? Готов ли он распоряжаться ею достойно?
Именно этим вопросам и посвящен рассказ писателя «Старуха Изергиль».
Рассказ полностью соответствует духу романтизма раннего Горького. Наверное, поэтому в нем необычно и романтично все: от композиции до гипертрофированных образов и символов.
Рассказ состоит из трех новелл о трех разных героях. Каждая из них раскрывает тему свободы с разных сторон, заставляя читателя самому задуматься над этим вопросом и решить, что для него значит свобода?
Каждая из новелл чрезвычайно богата образами-символами, и именно они становятся едва ли не главными средствами раскрытия темы.
А что такое символ? В художественной литературе символом называется предмет, слово или образ, который условно выражает суть какого-либо явления. Для писателя символ – это шикарная возможность высказать свою мысль иносказательно, через метафору. Обычно с помощью символов исподволь раскрывается суть произведения, только намекая читателю о его главной идее и смысле. Кроме этого символы помогают создавать яркие образы в художественном произведении, они подчас способны лучше любых слов и объяснений вызвать широкий спектр эмоций в душе читателя и навсегда остаться в его сердце. Не в этом ли состоит главная задача художника?
Первые произведения М. Горького насыщены романтическими символами и образами. В рассказе «Старуха Изергиль» антонимичные образы способствуют раскрытию темы свободы с разных сторон.
Легенда о Ларре – первая в рассказе. Ларра – это сын орла и женщины. Он пришел к племени, правила и устои которого отказывался принимать. Но он не только отверг старейшин, он захотел их абсолютного подчинения себе. Он горд и высокомерен, и когда его отвергает племя, он убивает девушку в знак доказательства своей полной свободы. И по сути убийство здесь – это жертвоприношение самому себе. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…», — так сказал Ларра, желая владеть всем, что только пожелает. Но, увы, жизнь наказала его за гордыню. И когда он захотел умереть, у него не получилось: «Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». Ларра не смог умереть. Но и до этого он не жил. Пытаясь владеть всем, что только он желал, он разрушал все вокруг себя. Ларра был обречен на вечные скитания между жизнью и смертью, он стал тенью, которая мается в поисках успокоения.
Через образ Ларры Горький выразил идею о крайней степени эгоизма человека, до которой он может дойти в поиске неограниченной свободы.
Полная противоположность Ларре — Данко. В отличие от первого героя, Данко – обычный с виду человек, живущий с такими же обыкновенными людьми. Он горячо любит их и жалеет. Он настолько пропитан любовью, что без малейших сомнений готов пожертвовать своей жизнью во имя спасения жизни многих. Это лидер, способный повести за собой, в его сердце горит огонь любви, освещая путь всем людям. Он и привел их к свету из тьмы. Ларра же обречен вечно скитаться в одиночестве среди теней. И если бессмертие Ларры стало наказанием, то смерть Данко – это начало его бессмертия.
В середине рассказа – повествование о жизни старухи Изергиль. Почему автор распорядился именно так, строя композицию своего произведения? Ответом на этот вопрос служит история главной героини.
Старуха Изергиль прожила долгую и яркую жизнь. Она имела власть над многими людьми и пользовалась ими, прожигая жизнь в удовольствиях и странствиях по свету. А когда полюбила, не смогла простить Аркадэку предательства, хотя и пошла ради его спасения на убийство часового.
В ее жизни было все: страсть, любовь и ненависть, предательство и преданность до самой смерти. Но под конец своей жизни она не может точно сказать, правильно ли она жила? Нужна ли такая свобода человеку? Ведь и старуха Изергиль, настранствовавшись, сказала себе: «…будет жить кукушкой!» И вторую половину жизни она так же, как и многие другие люди, прожила в спокойствии.
Старуха Изергиль – обычный человек, со своими страстями и бедами, не обреченая на вечные скитания, как Ларра, но она и не умерла, как Данко. Она посредник между отвергнутым людьми и теми, кто готов отдать за них жизнь.
Горький создает образы за счет цветовых символов. Так, в легенде о Ларре господствуют серые, холодные цвета: «Глаза его были холодны и горды», серые тени бродят над морем в начале рассказа о Ларре. Совершенно в другие цвета окрашена легенда о Данко. Хоть и начинается все с темных красок густого леса и зловонного болота, в конце люди видят мир, окрашенный в золото, бриллианты дождя и красный закат солнца: «море солнечного света и чистого воздуха», «сияло солнце», «трава в брильянтах дождя», «золотом сверкала река». «Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко».
Одним из главных символов в произведении можно назвать символ Сердца. У Ларры холодное каменное сердце, не способное чувствовать. И единственное из чувств доступно ему — тоска. Сердце Данко пылает огнем любви к людям, от того оно горячее и страстное и способно на подвиг во имя человечества. Даже если для этого нужно будет умереть.
А доброе сердце даже умирает с радостью. Смерть в рассказе тоже символична. Если для Данко она – исцеление и шаг к бессмертию, то Ларре не позволено избавиться от своих страданий. С символом смерти тесно связан образ орла – отца Ларры. Орел, согласно легендам, является символом смерти, хотя считается при этом гордым царем птиц.
Символичны имена героев. Имя «Ларра» — значит «отверженный», «изгой». Лары – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Вероятно, поэтому так символично в рассказе убийство девушки Ларрой.
Данко в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». И действительно, Данко отдает часть себя, Ларра же хочет брать и «оставаться целым».
Символично и имя старухи. Изергиль означает дерево, основу знаний, три корня которого протянулись к царству мертвым, к божествам и людям. Это основа мира, то, на чем держится человеческая жизнь.
Горький противопоставляет свет тьме, тень Ларры и «голубые искры» сердца Данко. Сквозными являются образы смеха и солнца. Но они в обеих легендах имеют разное значение и по-разному читаются. Так, в легенде о Ларре солнце палящее и безжалостное. У Данко солнце горит спасительным для людей теплом и светом. Злорадно и страшно звучит смех возгордившегося Ларры. Смех Данко звучит радостью за людей, как песня счастья.
Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены с помощью контрастных символов. Они противоположны и представляют собой крайности свободного человека. И казалось бы, достаточно их двоих, чтобы понять, каким должен быть по-настоящему свободный человек, если бы ни история старухи Изергиль. Сначала читатель видит уже практически безжизненные глаза, похожие на тень, она отжила свой век, и жизнь едва теплится в ней. Но читая историю ее жизни, становится ясно, что перед нами обычный человек, проживший сложную и богатую на события жизнь.
Свобода Данко делает его божественным существом, способным на абсолютное самоотречение во имя других людей. И Горький призывает нас к такой свободе, настоящей, рожденной от любви. Но в то же время автор считает это недостижимым для современного человека. Именно поэтому главная героиня рассказа стремится и желает быть такой, как Данко, но земная, человеческая изначально сущность заставляет ее ошибаться и проходить путь Ларры в поисках абсолютной свободы.
Неготовность людей оценить высшую степень свободы звучит и в конце легенды о Данко, когда люди моментально забывают того, кто пожертвовал для них свей жизнью. И даже более того: кто-то от страха «…наступил на гордое сердце ногой…»
Почему люди боятся умершего за их жизнь сердца? Возможно, в этом проявляется вечная борьба в каждом из нас Ларры и Данко. И чаще всего, к сожалению, побеждает первый.