Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Чтение литературного произведения – труд или отдых? Итоговые сочинения

Для многих людей чтение — это не больше, чем простая забава. Они считают, что чтение литературы — это пустая трата времени, которое можно было бы потратить с гораздо большим толком. Но я с этим в корне не согласна, поскольку считаю, что чтение серьезной литературы заставляет человека задуматься о многих вещах, найти ответы на сложные вопросы и разобраться с многими моментами в своей жизни. 

Да, встречаются на полках и те книги, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Но если говорить об интеллектуальных бестселлерах, то не стоит сомневаться в том, что они оказывают положительное влияние на развитие личности. 

Для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, правильнее будет обратиться за примерами в литературе. Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Чтение литературного произведения — труд или отдых?», где в качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: М.А. Шолохова, М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского. 

Вариант 1

Все литературные произведения можно разделить на несколько видов. Существуют бульварные произведения, которые читаются без особых усилий, но и пользы как таковой они особо не несут. Но есть и классическая литература, которая считается настоящим трудом. Вот она оказывает совершенно иное влияние на человека и его разум. Это неудивительно, поскольку во время прочтения читателю необходимо понять причины поступков литературных героев, понять особенности отношений, которые возникают между героями, а также разобраться с соотношением пейзажных зарисовок и внутреннего мира персонажей. 

Когда же читателю удалось разобраться во всех тонкостях задумки автора, то ему необходимо сделать определенные выводы. Не зря литературу называют учителем жизни. 

Хорошим тому примером является роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», который отличается своей запутанностью. Роман необходимо читать очень внимательно, чтобы понять перипетия героев произведения. 

Отдельного внимания заслуживает внутренний мир Григория Мелехова, который является достаточно богатым и сложным. Герою пришлось столкнуться с такими событиями в жизни, которые требовали от него выбора. Самое сложное испытание в жизни Григория Мелехова — это гражданская война. Герой не знает, кто из враждующих сторон прав. Это и становится причиной того, что читателю достаточно сложно разобраться в том, как правильно действовать герою. 

Григорию очень сложно, поэтому он совершает ряд ошибок, переходя с одной стороны на другую. 

Отдельно стоит рассказать и о личной жизни героя. Он искренне и страстно любит Аксинью, хоть его любовь можно назвать и эгоистичной. Поведение Григория нельзя назвать постоянным, поскольку он то бросается в объятья любимой женщины, то проявляет по отношению к ней невероятный холод. Не стоит забывать о том, что Мелехова женат и его супруга Наталья испытывает к нему самые нежные, искренние и сильные чувства. Каждая измена дается ему нелегко, поскольку он понимает, что предает свою жену. Это все заканчивается страшной трагедией — Наталья, жена героя, погибает. 

Данное произведение является результатом долгого и упорного труда. Да и разобраться в нем является непростым делом. Но тот, кто сможет не только прочесть данное произведение, а и понять, вынести какой-то личный урок, получит огромный и ценный жизненный опыт. 

Еще одним примером произведения, которое достаточно сложно понять, является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». 

Главный герой произведения — Григорий Печорин, является личностью весьма многогранной и сложной. Чтобы разобраться в его психологии, необходимо приложить немало усилий. Некоторые его поступки и вовсе объяснить невозможно. Хорошим тому подтверждением является глава произведения, которая называется «Бэла». 

Речь идет о том, как, уставший от светской жизни и знатных дам, Печорин, встретил дикарку Бэлу. Бэла — дикая, страстная, яркая девушка, которая выросла совершенно в других условиях. Повстречав ее, Печорин ставит перед собой цель добиться ее любви любой ценой. Он доходит до того, что похищает девушку, втянув в это ее брата Азамата. Он прилагает невероятные усилия, чтобы завоевать расположение Бэлы. Но, добившись желаемого и подчинив девушку себе, он теряет к ней интерес. 

Печорин приходит к выводу, что любовь дикарки ничем не отличается от столь приевшийся ему любви знатных женщин. Герой находится в растерянности, поскольку не понимает, что ему делать дальше возвращаться в родной аул он не планирует, поскольку больше не любит свою избранницу. Заканчивается это все тем, что девушка погибает. 

Здесь снова автор показывает читателю, насколько была противоречива натура Печорина. Он начинает винить себя в гибели девушки и начинает искать смерти. Когда герой вспоминает об этой истории, то начинает испытывать страдания. Подтверждением этому становится плохое отношение героя к Максиму Максимычу, который был свидетелем данного происшествия. 

Данный роман правильно будет назвать социально-психологическим по той причине, что в нем очень сложно понять и характеризовать поступки героев и их характер. 

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что настоящая литература заставляет читателя начать задумываться над многими вопросами в жизни. 

Проблемы, о которых идет речь в произведении, не теряют своей актуальности и по сей день. Именно это является главной причиной, чтобы люди читали вдумчиво произведения, стараясь понять все то, что хотел сказать автор. 

Вариант 2

Невозможно однозначно ответить на вопрос, чем является чтение литературы. Труд это или отдых, зависит от книги, которую вы взяли в свои руки. Когда перед нами книга, которая нам нравится, то мы непроизвольно расслабляемся и переносимся в мир повествования, получаем невероятное удовольствие от чтения. 

Переносясь в мир произведения, мы забываем о своих проблемах и начинаем жить жизнью героев. 

Но, читая произведения, мы учимся и перенимаем опыт, что является трудом. Случаются моменты, что чтобы понять произведение, нам необходимы хоть минимальные знания исторических событий, а также знания терминов и устаревших слов. 

Существуют также произведения, которые заставляют нас задуматься о многих жизненных событиях, заставляют размышлять. Вот когда мы читаем подобные произведения, мы испытываем сильнейшие душевные переживания, поэтому чтение данных произведений является трудом души. 

Я считаю, что одним из таких произведений является роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Когда нам в руки попадает данное произведение, то мы невольно начинаем испытывать все те переживания, которые испытывает Родион Раскольников. 

Автор изначально рассказывает нам о теории, придуманной Родионом Раскольниковым. Чтобы ее понять, читателю необходимо осмыслить ее и проанализировать. 

Когда же главный герой произведения совершает столь страшное преступление, то мы вместе с ним переживаем и волнуемся, испытывая при этом сочувствие к Лизавете. Это неудивительно, поскольку она становится случайной жертвой преступления. 

После убийства старухи-процентщицы в дверь квартиры раздаётся звонок, то читатель также начинает испытывать страх и волнение, не понимая, как дальше должен повести себя Родион Раскольников. Читателю начинает казаться, что вот-вот, и преступление будет раскрыто. 

Родион не придумал ничего лучше, как выбежать из квартиры и затаиться этажом ниже, в квартире, в которой на тот момент шел ремонт. Но даже тогда читатель думает о том, что Родиона могут поймать в любой момент. 

Чуть позже героя начинают одолевать муки совести, которые читатель также начинает испытывать на себе. Мы вместе с Родионом переживаем, волнуемся, испытываем страх, что его преступление в любой момент могут раскрыть. 

Сложно не думать об этом, когда создается впечатление, что все вокруг знают об этом преступлении и подозревают Родиона. Куда бы не шел герой, все вокруг говорят лишь об этом преступлении. Создается впечатление, что все вокруг знают о том, кто убил старуху. Это приводит к тому, что напряжение и волнение читателя только нарастает. 

Когда же Раскольников решается на откровенный разговор и хочет рассказать обо всем Соне, что именно он убил старуху-процентщицу и Лизавету, то читателя не покидает мысль о том, какая же реакция последует у девушки. Но девушка, на удивление, не пугается, не сторонится Родиона, а начинает жалеть его и успокаивать. 

Отдельного внимания заслуживает и образ Петербурга, который автор изобразил в произведении. Описание города лишь усиливает напряжение и беспокойство. Булгаков умышленно изображает город в желтых тонах, которые сами по себе символизируют психическое расстройство. 

Город, изображенный в романе, и его обитатели порой способны свести с ума любого. В нем отсутствует радость, которую заменяет лишь духота и летняя вонь. Все это лишь усиливает напряжение в произведении. 

На протяжении всего произведения мы сопереживаем главному герою, тем самым пропуская через себя все его мысли, страхи и переживания. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чтение является настоящим трудом, который заставляет читателя переживать вместе с героями, делать выводы, а также понимать и анализировать прочитанную информацию. 

Но данный труд приносит не только пользу, но и дарит приятные минуты, дает возможность на некоторое время сбежать от внешнего мира, полностью погрузившись в мир произведения. Мы вместе с героями испытываем одинаковые чувства, набираемся опыта и получаем удовольствие. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий