Почему литературу часто называют «человековедением»?

Почему литературу часто называют «человековедением»? Итоговые сочинения

Литература во все времена являлась мощнейшим инструментом, и по этой причине всегда привлекала внимание философов, писателей и ученых. Литература является искусством слова, которое способно отразить все аспекты человеческой жизни и природы. Но не стоит забывать и о том, что у литературы есть и другая очень важная функция: она является чем-то вроде человековедения. 

Я постараюсь объяснить почему считаю литературу человековедение. В первую очередь по той причине, что именно она способна проникнуть внутрь глубинных слоев человеческой психологии. 

Благодаря завязкам, развитию персонажей, их поступкам и мотивациям, мы получаем возможность узнать о внутренних мотивах и эмоциях, благодаря которым формируется человеческая личность. 

Когда мы читаем произведения различных авторов и начинаем исследовать произведения, то получаем возможность осознать разнообразие опыта, проблемы, дилеммы, а также стремления, с которыми довелось столкнуться героям произведения. 

Именно благодаря литературе мы имеем возможность почерпнуть знания о человеческом поведении, которое дает нам возможность погрузиться в мир человеческих эмоций и попытаться понять их. 

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на тему: «Почему литературу часто называют «человековедение»?», где в качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: М.Ю. Лермонтова, М.А. Шолохова и Н.А. Островского. 

Вариант 1 

Достаточно часто нам приходится слышать, что литературу называют «человековедение». Но почему же именно так ее характеризуют? Все дело в том, что в произведениях авторы стараются раскрыть человека во всех его проявлениях: они стараются показать внутренний мир человека, разгадать его душевные переживания, поделиться его чувствами и эмоциями. 

Именно в литературных произведениях читателю удается познакомиться с судьбами различных людей, разделить трудности, с которыми им довелось столкнуться на своем пути, прочувствовать их горе и радость. 

Писатели наглядно демонстрируют особенности взаимоотношений человека с другими людьми, с природой, показывают его отношение к Родине, окружающему миру и к самому себе. 

Нам удается узнать человека с разных сторон. Благодаря литературным произведениям мы учимся понимать себя и других людей. 

Чтобы доказать данную мысль, правильнее будет обратиться за примерами в литературе. 

Одним из хороших примеров является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». 

В данном произведении Михаил Юрьевич уделяет особое внимание раскрытию образа главного героя Григория Печорина. 

Автор очень грамотно подходит, поэтому пишет отдельные повести с закончены сюжетом и самостоятельной системой образов. благодаря этому раскрываются характеры достаточно большого количества героев. Также Лермонтов наглядно демонстрирует взаимоотношения Печорина с разными людьми, с которыми он сталкивается при разных обстоятельствах и в совершенно разных условиях. 

Большую роль в раскрытии центрального персонажа играют характеристики, данные другими людьми. Например: Максим Максимыч дает весьма подробную характеристику герою, с которым он общался на протяжении долгого времени и считал своим другом; также характеристику герою дает и рассказчик, хоть ему и довелось повстречаться с Печориным всего один раз. 

Еще помогают раскрыть образ героя и самохарактеристики, например, в «Журнале Печорина» герой самостоятельно рассказывает о своей жизни, описывает собственные поступки и дает им оценку, а также делится своими мыслями. 

Автор умышленно использует композиционные особенности, стараясь таким образом подчеркнуть противоречивость и неоднозначность образа Печорина. Ведь действительно, Печорина очень сложно назвать как полностью положительным, так и полностью отрицательным героем. 

Лермонтов очень хотел таким образом продемонстрировать всю историю человеческой души. Но, пока он старается раскрыть внутренний мир Печорина, параллельно показывает сущность всего поколения. 

Даже сам автор говорит о том, что главный герой произведения является «портретом, составленным из пороков всего поколения». 

Михаил Юрьевич называет Печорина «героем времени», акцентируя внимание на том, что лучшие умы 30-х годов 19-го столетия оказываются «лишними», поскольку после разгрома восстания декабристов у них не было возможности реализовать свой потенциал. 

Еще одним хорошим примером является роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Здесь автор в первую очередь уделяет свое внимание внутреннему миру Григория Мелехова. Он рассказывает о его переживаниях, которые связаны с событиями страны, а также любовных отношений с Натальей Коршунов и Аксиньей Астаховой. 

Автор использует в романе два пласта — военный и бытовой. Благодаря этому ему удается раскрыть человеческое существование в кардинально разных условиях. 

В данном произведении читателю приходится наблюдать основы заряжения и дальнейшее развитие революции и Гражданской войны. В этот момент происходят изменения и среди человеческих отношений: соседи, товарищи, и даже самые родные люди становятся по разные стороны и превращаются буквально во врагов. 

Параллельно с нравственными проблемами, Шолохов показывает любовные, супружеские, семейные, дружеские и вражеские взаимоотношения. 

Мы можем смело говорить о том, что Михаилу Александровичу удалось продемонстрировать не только общественно-политическую, но и нравственную сторону жизни поколения Гражданской войны. 

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что литературу не зря называют «человековедением», поскольку именно в произведениях раскрывается судьба человека, показывается характер, чувства, переживания, а также взаимоотношения с самим собой и окружающей действительностью. 

Вариант 2

Человековедение является сложной наукой, которая направлена на изучение главной сущности натуры человека, начиная с его рождения и развития, заканчивая причинами того или иного поведения и поступков. 

Человековедение является глубоким учением, познать которое под силу далеко не каждому. На это способен лишь тот, кто умеет чувствовать других людей, обладает невероятным терпением и умением наблюдать, а также способен проявить акты гуманизма. Лишь такой человек способен преуспеть в данной науке. 

Но, мы часто слышим, что литературу называют «человековедением». Хоть литература и не является живым существом, но при этом она обладает всеми вышеперечисленными качествами. 

Поскольку писатели являются людьми очень наблюдательными и проницательными, это дает им возможность как нельзя лучше исследовать всю сущность человеческой натуры. Про нее они пишут в собственных произведениях, и именно благодаря этому литература и стала скоплением богатств учений о человеке. 

Хорошим примером является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В основу данного произведения легла не простая задумка, взятая из головы, а по большей части наблюдения за окружающими людьми, и за самим собой. 

Про Печорина слышали практически все образованные люди. Это не удивительно, поскольку данная фамилия достаточно часто употребляется в диалоге. В этот момент перед нами сразу предстает образ циничного, эгоистичного и жестокого человека. Герой произведения мало думал о других людях и их чувствах, поскольку в самой глубине его души еще с детства затаилась обида на весь мир. 

Данный образ является собирательным, поскольку таковыми являлись практически все представители знати того времени. Более того, таковыми являются и их потомки. 

Подобные черты характера могут проявляться абсолютно у любых людей, принадлежащих к разным классам и рангам. 

Если обратиться к примечаниям к роману самого автора, то Лермонтов говорит о том, что данный образ сложился в его голове благодаря многолетним наблюдениям за своими знакомыми. 

Подтверждением этому является та бурная реакция, которая проявилась у народа, увидевшего собственные грехи в грехах Печорина. Их невероятно возмутила такая бессовестная честность и прямолинейность Михаила Юрьевича. 

Еще одним хорошим примером является пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». Данное произведение также не просто так появилось в голове писателя. Это результат четырехмесячного наблюдения за купеческой жизнью в момент путешествия по Волге. 

Александр Николаевич постоянно делал пометки в своем дневнике, в которых описывались черты характера и быт людей из другого общества. Все это автор наблюдал воочию во время своего путешествия. 

Ему пришлось увидеть безграмотность, приземленность, бедность, а также отсутствие возможности чувствовать прекрасное и видеть красоту в том, где ее и вовсе нет. 

Он увидел жизнь, которая кардинально отличалась от столь привычной ему столичной жизни. 

Очень пристально и внимательно автор наблюдал за жизнью этих людей, после чего принялся за создание одного из величайших своих произведений. 

Данная пьеса не осталась незамеченной, поскольку вызвала огромное количество эмоций у публики. Это было связано с тем, что Островский смог очень тонко и точно описать чужую жизнь. 

Все герои произведения являются вполне реальными людьми. Не факт, что Островский был с ними знаком, но они точно оставили след в истории благодаря своим выразительным чертам купеческого характера. 

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что литературу не зря называют «человековедением». Это связано с тем, что никто и ничто лучше нее не сумеет объяснить те или иные поступки людей, рассказать про их жизнь, идеалы, мечты, стремления и цели. 

Именно литература является тем бесценным кладезем, в котором собрана информация различных источников, разных времен и разных опытов. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий