Н.П. Крымов «Зимний вечер» — сочинение по картине

Н.П. Крымов «Зимний вечер» — сочинение по картине Сочинения по картинам

В 6 классе учащиеся знакомятся с полотном Н.П. Крымова «Зимний вечер» — сочинение по картине предлагает Литеровед. Ниже варианты работы — по плану и в свободной форме (эссе).

Вариант 1. Сочинение по плану

План сочинения:

  1. Сведения об авторе и история создания картины.
  2. Когда происходит действие и почему художник обратился к этому времени года.
  3. Описание пейзажа, его передний и задний план (снег, тени, небо, дома, деревья).
  4. Цветовая гамма полотна.
  5. Идея картины.
  6. Моё отношение к изображённому.

Николай Петрович Крымов — известный художник-пейзажист. На своих полотнах он передаёт красоту родной природы, её самобытность. Не является исключением и картина «Зимний вечер», созданная в 1919 году. Зрелый на тот момент художник мечтает о том, чтобы искусство было понятно и доступно всем людям. Поэтому его произведение предельно простое, а вдохновляет пейзажиста природа центральной России. Сегодня картина «Зимний вечер» выставлена в казанском музее. Чем же она примечательна?

Итак, как следует из названия, перед нами зимний вечер, его необычайная красота. День угасает: ещё несколько мгновений, и сумерки укроют деревню. Это пограничное состояние и пытается передать художник: густеющие тени, светлеющий горизонт, вспыхивающее пятнами на снегу солнце. Почему он выбирает именно это время? В такой момент, на мой взгляд, особо остро чувствуется величие природы, а человек ощущает её могущество. Кстати, вечер — любимое время Крымова (например, у него есть картины «Летний вечер», «Перед закатом», «К вечеру», «Вечер в Звенигороде», «Вечер в деревне»).

Перед нами деревенская околица. Мы видим её как будто немного сверху. Известно, что художник специально выбирал высокие дома (например, с балконом), чтобы можно было писать пейзажи. И «Зимний вечер» не исключение. Кажется, что мы смотрим на деревню, занесённую снегом, с возвышения. Более того, на переднем плане видна отчётливая тень, какой она может быть от дома, где находится в тот момент автор.

Главным героем является снег, покрывающий всё пространство, вспыхивающий золотистыми пятнами и сгущающийся лиловыми тенями. Игра света и тени придаёт сугробам ощущение тяжести. Воздух кажется морозным и чистым.

Далее мы видим тропинки, простые деревянные избы, заметённые снегом, спешащих домой людей, телеги, везущие сено. Художнику удалось передать ощущение умиротворённости, тишины. На ум приходят строчки фетовского стихотворения «Скрип шагов вдоль улиц белых…»:

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

Н.П. Крымов мастерски сочетает холодные и тёплые тона. Это голубой, серый, синий, даже зелёный цвет снега и неба, передающий ощущение холодного зимнего вечера. Это и тёплые оттенки: рыжие деревья, коричневые дома, золотистый отблеск окон. Так создаётся ощущение уюта, тепла, к которому спешат уставшие путники после трудного дня.

Что же хотел показать на своей картине художник? Литеровед знает ответ. На мой взгляд, основная идея — передать гармонию человека и природы. Это не просто пейзаж: везде мы видим следы деятельности человека (дома, церковь, тропинки). Но кажется, что люди и природа как бы продолжают друг друга, живут в мире и любви.

Мне очень нравится картина «Зимний вечер». И хотя перед нами обычное вроде бы изображение зимнего села, но ощущение сказочности невольно возникает, когда внимательно рассматриваешь полотно. Завораживает и игра света и тени. Поэтому полотно великого художника вызывает восхищение даже спустя сотню лет.

Вариант 2. Сочинение в свободной форме

Творчество Николая Крымова принадлежит началу XX века. Сам мастер переживает бурные события, захватившие Россию: революцию, войны, голод и нищету, но его работы не касаются злободневных тем. Может быть, именно поэтому они сразу и привлекают внимание. Своим учителем он считает И. Левитана, чьи полотна полны особой гармонии.

Художники этого периода (как, впрочем, и всегда) мечтают сказать новое слово в искусстве. Пейзажная живопись приобретает особое значение. Во-первых, она находится вне политики, вне времени. Во-вторых, это идеальная среда бытия, поэтому пейзажам этой эпохи присуща некая «картинность», нарочитость, сказочность. Сам Крымов о своих работах говорил:

«Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех».

Картина «Зимний вечер» написана в 1919 году. Создавал её Николай Крымов по памяти (с натурой он работал только летом), но полотно удивляет богатством цветовых решений. В чём же его секреты?

То, что перед нами именно вечер, понятно, даже если названия картины не знать. Тень, которая постепенно покрывает весь снег. Розовые в лучах заходящего солнца облака (самого светила здесь нет). Спящая, спокойная околица села. Всё это не оставляет сомнений в том, что день уходит, а художник поймал тот неуловимый момент, когда солнце не зашло окончательно и не скрыло всё в абсолютной темноте.

Кажется, что композиция совершенно случайна: она больше напоминает фотографию или кадр из фильма. Дело в том, что главный герой картины — это снег. Именно его мы и видим в самом начале, именно он занимает большую часть картины. Снег везде: на крышах домов, на куполе сельской церквушки. Белый, голубой, синий, лиловый, он играет всеми оттенками, вспыхивая розовыми и золотыми пятнами из-за уходящего солнца и сгущаясь почти в фиолетовые тона в тени. Чистоту снега оттеняет зелёно-розовое небо. Оно кажется очень тяжёлым: вот-вот пойдёт снег (может, именно поэтому люди так и спешат домой).

Почему художник использует такие, в общем-то, непривычные цвета? Дело в том, что его захватывает особая теория общего тона в живописи. Для Крымова настоящая картина — это не «раскрашенный рисунок», а «степень светосилы цвета». То есть важнее видеть тон, а не цвет (он уходит как бы на второй план). Именно поэтому мы буквально ощущаем тяжесть снега, морозность воздуха, звенящую тишину вечера. А тёмные дома не пугают, а, наоборот, притягивают теплотой, потому что как будто светятся.

И ещё одна особенность отличает эту картину: частное здесь переходит в общее. Мы видим конкретное село средней полосы России: раскидистые деревья, полузасыпанные снегом кусты, высокие сугробы, деревянные дома со светящимися окошками, церковь, идущих домой людей, спешащих вернуться до темноты извозчиков на телегах с сеном. Но здесь же мы понимаем, что это изображение вне времени: его можно отнести и к XIX, и к XX веку. Главным здесь оказывается лирическая красота природы, её непритязательность, гармоничное существование в ней человека.

Итак, Литеровед считает, что «Зимний вечер» в полной мере передаёт красоту и гармонию природы и мира. Художник с необыкновенным мастерством сумел воплотить игру тени и света, покой и умиротворение, поймать момент тонкого перехода дня в ночь. Именно эти особенности и делают такой простой, на первый взгляд, пейзаж, лиричным и душевным.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий