Сочинение по картине «Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкина учащиеся пишут в 7 классе. Литеровед предлагает два варианта работы — по плану и в свободной форме (эссе).
Вариант 1. Сочинение по плану
План сочинения:
- Сведения об авторе и история создания картины.
- Когда и где происходит действие и почему художник обратился к этому времени года и месту.
- Описание пейзажа, его передний и задний план.
- Описание медведей.
- Цветовая гамма полотна.
- Идея картины.
- Моё отношение к изображённому.
Одна из самых известных картин И.И. Шишкина была написана в 1889 году, а называется «Утро в сосновом лесу». Изначально имела другое название — «Медвежье семейство в лесу». У полотна интереснейшая история. Дело в том, что медведей рисовал другой человек — К.А. Савицкий. Он был очень дружен с художником, поэтому тот и доверил ему доработку картины. Конечно, Шишкин и сам прекрасно рисовал животных (например, на таких произведениях, как «Лесная глушь», «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга»). Но, вероятно, идея написать медвежье семейство пришла друзьям одновременно, поэтому и стала картина совместным творчеством. Однако Третьяков, купивший полотно для своей знаменитой галереи, приказал стереть вторую фамилию. И сегодня автором картины «Утро в сосновом лесу» называется лишь один И.И. Шишкин.
Перед нами глухая чаща леса, где не ступала нога человека. Она только пробуждается от ночного сна. Почему мы так решили? В овраге висит лёгкий туман, а солнце золотит старые сосновые верхушки. Главным здесь становится не глухой лес, а именно солнечный свет, с трудом прибивающийся через высокие стволы деревьев. Время действия — лето. Автор любит это время года, его изображению посвящено много картин: «Ивы, освещённые солнцем», «Опушка леса», «Солнечный день в лесу. Дубы». Причём привлекает его лето в самой поре расцвета, в середине, когда максимально явно видна красота окружающей природы.
Мы видим высокие сосны. Их верхушки автор срезал намеренно, чтобы показать, насколько могучие перед нами деревья. Одно из них повалила недавняя буря, да так сильно разломала, что даже вытащила корни из-под земли. На заднем плане деревья ещё окутывает туман, поэтому стволы практически не видны. А вот на полянке ветки сияют в лучах солнца. Здесь светло и безопасно.
Главными героями являются, конечно же, лесные обитатели: медведица и её дети, резвящиеся на старом поваленном стволе. Сама хозяйка леса стоит около сосны и внимательно наблюдает за происходящим. Поза её несколько напряжена: мать в любой момент готова защищать своих малышей. Старший медвежонок уже залез на самый край и готов вот-вот свалиться. Средний находится на середине, дольше он идти боится, поглядывает на медведицу. Младший самый осторожный, он привстал на задние лапы и принюхивается, глядя на туман. Маленькие медвежата весёлые, озорные и восторженные, совсем не боятся опасности, исходящей из глухой чащи. Да и зачем это делать, ведь мать охраняет непосед.
Несмотря на то что на картине преобладают тёмные, насыщенные цвета (зелёный, коричневый, серый), она кажется очень красивой. Туман, цветы, приглушённый свет придают полотну таинственность и очарование.
Литеровед считает, что художник мастерски передаёт восхищение родной природой. Кажется, мы буквально слышим гомон птиц, голоса медвежат, чувствуем запах свежести и хвои, ощущаем прохладу раннего утра.
Картина вызывает невольное восхищение, настолько гармоничны природа, живущие в глухой чаще медведи. Обстановка первозданности, чистоты, естественности заставляет вновь и вновь смотреть на гениальное полотно.
Вариант 2. Сочинение в свободной форме
Пожалуй, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знакома каждому. На первый взгляд, это обычный лесной пейзаж, где на опушке резвятся медвежата. Однако со знаменитым полотном связано много интересных фактов. О некоторых из них подробно далее.
Во-первых, у картины есть несколько названий. Сам автор, выставляя экспонат, назвал его «Медвежье семейство в лесу». Иногда можно встретить и такое написание — «Мишки в сосновом бору». В народе и вовсе сократили название до «Мишки в лесу» или «Три медведя». Однако в Третьяковской галерее картина выставляется как «Утро в сосновом лесу».
Во-вторых, И.И. Шишкин был первым, кто изобразил именно русский пейзаж, родные просторы. Дело в том, что в тот период в основном рисовали швейцарские либо итальянские красоты, даже если и брались за изображение русской природы, выглядела она очень «прилизанно», по-заграничному. Здесь же мы видим типичный для средней полосы России лес: многовековые сосны, настолько высокие, что художнику приходится срезать их верхушки, опушку с поваленным и разломленным деревом. Причём детали прорисованы очень тщательно. Шишкин всегда следил за достоверностью изображаемого, мог сказать своим ученикам, что сосны или берёзы похожи на бутафорские, их надо переписать. Но именно такой подход позволяет зрителю стать невольным участником происходящего, почувствовать любовь художника к изображённому на картине.
В-третьих, оказывается, что автором медведей не является сам Шишкин. Они принадлежат кисти К.А. Савицкого, бывшего другом семьи. И даже есть слухи, что приятели рассорились, так как Шишкин приписал себе авторство. Однако это не так. Стереть вторую фамилию велел П.М. Третьяков, владелец знаменитой галереи. Он считал, раз отдал деньги одному художнику, то и имя должно быть одно. Более того, Шишкин разделил деньги, вырученные за продажу картины, а общение между друзьями было продолжено. Кстати, есть эскиз, где эти самые медведи нарисованы. Так что идея принадлежит самому Шишкину, возможно, она зародилась после написания таких полотен, как «Бурелом» и «Туман в сосновом лесу». Да и на других картинах художника мы можем увидеть изображения животных, поэтому говорить, что автору недоставало таланта изобразить медвежье семейство, нельзя. Обо всём остальном мы можем только догадываться.
В-четвёртых, популярностью полотно обязано не только тому, что оно выставлялось в знаменитой галерее. Изображение лесных обитателей привлекло внимание известного кондитера, и он использовал его (правда, в очень упрощённом варианте) для конфетной обёртки. Сладость так всем полюбилась, что сразу приобрела народное название «Три медведя» (скорее всего, по аналогии со сказкой, ведь в действительности медведей четыре — мама и её дети). Выпускать конфеты продолжили и после Октябрьской революции, а картина невольно стала знакомой каждому.
Ну и, конечно, талант художника неоспорим. Он сумел передать и прозрачность тумана, который вот-вот отступит, и нежный свет восходящего солнца, и первозданность лесной чащи. Особое умиление вызывают лесные обитатели: у каждого свой характер. Мы видим настороженную медведицу, бесстрашного старшего медвежонка, осторожного — младшего. И все вместе они очень гармонично вписываются в пейзаж. Картина проникнута огромной любовью творца ко всему живому, именно поэтому, по мнению Литероведа, «Утро в сосновом лесу» — шедевр, который заставляет трепетать сердца не одно поколение.