В 8 классе ученикам предлагают описать «Осень. Охотник» — сочинение по картине И.И. Левитана и представляет вашему вниманию Литеровед. Далее варианты работы — по ниже данному плану и в виде эссе, то есть в свободной форме.
Вариант 1. Сочинение по плану
План сочинения:
- Сведения об авторе и история создания картины.
- Когда происходит действие и почему художник обратился к этому времени года.
- Описание общего плана картины.
- Описание охотника.
- Цветовая гамма полотна.
- Идея картины.
- Моё отношение к изображённому.
И.И. Левитан — известный пейзажист. Он учился у таких знаменитых живописцев, как В.Д. Поленов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, но отличается особым стилем. За свою жизнь создал несколько десятков произведений, причём его картины получили отдельное название — «пейзажи настроения». Также мастер мечтал о «Доме пейзажей», то есть мастерской, где любой человек мог бы творить.
Картина «Осень. Охотник» написана в 1880 году. Это один из немногих пейзажей, где есть изображение человека, хотя главным героем всё же остаётся природа. Перед нами, как следует из названия, осенний день. И.И. Левитан вообще любил изображать именно осень: у него есть более сотни работ, посвящённых этому времени года («Осенний день. Сокольники», «Осень. Дорога в деревне», «Осеннее утро. Туман» и множество других). Почему он выбирал именно осень? Может, потому что это печальная пора, а в жизни художника было немало грустных моментов. Например, из-за происхождения ему запретили жить в Москве. И вынужденная ссылка дала толчок к написанию ностальгических картин.
Итак, перед нами поздняя осень. Осеннее небо хмурое и тяжёлое. Оно сплошь затянуто тучами, сквозь них лишь робко угадывается солнце. Может быть, скоро пойдёт снег. Его небольшие участки мы видим на жухлой траве. Тропинка усыпана разноцветными листьями: жёлтыми, красными, коричневыми и почти чёрными, полусгнившими. Правда, местами, как бы сопротивляясь холоду, проглядывает ещё по-летнему зелёная трава. Да небольшие зелёные ёлочки робко стоят рядом с высокими деревьями, немного оживляя унылую картину. Ветви деревьев острые, стволы ровные, прямые, где то изогнутые, местами поваленные или пригнутые к земле. Может быть, недавно был сильный ветер? Листья почти облетели, лишь на вершинах ещё можно их увидеть, но они тёмные, жухлые. Прямая дорога уходит куда-то вдаль, уводя за горизонт. Кстати, очень интересна динамическая композиция картины: перспектива резко сокращается, поэтому пространство кажется глубоким, а само полотно приобретает объём.
Человек здесь кажется абсолютно лишним, незначительным. И действительно, тёмная фигура нарисована лишь в общих чертах: только пристально вглядевшись в изображение, мы можем заметить напряжённость человеческой позы, охотничье ружьё, пристальный и настороженный взгляд. Герой как будто уже собирается уходить, поэтому стоит, развернувшись к зрителю немного боком. Охотничью собаку, кстати, мы также замечаем не сразу, потому что её окрас почти сливается со снегом и разбросанными по дороге листьями. Верный пёс помогает выискивать добычу: он к чему-то принюхивается, приглядывается, в нетерпении поднимает лапу. Кажется, что вот-вот сорвётся вперёд. Ему очень не хочется уходить отсюда, но хозяин уже готов покинуть это место. Фигуры, изображённые на пейзаже, по мнению Литероведа, придают картине некий повествовательный момент, мы как будто может рассказать интересную историю.
Полотно нарисовано довольно тёмными красками: серый, коричневый, чёрный оттенки придают некую атмосферу уныния, печали. Мы как будто прощаемся с чем-то: ещё немного — и пойдёт затяжной дождь, а потом и снег, в лес невозможно будет зайти, пока всё не замёрзнет. А сейчас лишь мимолётное мгновение тишины и покоя.
И.И. Левитан в картине «Осень. Охотник» сумел показать красоту этого печального времени года, мы как будто находимся в лесу вместе с героями, чувствуем прохладный воздух, слышим звенящую тишину.
Мне картина очень нравится, быть может, потому, что она очень спокойная: в шумном городе, в бешеном ритме жизни хочется вот так вот остановиться, как это делает охотник, ощутить мимолётность времени, восхититься мгновением.
Вариант 2. Сочинение в свободной форме
Есть ли в России такая природа, которая может вызвать восхищение? А пейзаж, который может стать темой серьёзного произведения? Долгое время ответа на этот вопрос не было: идеалом считалась античность, живописные места Италии и Франции привлекали художников. Даже русских. Именно И.И. Левитан стал тем, кто опроверг ошибочное мнение о том, что в России есть лишь тоска, серость. На своих полотнах он запечатлел скромную красоту российской природы, открыл её для современников и потомков, заставил ею восхищаться. Картина «Осень. Охотник» навсегда вписала имя художника в историю живописи.
Полотно лишено нарочитой эффектности: перед нами простая сценка из жизни. Охотник возвращается домой. Он лишь немного задержался, потому что его собака не хочет уходить из леса. Однако человек уже стоит вполоборота к зрителю, словно ещё мгновение — и уйдёт с полотна совсем, скроется за поворотом. Лица охотника мы разглядеть не можем: перед нами общий силуэт. Человек здесь как будто лишний, ведь природа гармонична, прекрасна и без него. Собаку мы тоже поначалу не замечаем, она как будто сливается с окружающей средой, а пятна на её шкуре гармонируют с опавшими листьями и островками снега. То есть главным персонажем картины является всё же сам лес, а не человек и животное.
Кстати, у Левитана почти нет картин, где он рисовал бы людей. Очень похоже лишь написанное годом ранее полотно «Осень Сокольники» — та же перспектива, фигура на дороге. Но настроение иное.
Итак, именно лес приковывает внимание зрителя. Он почти голый, ведь перед нами поздняя осень. Лишь кое-где мы видим листья, что ещё не опали. Однако небо тёмное, серое, кажется, что скоро пойдёт снег, поэтому этим листьям осталось недолго висеть на ветвях. А сколько их на дороге! Они тёмно-коричневые, особенно ярко выделяются на фоне пятен снега, который ещё не полностью покрыл тропинку. Очень тщательно прорисованы деревья, маленькие ёлочки, поваленные стволы. По чёрно-белой коре мы можем понять, что здесь растут берёзы.
И хотя общая тональность довольно мрачная, картина не производит унылого впечатления. Напротив, простой пейзаж кажется очень родным, бесконечно близким. На ум приходят пушкинские строчки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт.
Картина «Осень. Охотник» сегодня хранится в Тверской картинной галерее. Её метафоричность, по мнению Литероведа, приковывает к себе внимание: человек — лишь гость в этом мире, где природа вечна. Так, обычный вроде бы пейзаж становится и философским размышлением о жизни.