Литеровед предлагает описать «Сирень» Б.М. Кустодиева — сочинение по картине учащиеся пишут в 7 классе. Ниже варианты работы — по плану и в свободной форме.
Вариант 1. Сочинение по плану
План сочинения:
- Сведения об авторе и история создания картины.
- Когда происходит действие и почему художник обратился к этому времени года.
- Описание женщины с ребёнком на переднем плане.
- Описание заднего плана картины.
- Цветовая гамма полотна.
- Идея картины.
- Моё отношение к изображённому.
Борис Кустодиев — известный русский художник начала XX века. На своих картинах он предпочитает изображать простенькие сценки из обычной жизни, например, трудовые будни, народные праздники. Зачастую он рисует реальные моменты, взятые из собственной жизни. Именно поэтому на картине «Сирень», что написана в 1906 году, мы видим его любимую семью жену с их дочкой-малышкой на руках. Женщина вышла прогуляться в сад, и эта обыденная, но милая сцена, увиденная художником, так поразила его, что он решил запечатлеть её на полотне. Сегодня картина «Сирень» хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
Итак, перед нами ясный, солнечный день. Свет от лучей очень мягкий. Скорее всего, это май, потому что цветёт сирень, а зелень очень пышная и сочная. Кажется, даже воздух наполнен ароматом цветов. Весенний день выбран неслучайно, потому что это время радости и гармонии, а именно счастье, умиротворение и хочет показать нам художник.
На переднем плане картины мы видим женщину, которая на руках держит малышку. Героиня стоит недалеко от деревянного дома, огороженного резным забором. Рядом цветущий весенний палисадник: молодые деревья, недавно распустившиеся буйным цветом кусты пышной сирени. На фоне ярких красок особенно хрупкими кажутся две светлые фигуры. Женщина одета в белоснежное платье с воланами, её волосы убраны в высокую причёску. И хотя это обычная ежедневная прогулка, выглядит героиня очень торжественно и элегантно. Также аккуратно и красиво одета девочка. На ней белое в синюю полоску платьице и такой же чепчик. Белый цвет одежды подчёркивает духовную чистоту героинь, их нежность и хрупкость. Кажется, что перед нами современная автору интерпретация Мадонны с младенцем. От этих фигур веет любовью: мы видим, как мать нежно склоняется к малышке, а девочка доверчиво прижимается к ней.
На заднем плане картины мы видим деревянный дом с чисто вымытыми окнами, сверкающими на солнце. Он огорожен забором, выкрашенным светлой краской. На улице буйствует пышная зелень, распускаются яркие цветы. А в палисаднике растёт заботливо посаженная хозяевами сирень. Это ещё одна равноправная героиня полотна. Её гроздья пышные, кудрявые, переливаются всеми оттенками сиреневого цвета: от бледно-лилового до тёмно-фиолетового. Сирень такая же нарядная, как и женщина с ребёнком. Она как бы укрывает фигуры своими цветами. Общий фон картины подчёркивает трогательность момента.
На картине преобладают светлые оттенки, белые и зелёные краски. Они передают чистоту весны, спокойствие солнечного дня. Есть и яркие штрихи: цветущий куст шиповника, синие полосы на платье, как будто залитый солнцем дом. Красный, синий, коричневый цвета придают сюжету динамичность. Несмотря на контрастность, картина гармонична.
Что же хотел показать нам художник? Литеровед считает, что Б. Кустодиев передаёт красоту момента и жизни вообще. Это мимолётная, как весенний луч солнца, радость. Это нежная, как цветы сирени, сила материнской любви.
Какие чувства вызывает картина? Полотно как будто светится счастьем, нежностью. Семейная идиллия вызывает чувство спокойствия, а внешняя красота природы перекликается с внутренней красотой героинь.
Вариант 2. Сочинение в свободной форме
Борис Михайлович Кустодиев — выдающийся русский портретист, пейзажист, иллюстратор и театральный декоратор. Чем отличается его творчество? Лиричностью и тонкостью, умением чувствовать жизнь во всех её проявлениях, воплощать сложные и прекрасные её образы.
Как новатор Б.М. Кустодиев в начале XX века решается разрабатывать особый жанр. Это так называемый «портрет-картина». Как следует из названия, главными героями выступают одновременно и пейзажные зарисовки, и люди. Они неразрывно связаны между собой, равноправны. Более того, герои, их характеры раскрываются через картины природы.
Одним из ярких произведений этого жанра и является «Сирень», написанная на основе личных впечатлений в 1906 году. Юлия Евстафьевна (в девичестве — Прошинская), жена художника, в весенний — солнечный и ясный — день выходит в сад, неся на руках маленькую дочку Ирину. Б.М. Кустодиев, поражённый увиденной картиной, решается запечатлеть её на полотне.
Кстати, к этому моменту он довольно известный портретист. Его отличает владение живописной пластикой, умение пользоваться мазком, свободным и длинным, способность передавать яркие характеристики внешности модели. В его работах отражены черты модерна. В промышленную эпоху он ищет гармонию между жизнью и искусством (силами искусства хочет преобразить жизнь). Как модернист отказывается от прямых линий и углов, предпочитая плавные изгибы, характерные для природы, использует приглушённые оттенки цветов. Некоторые исследователи говорят о театральности произведений художника, что вполне естественно, ведь он действительно был декоратором в театре. Несмотря на разнообразие, все художественные работы Б.М. Кустодиева отличает любовь к жизни, не зря его называют «праздничным живописцем».
Итак, перед нами весенняя картина. Счастливый автор изображает на фоне цветущей пышно цветущей сирени женщину в белом платье, на её руках — маленькую девочку в длинном платьице, украшенном синими полосками. Нежные белые и голубые цвета оттеняются тёмно-зелёными кустами распустившейся сирени, которая растёт в палисаднике. На заднем плане — огороженный резным забором дом из брёвен, выкрашенных жёлтой, солнечной краской.
В общем-то, простая картина и обыденный сюжет, но они передают особую душевность и теплоту. Почему же это происходит? Каждый даст свой ответ. Есть он и у Литероведа. Может, потому что героиня нежно склоняется к малышке, мы видим чистую материнскую любовь. Может, потому что куст сирени и сам напоминает прекрасную молодую женщину, цветущую и полную сил, трогательную и беззащитную. Ведь это мгновение мимолётно: увы, но цветы вскоре облетят, малышка побежит, сначала неуверенно ступая ножками, а потом всё крепче и крепче шагая по дороге жизни. Время остановить невозможно. И от этого момент, изображённый на полотне, вызывает, помимо светлых чувств радости, щемящую тоску. Так и хочется сказать вслед за Фаустом Гёте:
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Борис Михайлович Кустодиев оставляет нам удивительный мир гармонии и счастья. Именно поэтому его картины (и «Сирень» в том числе) так узнаваемы и любимы.