«Охотники на привале»: сочинение по картине В.Г. Перова

«Охотники на привале»: сочинение по картине В.Г. Перова Сочинения по картинам

Вместе с Литероведом предлагаем описать известное полотно «Охотники на привале» — сочинение по картине В.Г. Перова учащиеся пишут в 7 классе сразу после изучения темы про причастия. Ниже представлены варианты работы — по плану и эссе, то есть в свободной форме.

Вариант 1. Сочинение по плану

План сочинения:

  1. Сведения об авторе и история создания картины.
  2. Когда и где происходит действие и почему художник обратился к этой теме.
  3. Общее описание картины.
  4. Описание охотников на переднем плане.
  5. Цветовая гамма полотна.
  6. Идея картины.
  7. Моё отношение к изображённому.

В.Г. Перов, пожалуй, один из известнейших и любимейших художников XIX века. Молодые живописцы даже дали ему смешное прозвище «Папа Московский», потому что очень ценили его талант и хотели быть похожими на него. В 60-е гг. в жизни Перова произошла трагедия — во время эпидемии погибла его семья. Художник стал искать успокоение в своей работе: предметом его творчества стали простые жизненные радости. Так и появилось полотно «Охотники на привале». Интересно, что картина существует в двух вариантах. Один хранится в Третьяковке, другой находится в Государственном Русском музее.

Итак, перед нами бытовая сценка. Сам Перов был любителем природы, заядлым охотником, рыбаком. У него много картин, посвящённых этим увлечениям. Это «Ботаник», «Птицелов», «Рыболов». Одно время он даже сотрудничал с изданием «Природа и охота». Именно поэтому он выбирает такой знакомый сюжет: трое мужчин отдыхают после удачной охоты.

В центре композиции — охотники, которые присели за импровизированный стол прямо на землю. Они расстелили газету, вместо скатерти. На ней мы видим остатки трапезы: фляга, чарки, кусок чёрного хлеба, огурец и яйцо. Еда простая, ведь герои не пришли сюда, чтобы покрасоваться, они действительно любят охоту, а сейчас отдыхают. И собаку они не обошли вниманием: она грызёт что-то вкусное. Мужчины понимают, что она их большая помощница, поэтому заботятся о ней. Рядом лежат ружья, рожок, охотничья сумка. Кажется, только на минутку охотники отложили свои вещи, вскоре поднимутся и возьмут их опять. Видим мы и добычу. Это заяц и птицы (тетерева или утки).

Но главное внимание, конечно же, привлекают сами охотники. Самый старший одет в недорогой, но добротный костюм, обут в высокие сапоги. С какой страстью мужчина что-то рассказывает приятелям: он размахивает руками, приподнимает брови, широко раскрывает глаза. Кажется, даже изображает какого-то зверя (например, медведя). Скорее всего, очень хочет, чтобы приятели поверили в его историю. Напротив сидит новичок. Его одежда чистая, аккуратная, как говорится, с иголочки: коричневое пальто, кожаная фуражка, новенькие сапоги, на которых даже каблуки не сбиты. Он с восторгом внимает рассказу: тот захватил его до такой степени, что он даже забыл зажечь папироску (она так и остаётся незажжённой в пальцах руки). А вот третий герой — бывалый охотник. Это простой крестьянин, который знает немало охотничьих баек. Именно поэтому он довольно скептически относится к рассказу. Мы видим ехидную и лукавую улыбку, почёсывание за ухом. Кажется, он сейчас добродушно проговорит: «Ври-ври, да не завирайся!» А вот светлая собака, расположившаяся чуть в стороне, привыкла к таким посиделкам: она спокойно ест, не обращая ни на кого внимания. Да и устала она, как и сами охотники, ведь приносить добычу — её задача.

Художник использует довольно тёмные цвета: чёрный, серый, коричневый. Ведь перед нами поздняя осень: мы видим, как трава пожухла и пожелтела, деревья стоят без листьев, а хмурое небо затянулось тучами. Может быть, и дождь вскоре пойдёт. Но картина не оставляет мрачного впечатления. Героев абсолютно не пугает такая погода, наоборот, они рады и охоте, и общению друг с другом. Именно поэтому полотно весёлое, а охотники заставляют зрителя улыбнуться.

Литеровед считает, что художник достиг своей цели — представить сюжет, похожий на анекдот, заставляющий улыбнуться. Да, на картине много несостыковок (например, ни один охотник не бросит ружьё дулом вниз, ведь оно может забиться землёй). Может быть, и эмоции немного преувеличены. Но полотно вызывает интерес зрителя, дарит хорошее настроение.

Мне картина очень нравится: пейзаж, портрет, натюрморт — художник талантливо объединил три жанра. Считаю, что любому охотнику было бы приятно получить репродукцию в подарок.

Вариант 2. Сочинение в свободной форме

Какие же нешуточные страсти кипели вокруг картины «Охотники на привале», написанной В.Г. Перовым в 1871 году! Например, В.В. Стасов — художественный критик, историк искусств, общественный деятель — говорил, что полотно за достоверность изображённого можно поставить в один ряд с охотничьими рассказами самого И.С. Тургенева. М.Е. Салтыков-Щедрин, известный русский писатель, наоборот, всячески критиковал картину и самого художника за неестественность персонажей, их некую театрализованность и гиперболизацию. Обыватели же легко узнавали в героях реальных знакомых живописца. И всё же, несмотря на такие противоречивые оценки, картина сразу же стала очень популярна. Более того, сам В.Г. Перов даже повторил её, поэтому на сегодняшний день существует два варианта «Охотников на привале», которые хранятся в разных музеях — в Москве и в Санкт-Петербурге.

В.Г. Перов был страстным любителем охоты, также он сотрудничал с журналом, посвящённым охоте, поэтому тема ему очень хорошо знакома. В 1870-х годах живописец взялся за целый цикл (так называемый охотничий). Это такие работы, как «Птицелов», «Голубятник», «Рыбная ловля», «Рыболов», «Ботаник», ну и, конечно же, «Охотники на привале». Кстати, за первую он получил профессорское звание, а позже его пригласили преподавать в училище живописи.

Кто же выступил в роли прототипов героев? В самом центре уютно расположились три охотника: один что-то увлечённо рассказывает, второй внимательно его слушает, а третий иронично усмехается.

Так вот, первый — это доктор Кувшинников, знакомый Перова. Вместе с женой врач принимал в своём литературно-художественном салоне известных деятелей того времени — Левитана, Репина, Чехова. Кстати, Кувшинников стал и прототипом чеховского Дымова из рассказа «Попрыгунья». Врач был так же, как и сам Перов, заядлым охотником. Второй герой — молодой Нагорнов, будущий чиновник. Ему как раз и принадлежит та собака, что мы видим рядом с охотниками. Ну и третий — это тоже врач Бессонов, ещё один друг художника.

Именно на этих трёх фигурах и сосредоточил внимание зрителя Перов, выделив ярким светом персонажей. Он старательно прописал каждый жест: напряжённую руку увлечённого слушателя, забывшего зажечь папиросу, растопыренные ладони рассказчика, руку недоверчивого героя, почёсывающую голову.

Конечно, тщательно прописал художник и импровизированный стол с разложенной на нём немудрёной закуской, и добычу, которая могла бы стать предметом отдельной картины, и охотничьи принадлежности — ружьё, сумку, рожок. Фоном служит осенний пейзаж с тёмным и тяжёлым небом, голыми кустами, пожелтевшей травой. Но главными, по мнению Литероведа, всё же остаются охотники: кажется, что вот-вот услышишь, о чём они говорят.  

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий