Характеристика Наполеона в романе «Война и мир» (+ таблица)

Характеристика Наполеона в романе «Война и мир» (+ таблица) Сочинения по литературе

Литеровед предлагает вашему вниманию характеристику Наполеона в романе «Война и мир» + таблицу как полезный бонус.

Суть идейного содержания эпопеи Толстого намечена в самом названии. Столкновение войны и мира лежит в основе конфликта произведения. Герои притягиваются к этим двум противопоставленным друг другу полюсам жизни. Французский император Наполеон Бонапарт является олицетворением одного из полюсов, он яркий представитель войны.

Толстой изображает французского императора с разных точек зрения. Он интересен, в том числе, как лакмусовая бумажка, которая отражает происходящие в героях изменения. Заочно Наполеон появляется в первых главах романа. Знакомя читателя с главными героями произведения, Толстой характеризует их, через их отношение к Наполеону и его делам. В диалектике души Болконского и Безухова это служит отправной точкой.

Действие эпопеи начинается в модном салоне Анны Павловны Шерер, которая «угощала» гостей французским виконтом. Кружок, образовавшийся вокруг него, заговорил о французском императоре. Пьер Безухов, бесконечно симпатичный автору персонаж, выступает на стороне Наполеона, он объясняет его действия государственной необходимостью и говорит о величии души Наполеона, о его умении взять на себя ответственность. «Для всеобщего блага он не мог остановиться перед жизнью одного человека», — аргументирует Пьер свое мнение. Он возвышает императора над революцией. По мнению Пьера, Наполеон – народный герой, он выполняет волю народа. Пьера поддерживает его друг Андрей Болконский, которому не чужды на тот момент наполеоновские идеи. Наполеон велик как человек, но у него есть поступки, которые трудно оправдать.

Андрей отправляется на войну 1805 – 1807 года, в которой Россия выступает против Франции. Бой под Аустерлицем закончился для него серьезным ранением. Он лежит на поле брани и смотрит в небо, к нему подъезжает Наполеон со свитой. Он думает, что Болконский погиб, и восхищается его смертью. В этой сцене Наполеон воспринимается скорее как некий символ, чем историческая личность. Будучи в Петербурге, князь Андрей восхищался им, мечтал найти свой Тулон, который возвысил Наполеона. Теперь же, когда Болконский лежал раненый, а над головой его было «высокое и вечное небо», французский император казался ему маленьким и ничтожным. Происходит постепенное снижение образа Наполеона. Такое ощущение, что Толстой снимает с него позолоту.

Позже император осматривает пленных, и мы снова видим его глазами князя Андрея, который отмечает радость победы и тщеславие Наполеона. Любуясь собой, он великодушно раздает похвалы, восхищается отвагой и мужеством противников. Лицо его при этом светится счастьем и самодовольством, что в очередной раз говорит о его позерстве. Наполеон всегда переживал о том, каким увидят его потомки по воспоминаниям современников. В том, что он войдет в историю, сомнений у него не было.

Изображая Наполеона, Толстой каждый раз старается подчеркнуть ничтожную роль отдельной личности в истории. Он считает, чтобы воля императора была исполнена, «необходимо совпадение бесчисленных обстоятельств». Говоря о Наполеоне в 1812 году, автор подчеркивает, что император теперь оказался особенно зависим от неизбежных законов, которые заставляли его делать для истории то, что должно было совершиться. Толстой сочувствует Наполеону, так как император не осознает своей слабости перед лицом истории. Он возомнил себя богом, вершителем судеб целых народов. Такая гордыня не остается безнаказанной.

Толстой вводит портрет Наполеона, который выглядит несколько карикатурно. «Круглый живот», «жирные ляжки», «короткие ноги», «белая пухлая шея», «маленькая пухлая рука» – не очень-то похоже на вершителя судеб человечества. Толстой использует прием художественной детали и не раз остановится на некрасивой внешности, маленьком росте  этого великого человека. Когда император недоволен, у него дрожит икра левой ноги. Эта деталь повторяется несколько раз, чтобы убедить читателя, что Бонапарт – обычный человек со своими слабостями, которого на короткое время полюбила удача.  

Он выставляет вперед грудь и живот, откидывает назад голову. Все его движения похожи на игру актера на сцене. Во время встречи с Балашевым, он изображает человека,  дорожащего временем, и не готовит речи, он уверен, что «всегда скажет хорошо и то, что нужно». Наполеона интересует только он сам, «все, что вне его», не интересно. Ему кажется, что все подчинено его желаниям. Толстой сравнивает императора с ребенком, который сидит внутри кареты и дергает за веревочки, предполагая, что управляет каретой.

Опьяненный властью и богатством Наполеон шел на восток. Его еще встречают с восторгом. Войска преданны ему и готовы ради него на смерть. Он мог бы на этом остановиться, но неожиданно для себя император пошел на Россию. Это было его роковой ошибкой. Он завел преданное ему войско в российские снега и позорно бежал, бросив его на произвол судьбы. Наполеон руководствуется голосом разума, не слушая сердце, поэтому, по мнению писателя, не смог победить Россию. Денщик Ростова Лаврушка, встретившись с Наполеоном, говорит, что тот побил всех, но с Россией так не получится.  Болконский и Безухов, возвышаясь, отказываются от ложных идеалов Наполеона.

Говоря о Наполеоне, Толстой не стремится к исторической достоверности. Для него важна сама идея наполеономании и то, как она отразилась на судьбах персонажей. К концу романа Наполеон окончательно лишен величия.

Образ Наполеона

ДействиеРечьХарактер
Спать не хотелось, делать было нечего. Он вышел на улицу, поинтересовался у гвардейца, получена ли провизия, проявив таким образом заботу о солдатах. Он говорил красноречиво и несдержанно, как это свойственно балованным людям.  Эгоцентричный: лишь то, что происходит с ним, представляет интерес.
Весь день 25 августа провел на коне, осматривал местность, обсуждал планы и лично отдавал приказы своим генералам.Он еле успевал словом за непрерывно появляющимися соображениями, «доказывающими ему его правоту».Опытный полководец.
Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него (Балашева) и очевидно его не слушая.Его речь в минуты воодушевления Толстой сравнивает с фейерверком.Тщеславный, самодовольный. Ради личной славы подверг армию опасности.
Он подошел к портрету сына и изобразил вид задумчивой нежности. Он чувствовал: «то, что он скажет и сделает теперь, — есть история».Раздражаясь, он говорил только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость.Целеустремленный: «…шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели…».
Наполеон смотрел на Москву, и уверенность обладания городом волновала и пугала его. Толстой подчеркивает холодность и напыщенность Наполеона.
Он стоял на Поклонной горе и ждал депутатов, строя планы, которым не суждено было сбыться.  
Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий