Как известно, личность и общество находятся в гармоничных отношениях далеко не всегда. Каковы же истоки этого дисбаланса? Ответы на этот вопрос вы сможете отыскать в двух вариантах итогового сочинения «В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом». В качестве аргументов использованы произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», М. Горького «Старуха Изергиль».
Вариант 1
Существует множество причин возникновения конфликтов между личностью и обществом. Я считаю, что дисгармония возникает тогда, когда поведение одного человека не соответствует устоявшимся правилам. Люди привыкают к определённым традициям, нормам. Они следуют им в течение длительного времени. Некоторые убеждения настолько сильно укореняются в сознании общества, что изменить их становится практически невозможно. Новые идеи и мысли могут быть людьми, а личность, предлагающая эти нововведения, способна показаться опасной. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.
Так, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой не смог стать частью фамусовского общества, потому что отрицал его ценности, нравственные ориентиры и особенности поведения. Александр Чацкий вернулся в Россию после длительно пребывания за границей, где он узнал много нового об искусстве, науке и литературе. Вернувшись на родину, молодой человек был убежден в том, что его соотечественники ничем не уступали иностранцам, однако его ждало полнейшее разочарование. В то время как люди в наиболее развитых странах вели беседы о философии, музыке, науке, русские дворяне думали лишь о своем статусе, выгодной партии для детей и продвижении по службе. Кроме того, они выступали против книг и других источников знаний.
Таким образом, основной конфликт во взаимоотношениях главного героя романа и фамусовского общества заключался в том, что Чацкий хотел служить, а не «прислуживаться», а его оппоненты не могли и не хотели работать честно. В основе их жизни лежали лесть, лицемерие, корысть и боязнь высказывать свое мнение. В таком обществе в качестве идеала выступал Максим Петрович, который специально падал, чтобы рассмешить царицу и получить продвижение по карьерной лестнице, а понятия чести и благородства были давно забыты. Чацкий попытался поменять устаревшие порядки, изменить мировоззрение людей, но все его старания оказались тщетными. Московским дворянам было проще поверить в то, что Чацкий сумасшедший, чем рискнуть изменить свою жизнь.
Очевидно, что истоки дисгармонии между личностью и обществом в данном примере — это конфликт мировоззренческих позиций прогрессиста и консерваторов. Главный герой осознавал необходимость перемен, но его представления не соответствовали убеждениям других людей.
Однако общество и личность могут конфликтовать не только из-за идеологических разногласий. Иногда человек сам выходит за рамки дозволенного и объявляет войну окружающим. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой убил старуху-процентщицу, чтобы доказать свое превосходство над «тварями дрожащими». Но после содеянного Раскольников ощутил не прилив сил и гордости, а мучительное раскаяние. Преступление делает его изгоем, воздвигает непреодолимую преграду между ним и обществом. Даже общение с сестрой и матерью не может заполнить пустоту, образовавшуюся внутри. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и убийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, как уничтожение своих нравственных принципов.
Таким образом, дисгармония между личностью и обществом — это следствие непонимания. Когда человек и его окружение перестают понимать друг друга, образуется конфликт, который часто заканчивается трагедией. Причем, виновной может оказаться любая стороны: или социум, который не терпит независимости и индивидуальности, или тот, кто бросает ему вызов и идет наперекор общепринятым законам и правилам.
Вариант 2
Часто в обществе появляются разногласия, и компромисс в возникшей ситуации найти невозможно. Тогда возникает общественная дисгармония – отсутствие согласия, понимания, невозможность прийти к компромиссу. Виновником этих событий может быть как само общество, так и человек, который идёт против устоявшихся правил. А иногда и обе стороны вместе.
Наиболее полно тема дисгармонии между личностью и обществом раскрывается в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Главным героем одной из легенд данного произведения является Ларра – сын женщины и орла. От матери юноша унаследовал внешность, а от отца высокомерный характер и холодный нрав. Гордый и сильный, он воспитывался высоко в горах, вдали от своего племени, и поэтому, появившись среди подобных себе в двадцатилетнем возрасте, не понимает и не принимает законов человеческого общества. Будучи уверенным в своем превосходстве, Ларра считал, что ему все позволено, даже лишить жизни того, кто отказывается подчиняться его воле. И когда он убивает девушку на глазах всего племени, племя изгоняет сына орла, избрав ему в качестве наказания вечное одиночество. Это один из примеров, когда человек ставит себя выше других и не признаёт устоявшегося порядка. Противопоставлен этому герою в рассказе Данко, который старается спасти свой народ от рабства, вывести его из темного непроходимого леса. Люди сначала верят Данко, а затем упрекают в том, что он ведет их на смерть. В итоге герой жертвует собой, вырывает свое сердце и освещает путь к свободе. Ценой его жизни племя находит дорогу к солнцу, но сразу же забывает о своем спасителе. Таким образом, дисгармония возникает в условиях, когда человек и общество не имеют общих взглядов на жизнь, на будущее.
В качестве другого примера можно привести роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения – Евгений Базаров. Он – нигилист, который отрицает значимость человеческих чувств, искусства и признает лишь точные, научно доказанные факты. Базаров открыто говорит о своих убеждениях, не задумываясь о том, что его слова могут ранить кого-то. Вследствие столкновения точки зрения нигилиста и мнения окружающих его людей, постоянно возникают конфликты и споры. А иногда подобные разногласия и вовсе оканчиваются дуэлями, как в случае с Павлом Петровичем Кирсановым. Так, именно новые идеи Евгения и неспособность консерваторов их принять стали причиной дисгармонии в обществе. Нестандартные мысли главного героя противоречили привычным для всех убеждениям.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что общество часто отрицает все новое, не признавая необходимость перемен. Традиции, привычки большого количества людей изменить чрезвычайно сложно. Смелые идеи и попытки изменить сложившиеся устои становятся причиной дезорганизации общественной жизни, вызывают конфликты и споры.