А.С. Пушкин – философская лирика, полный анализ

А.С. Пушкин – философская лирика, полный анализ Анализ стихотворений

Александр Сергеевич Пушкин писал в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимает философская лирика, полный анализ которой поможет лучше понять данную тему. Команда Литеровед.ру подготовила самые известные произведения на данную тему, что помогает больше понять мысли поэта.

Будучи еще юношей, поэт часто придавался философским размышлениям. Он часто размышлял о смысле жизни, случайностях и закономерностях бытия, а так же о взаимоотношениях поколений.

Гораздо позже в произведениях поэта появляется тема религии, но даже в этом случае он делает это в своей неподражаемой манере. Автор не пытается показать поверхностную часть, он старается заглянуть в самую глубь, пытаясь раскрыть все аспекты в этом очень непростом вопросе. Еще в раннем детстве он увлекался творчеством различных античных поэтов. Стоит вспомнить, что на то время философ и поэт были одним целым. Возможно поэтому в каждом из стихотворений автора есть о чем поразмышлять.

Философская лирика А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин не зря получил славу одного из самых великих поэтов того времени. Благодаря ему в русской литературе впервые появилось понятие реализма, основоположником которого и является Александр Сергеевич. Благодаря этому смогли раскрыться таланты и других великих поэтов и писателей, таких как: Лермонтов, Гоголь, Толстой. Некрасов, Достоевский. Лирика Пушкина затрагивает огромное количество различных тем. Но какими бы не были разными темы, поднятые поэтом в своем творчестве, их все объединяет философское содержание и размышления.

Александр Сергеевич, как человек образованный, всю свою недолгую. Но яркую жизнь, размышлял над различными философскими темами. Он очень много думал о смысле жизни, добре и зле, о роли поэта и поэзии как таковой. Это далеко не весь список тем, которые интересовали поэта. Все эти темы проявились и в его творчестве.

Отличительной чертой философской лирики у Пушкина заключается в том, что она носит глубоко личный, можно даже сказать интимный характер. Каждую из интересующих его тем он пропускал через себя, вкладывал в неё свою душу, опят, мысли и переживания.

Вопросы вечности начали его волновать ещё в то время, когда он был студентов Царскосельского лицея. На тот момент поэт считал, что главный смысл жизни заключается в наслаждении: дружеских посиделках, веселых компаниях, веселье, но никак не в грусти.

“Гроб Анакреона” (1815)

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови; 

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай; 

Страстью пылкой утомляйся 

И за чашей отдыхай! 

Данное произведение поэт написал, будучи шестнадцатилетним юношей. Во многих произведения Александра Сергеевича того времени просматриваются идентичные взгляды и мысли.

До капли наслажденье пей, 

Живи беспечен, равнодушен! 

Мгновенью жизни будь послушен, 

Будь молод в юности твоей!

В обращении к товарищу, автор утверждает, что смысл всего заключается именно в наслаждении, веселье и дружеских посиделках.

20-е годы и творчество поэта

Данное время стало переломным в жизни и творчестве автора. Он занялся подведением итогов своей прожитой жизни, а так же реализации в творчестве.

Находясь в южной ссылке, автор полностью растворяется в романтизме, что свойственно было всему молодому поколению того времени. Он выбирает себе двух кумиров: Наполеона и Байрона. Так же меняются и философские размышления поэта. Он уже не видит смысла в развлечениях и прожигании жизни, теперь главным для него становится подвиг. Это все отражается в лирике поэта, которая наполняется стремлением действовать, героизмом, величественными порывами души.

«К морю» (1824)

В стихотворении «К морю», которое автор пишет в 1824 году, как и в стихотворении «Погасло дневное светило», поэт находит для себя новый источник вдохновения – океан. Сидя на берегу, автор придается мечтам и размышлениям. Именно из моря он начинает черпать свое вдохновение. Он неоднократно ставит в сравнение море и человеческую жизнь.

Найдя новые увлечения и идеалы, автор отрекается от прежних ценностей. Они для него больше не играют такой важной роли, как играли в юношестве.

Мне вас не жаль, неверные друзья, 

Венки пиров и чаши круговые — 

Мне вас не жаль, изменницы младые, 

Задумчивый, забав чуждаюсь я

В середине 20-х годов поэт переживает кризис мировоззрения. Все меньше в его жизни остается места романтизму, и все больше начинает проявляться реализм. Автор начинает смотреть на жизнь трезво, она его перестает так радовать, как это было ранее, проблемы становятся реальнее. Пушкин перестает вообще видеть в ней как таковой смысл, а так же ту самую высокую цель, которую преследовал до этого.

«Телега жизни» (1823)

В своем стихотворении «Телега жизни», которое пишет в 1823 году, он начинает сравнивать жизнь с телегой, которая постоянно находится в движении с утра и до поздней ночи.

Катит по-прежнему телега; 

Под вечер мы привыкли к ней, 

И дремля едем до ночлега, 

А время гонит лошадей. 

Далее следовал ещё тяжелее период в жизни поэта. Это было связано с поражением декабристов в восстании. Ведь многие, принимавшие участие в восстании, были его близкими товарищами. В итоге их либо казнили, либо сослали в Сибирь. Автор так же собирался принимать участие в данном мероприятии, поэтому постоянно испытывал перед ними чувство вины. Плюс ко всему на автора навалились неудачи в личной жизни. Это наложило отпечаток и на его творчество, в котором все больше начало слышаться отчаяние. Он не видит больше смысла ни в своих идеях, ни в жизни как таковой.

Цели нет передо мною: 

Сердце пусто, празден ум, 

И томит меня тоскою 

Однозвучный жизни шум. 

«Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Поэт пишет свое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», будучи двадцатидевятилетним мужчиной. Его начинают интересовать темы бессмертия и смерти, смена поколений, извечная тема добра и зла.

Тему добра и зла он рассматривает и в своем произведении «Анчар», которое пишет в этом же году. В этом стихотворении речь идет об анчаре – ядовитом дереве, в образе которого поэт передает все воплощение зла, которым люди начинают пользоваться необдуманно, ради собственной выгоды.

Но не только грустные мысли одолевали автора. Если рассмотреть его стихотворение «Элегия», то здесь поэт утверждает обратное. Он не отрекается от жизни, предпочитая смерть. Несмотря ни на что, он собирается продолжить свой жизненный путь, продолжать свое творчество. Он считает, что именно  таким образом он сможет к закату своих дней обрести гармонию, любовь, и быть, наконец-то, счастливым.

Так же Пушкин задумывается о разуме и безумии, считая безумием – самым страшным жизненным испытанием.

Он уверен в том, что его призвание – это творить, указывая своим творчеством путь народу. Своей поэзией он способен менять взгляды и судьбы людей, давая хорошие советы, пробуждая и вдохновляя на подвиги!

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий