Сочинение: Должен ли человек чтить своих предков?

Должен ли человек чтить своих предков? Итоговые сочинения

Итоговое сочинение «Должен ли человек чтить своих предков?» рассказывает о том, что незнание прошлого грозит бедой в будущем. Лишь уважительное отношение к предкам делает человека сильным в настоящем.

Знаете ли вы хоть что-то о своих предках: их имена и прозвища, кем они были, какая у них судьба? А сколько поколений сумеете назвать, если вас немедленно попросят нарисовать генеалогическое древо? Идеально, если человек помнит предков, как говорится, «до седьмого колена». Почему до седьмого? Вспомните про слово «семья», состоящее как раз из двух частей. Традиция почитать предыдущие поколения уходит в далёкое прошлое. Но понимание, ради чего это сегодня делать, зачастую утрачено. Представьте дерево, где ствол — это живущие сейчас, ветви — это дети (уже родившиеся или будущие — неважно), а корни — это как раз предки. Разве может быть дерево могучим, цветущим, если у него слабые и безжизненные корни? Конечно, нет. Любой ураган сломит его. Так и человек не может быть сильным, если не будет знать и чтить своих предков. Именно семья даёт каждому поддержку в трудных жизненных ситуациях. Поэтому человек не просто может, а обязан чтить своих предков, следовать их традициям. Эту мысль подтверждают и литературные примеры.

Вариант 1

Так, в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой показывает нам две дворянские семьи Ростовых и Болконских. Они аристократы по рождению, и, казалось бы, могли жить как угодно (у них есть собственные имения, слуги, положение в обществе). Но своими поступками, поведением, образом жизни они каждый раз доказывают, что достойны предыдущих поколений.

Основные ценности семьи Ростовых — это честность, искренность, жизнь по совести и любовь к окружающим. Герои не привыкли сдерживать эмоции и ведут себя открыто. Именно поэтому так тянутся к ним другие. Вспомним сцену именин Наташи. Гостей встречают радушно, приглашают остаться на ужин (все финансовые вопросы отодвинуты в сторону). Говорят по-русски, искренне смеются над рассказом о Пьере. Такое поведение даже сложно представить, например, в салоне Анны Павловны Шерер. Там Безухова просто унизили бы и осудили. Здесь же все открыто высказывают свои мысли, мягко и доброжелательно. Эта сцена помогает увидеть образец настоящей семьи. Лучшие качества перенимают у своих родителей и дети. Наташа отдаёт раненым подводы, не думая о том, что останется без приданого. Такое поведение резко контрастирует, например, с желанием Берга в этот же момент прикупить «шифоньерочку» подешевле. Ей кажется непостижимым, что можно поступить иначе. В таком поступке проявляются семейные ценности, передаваемые из поколения в поколение: и это следование голосу совести. Такая же доброжелательность проявляется и в действиях Пети. В партизанском отряде Денисова мальчика любят за открытость, чуткость, отзывчивость. Он же озвучит мысль о том, что стоит покормить пленника Винсента. В нём Петя видит не врага, а просто ровесника, попавшего в беду. Подобным образом проявляется великая любовь к людям, которая лежит в основе семьи Ростовых.

Болконские иные, но и они не подводят своих предков, ведущих родословную от Рюрика. В этой семье строгая атмосфера, старый князь во всём любит порядок, который неукоснительно соблюдается всеми. У него тяжёлый характер, но в нём и много положительных качеств: князь Болконский не привык сидеть без дела, он деятелен и трудолюбив. Эти черты перенимает от отца и Андрей. Перед нами сильная личность, неординарная, наделенная недюжинными талантами. Он постоянно ищет себя, пытается стать лучше. В разные периоды жизни мечтает о героических поступках, о славе, о любви, о служении Отечеству. Но как бы ни менялось мировоззрение князя Андрея, он всегда привлекает честностью, неподкупностью, умом. Княжна Марья терпеливая и покорная, но готова на жертвы ради близких. Дом Болконских — образец аристократизма. И хотя у членов семьи неповторимые характеры, их объединяет фамильная гордость, благородство. Их предки посвятили жизнь служению Родине, а потомки достойно продолжили их дело.

Так, писатели раскрывают мысль о том, что потомкам стоит учитывать опыт предыдущих поколений, чтить своих предков. Через семью каждый из нас получает жизненный опыт, учится строить собственную жизнь. Хорошо, когда отцов и детей связывают не только кровные узы, но и взаимное уважение, дружба. Именно такие отношения потомков и предков помогают передать лучшее из поколения в поколение.

Вариант 2

В повести «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутин рассуждает о том, что может произойти, если человек не будет чтить предков. Сюжет произведения простой: деревню должны затопить, так как строят гидроэлектростанцию. Но представители старшего поколения отказываются её покидать: здесь их дома, а главное — здесь могилы предков. Уйти отсюда — означает предать и своё прошлое, и себя настоящих. Дарья, главная героиня, считает, что только люди без совести способны разрушить кладбище. Она свято чтит традиции, хранит память о предках. Именно поэтому прощается с домом, как с живым человеком: убирается в нём напоследок, белит стены. Но всё же она чувствует вину за то, что не смогла отстоять ни деревню, ни последнее место упокоения родителей. Именно поэтому умирает и старый Егор: после переезда в город не может спать спокойно, ведь он потерял связь с прошлым. Однако есть и те, кто равнодушно относится к происходящему. Более того, даже с радостью отрекается от прошлого. Так, Зотов сжигает свой дом и бросает старую мать. Что ждёт этих людей? На этот вопрос отвечает сын Дарьи Павел: он ощущает себя деревом, вырванным с корнем, потому что теперь у него нет дома, нет прошлого. Читатель вместе с автором приходит к однозначному выводу о том, что ошибки в настоящем, отказ от предков отзовутся бедой в будущем.

Развивается эта мысль в романе Дж. Оруэлла «1984». Даже не о почтении предков идёт речь, здесь их вовсе предали забвению. В Океании прошлое забыто, все факты переписаны в угоду нынешней власти. А власти в лице Большого Брата угодно вести войну. Сегодняшние друзья объявляются врагами, а завтра — наоборот. И люди, послушные пропаганде, спокойно убивают бывших союзников. Войной оправдывается всё — и бедность, и дефицит продуктов, и тотальная слежка. Но никто особо не способен мыслить самостоятельно. Люди (пролы, рабочие) даже не задумываются о том, что можно существовать как-то иначе: ведь они ничего не знают о своих предках, об их традициях, о другой — мирной — жизни. Народ, лишённый истории, оторванный от своих корней, стал безвольным и спокойно принимает бесчеловечный, по сути, принцип: «Война — это мир». Так, автор подводит читателя к мысли о том, что незнание прошлого приводит к несчастной, несвободной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно память о жизни предков служит нам вечным напоминанием обо всём хорошем и плохом. И это уберегает нас от повторения ошибок. Поэтому мы — потомки — должны чтить предыдущие поколения, должны учиться у них доброте, любви, построению мирной жизни.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения по направлению «Забвению не подлежит» вам могут понадобиться и другие аргументы, которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий