Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Как научиться понимать самого себя?». Персонажи русской классической литературы помогают понять эту проблему.
Вариант 1
Впервые вопрос о самопознании возникает, когда человек начинает себя осознавать как личность. Он понимает, что отличается от других людей, начинает замечать, что не всегда ему хочется поступать так же, как делают другие. Тогда появляются вопросы, почему я не хочу играть на скрипке так же, как мой брат. Почему мне хочется любоваться природой, слушать пение птиц? Почему скучно на физике и очень интересно на биологии? Все эти вопросы можно объединить в один: кто я, что я из себя представляю? Чтобы понять себя, существуют разные способы. Иногда в жизни человека складываются сложные, исключительные обстоятельства и заставляют человека разобраться в себе и своих желаниях. Иногда в этом помогают книги, люди. Я попытаюсь подтвердить эти мысли примерами из художественной литературы.
Главный герой повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» Петр Попельский с рождения отличался от других людей тем, что был слеп. Его восприятие мира отличалось от восприятия зрячих людей. С этим связано его увлечение музыкой, которая стал его глазами. Родным людям сложно было понимать чувства мальчика. В его воспитании активное участие принимает его дядя Максим Яценко, брат матери. Он считал, что мальчик должен стать сильным, самостоятельным. Он воспитывал в нем характер бойца, чтобы Петрусь не сломался из-за своего недуга. Дядя помог племяннику в юношеском возрасте, когда Петром овладело отчаяние, злость. Это произошло после поездки в монастырь, где герой встретился с братьями по несчастью. Петр мучился сам, изводил родных. Эти переживания привели его к нервной болезни. Выздоровев, юноша вместе с дядей уезжает в Киев. Дядя предлагает ему отправиться путешествовать со слепыми странниками. Это помогло Петру понять себя, он вернулся другим человеком. До этого познание мира было ограничено усадьбой, круг общения родственниками и соседями. В путешествии перед ним открылся большой, неведомый мир. Он встретился со многими людьми, узнал о горе. Оказалось, что его беда не самое большое. Его сердце сжималось от боли и новых ощущений. Личное горе отступило, открыв душу для людей. Домашние в его музыке услышали что-то новое. Петр понял себя, свое предназначение. С помощью музыки он открывал людям настоящие жизненные ценности. Герою повезло, что рядом с ним оказался мудрый дядя, который помог ему понять себя.
Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов на протяжении всего произведения пытается понять себя, найти смысл жизни. Писатель пытается проследить, как формировался характер будущего декабриста. Внебрачный сын графа Безухова, он живет и воспитывается за границей до совершеннолетия. Его кумиром является Наполеон. В российском обществе он не сразу разобрался. Князь Курагин с первых дней взял его под свою опеку. От столичного светского общества его отличает искренность, наивность. Неумение разбираться в людях приводит его в плохую компанию. Пьер проводит время с Анатолем Курагиным, который известен своими похождениями. Затем князь Василий женит его на своей дочери Элен, которая оказывается распутной и расчетливой особой. После развода Пьер оказывается в подавленном состоянии, он недоволен собой, пытается понять, что плохо, что хорошо. Герой ищет применения своим силам. Судьба сводит его с масонами. Он пытается облегчить участь крепостных крестьян в своем имении, хочет жить для других и видит в этом смысл жизни. Вскоре вновь наступает разочарование, Пьера охватывает состояние безысходности, отчаяния. В дни войны 1812 года Безухов стремится выразить любовь к Родине, он не может оставаться в стороне. Герой участвует в Бородинской битве, на собственные средства снаряжает полк. В конце концов, попадает в плен, где встречает философа из народа Платона Каратаева. Тот делится с Пьером своей жизненной мудростью. Беседы с Каратаевым заставили душу Пьера возродиться, он по-новому посмотрел на мир. Он понял, что счастье в нем самом. Особые жизненные обстоятельства, встреча с необычным человеком помогли Безухову понять себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек имеет свой путь к себе. Если он не оставляет стремлений познать самого себя, то непременно найдет для этого способ.
Вариант 2
На первый взгляд может показаться, что понимать себя очень просто. Мы находимся с собой каждый день по двадцать четыре часа в сутки. Мы знаем все свои тайные мысли, желания и ежедневно ведем с собой беседы о своих сомнениях. Только простота эта кажущаяся. Часто человеку очень сложно разобраться в себе. Чтобы научиться понимать себя, требуется только одно – желание. Человек мыслящий, анализирующий свои слова, чувства, поступки, желающий понять себя, в конце концов, сможет постичь глубину своего внутреннего мира. Я попытаюсь доказать эти мысли примерами из художественной литературы.
Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин обладает аналитическим мышлением. Он пытается постичь суть вещей, понять жизнь и самого себя. Печорин выбрал хороший способ самопознания. Он ведет дневник, честно описывая свои мысли, чувства, поступки. Герой не старается казаться лучше, чем он есть. Он не лукавит перед собой, его честность помогает ему правильно оценивать себя. Герой не старается приукрасить действительность и объяснить причины своих поступков какими-то благородными целями. В разговоре с собой он признается, что его любовь никому не принесла счастья, потому что он ничем не жертвовал ради любви. Он предполагает, что при рождении у него было высокое предназначение, но он растратил себя на мелкие страсти. Свое предназначение он так и не смог понять. Печорин все знает о себе, но делает ли это легче его жизнь? Великие знания порождают великую скорбь. Герой страдает от осознания своих недостатков. Герой страдает от своего бессилия перед судьбой, но не знает, как изменить ситуацию. Понимание себя не принесло герою пользы, он остался одиноким, «лишним» человеком.
Иногда просто не нужно мешать своей природе, и понимание придет само собой. Я считаю, что так произошло с героем романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич много думал, лежа на своем любимом диване. Это было его основным занятием. В сознании героя рождались разные мечты, образы, проекты. В них проявлялась внутренняя сущность героя. Он очень хорошо понимал себя. Обломов мог объяснить, почему он не ходит на службу, почему не выходит в свет. Он находил все эти занятия однообразными, бессмысленными. Когда Штольц пенял ему на то, что он все время лежит и спит, Илья Ильич парировал: не то ли делают все остальные. Они спят за карточными столами, на балах. Светская суета заслоняет жизнь человека. Люди, по его мнению, мыкаются то в театр, то в гости. Лежание Обломова имеет смысл. Мечта героя, цель жизни была им достигнута. То идиллическое существование, которое он создал в своих мечтах, он нашел в союзе с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. В его голове возникла мысль, что некуда больше стремиться, нечего больше искать. При всех своих недостатках Обломов смог понять себя, определить свою цель. Он пришел к своему идеалу, что редко случается с людьми. Причем эта цель мало отличалась от стремлений активного Штольца. Сделав предложение Ольге, тот также решил, что некуда больше идти.
Таким образом, каждый человек находит свой путь к самопознанию. Кто-то ведет дневник, анализирует свои чувства, мысли, поступки, кто-то мечтает, лежа на диване. Неважно, какой способ использует человек, главное, что он приходит к пониманию своих целей, идеалов. Это осознание делает его счастливым.
Дополнительные аргументы
Дорогие читатели! Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» вы можете найти в рубрике «Банк аргументов». Они помогут написать собственные сочинения по данному направлению.