Итоговое сочинение: Какие времена можно назвать жестокими?

Итоговое сочинение: Какие времена можно назвать жестокими? Итоговые сочинения

Литеровед публикует итоговые сочинения на тему «Какие времена можно назвать жестокими?», в которых высказывается точка зрения на проблему с опорой на произведения русской литературы.

Вариант 1

Времена, которые приносят людям боль и горе, можно считать жестокими. Военные годы, тоталитарный режим, смена власти отражаются на людях, разрушая их судьбы, унося их жизни, внося разлад в их внутренний мир. Обстоятельства жизни создают тяжелые условия для существования, реализации способностей, удовлетворения потребностей. Люди лишаются свободы, что порождает недовольство существующим режимом, властями. Они начинают роптать, отстаивать свои права. Власть жестоко расправляется с ними. Такие времена нашли отражение в художественных произведениях.

Тяжелым бременем легла на народ эпоха правления царя Ивана Грозного, талантливо описанная в романе А. Н. Толстого «Князь Серебряный». Главный герой возвращается в Россию из Литвы, где прожил пять лет. Он находит на родине новые порядки. Царские любимчики опричники творят разные бесчинства, прикрываясь волей монарха. Простые люди абсолютно бесправны. Опричники могут безнаказанно убивать людей, грабить, жечь дома. Толстой представляет их исключительно в виде отрицательных персонажей. Грубые, жадные, жестокие, невежественные, заботящиеся о собственном благополучии, они ради своей корысти не брезгуют ничем. Деспотичная власть не способствует развитию государства. Толстой останавливает внимание читателя на царе, который, принимая государственные решения, руководствуется собственными прихотями. Все эти события послужили причиной тому, что царь получил прозвище Грозный. Страна наполнена виселицами, но народ не сломлен и готов за себя постоять. Об этом говорит эпизод, когда царь хотел ударить юродивого. Народ поднялся на его защиту, напугав Ивана Грозного. Толстой показывает противоречивость эпохи. С одной стороны бесчинство и произвол царя и опричников, с другой – не покорившийся их воле народ. Толстой показывает в романе жестокое время, когда народ абсолютно бесправен, за любую провинность может лишиться жизни, когда даже дома люди не могут чуствовать себя в безопасности.  

Созвучна роману Толстого поэма А. А. Ахматовой «Реквием». В произведении отражена эпоха сталинского тоталитарного режима. Для названия поэмы поэт выбрала церковный термин, обозначающий заупокойную службу по умершему человеку. Показывая трагизм эпохи, Ахматова объединяет три традиции: фольклорную, поэтическую и христианскую. Она использует элементы народного плача, христианский образ Марии Магдалины, образ лирической героини. В поэме выражено народное горе, гнев, тоска, пропущенные через призму личного горя. Ахматова не один день провела в тюремных очередях, пытаясь передать посылки мужу и сыну. Сознание лирической героини раздваивается. Она смотрит на свои страдания со стороны, ей кажется, что она не смогла бы этого выдержать.

Тщательно подобранные художественные средства отражают колорит эпохи. Наиболее точной иллюстрацией времени служат строки:

“Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград”.

Тюрьма выступила символом времени. Размах зла, охватившего страну, был ужасающим. Семьи, которых бы не коснулся каток сталинских репрессий, считались по пальцам. В последней части поэмы поэт возводит памятник всем жертвам репрессий. Ахматова призывает не забывать это время, помнить о невинных жертвах.

Эти примеры объединяет образ тирана, стоящего у власти. Авторы осуждают их эгоизм, жестокость, лицемерие. Мы видим, как низко может пасть человек, для которого не существует никаких законов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что особой жестокостью отличаются времена, когда у власти находится деспот, тиран. Его целью является непосредственно власть, а не благо народа, которым он правит.

Дополнительные примеры

Найти дополнительные аргументы для итоговых сочинений можно, пройдя по ссылке. Они окажут помощь при написании ваших собственных работ.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий