Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Итоговое сочинение: Может ли научный прогресс привести к катастрофе? Итоговые сочинения

Литеровед предлагает несколько вариантов итоговых сочинений на тему «Может ли научный прогресс привести к катастрофе?», в которых автор размышляет о поставленной проблеме на примерах художественных и публицистических произведений.

Вариант 1

XX век отличается невероятным развитием научных технологий. За последние несколько десятилетий наука совершила огромный скачок, который перевернул представления человека об окружающем мире. Кто в наше время не имеет хотя бы элементарных представлений о нанотехнологиях, квантовой физике, ядерной энергии? Цифровые технологии внедрились во все сферы человеческой деятельности. Научный прогресс двигает человечество вперед, и в то же время таит в себе много опасностей.

Развитие цивилизации заставило людей искать новые источники энергии. Поставщиком большого количества энергии является атом. В основу этого открытия легли идеи древних греков о невидимых неделимых частицах. Уже в XX веке Бор разработал квантовую теорию, а Беккерель открыл явление радиоактивности. В 1939 году мир узнал о возможности получения огромного количества энергии при делении ядер урана.

Ядерная энергия была поставлена на службу человеку. Спустя несколько десятилетий это чудесное открытие привело к катастрофе. Документальное произведение С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» рассказывает об аварии на Чернобыльской электростанции, произошедшей в 1986 году. Известие о взрыве на АЭС всколыхнуло весь мир.

Книга состоит из монологов простых людей, которые невольно стали участниками событий. Большинство из них оказалось совершенно безграмотными в вопросах, связанных с ядерной энергией. В то время никто не представлял, с чем они столкнулись. Произведение невозможно читать без слез. А сколько их было пролито в те дни, когда люди расставались со своими домами, прощались с близкими, хоронили родных. Люди были не готовы к предотвращению сбоя в работе станции, это привело к взрыву, поэтому было огромное количество жертв. Территория Чернобыльской АЭС до сих пор является зоной отчуждения, хотя сейчас о страшном событии напоминают только заброшенные дома, заводы. Некоторые люди вернулись сюда спустя некоторое время, некоторые вовсе не уходили, пожелав закончить земные дни под родной крышей.

В этом случае прогресс столкнулся с халатностью и безответственностью служащих и руководства АЭС. Жертвами же стали простые люди: военные, пожарные и просто добровольцы, которые отдавали свои жизни ради того, чтобы жили их родные и близкие. Научные открытия накладывают на людей большую ответственность перед соотечественниками и человечеством. Легкомыслие может привести к необратимым последствиям.

Открытие ядерной энергии было незамедлительно подхвачено создателями оружия. В 1953 году недалеко от города Семипалатинска в Казахстане было проведено испытание водородной бомбы, которое привело к тяжелым последствиям и стало роковым для жителей близлежащих населенных пунктов. Для них это было настоящей катастрофой. Об этом событии рассказывает Р. Сейсенбаев в произведении «День, когда рухнул мир». Автор поднимает проблему дальнейшего существования человечества. Техническое развитие, по мнению автора,  сделало людей беспечными. Они бездумно тратят природные ресурсы, занимаются саморазрушением. Герой рассказа, будучи ребенком, стал свидетелем взрыва водородной бомбы. Во время этого события на его глазах погибла маленькая девочка, которую он хотел, но не смог спасти. Став взрослым он оценил масштабы трагедии. Автор рассказывает о людях, которые еще долго умирали от онкологических заболеваний, о матерях, которые рожали больных, неполноценных детей. Прочитав произведение, невольно задаешься вопросами: «Стоит ли такой прогресс человеческих слез? Является ли прогрессом создание ядерных боеголовок?»

Эти произведения объединяет тема трагедии. В Припяти взрыв произошел случайно, по халатности людей. В Семипалатинске – это был спланированный акт. Но в обоих случаях жертвами стали ни в чем не повинные люди. Они оказались виновны только в том, что жили рядом с эпицентром взрыва. Научный прогресс считается синонимом развития человечества, но в некоторых ситуациях его достижения приводят к трагическим последствиям. Задача людей – исключить возникновение катастроф.

Вариант 2

Люди не перестают мечтать. Их мечты двигают науку вперед, подвигают ученых на новые открытия, изобретения. Главное предназначение научного прогресса – создавать комфортные условия для жизни людей, облегчать их труд, освобождать время для духовного развития. В некоторых случаях ситуация выходит из-под контроля, и тогда происходят катастрофы.

В произведении М. Булгакова «Роковые яйца» гениальный ученый Персиков изобретает луч, который способствует ускорению роста живых существ. Тот год был тяжелым для сельского хозяйства: все куриное поголовье погибло от гриппа. Заведующий совхозом Рокк уговаривает профессора дать ему установку, чтобы ускорить рост куриной молоди. Халатность работников почты привела к тому, что заказанные профессором змеиные яйца отправили в деревню, а куриные пришли в институт. В кратчайшие сроки из яиц вывелись гады разных мастей и расползлись по окрестностям. В губернии объявлено военное положение, твари приближались к Москве. Только внезапно наступившие холода смогли остановить катастрофу.  

Возможно, если бы профессору позволили завершить исследование луча, это привело бы к полезным для человечества результатам. Но вышестоящие органы, далекие от науки, распорядились по-другому, и ничего хорошего из этого не вышло. В жизни часто так бывает, что малообразованные, безответственные люди, стоящие у власти, принимают ошибочные решения, приводящие к трагическим последствиям.

О страшных событиях, которые произошли в Москве после Взрыва, рассказывает в романе «Кысь» Т. Толстая. После этого события прошло больше двухсот лет, и Москвы-то как таковой уже нет. И людей настоящих мало осталось, все больше мутанты. Те, кто уцелел после взрыва, превратились в долгожителей. Люди деградировали, книг не читают. Ходит слух, что книги пропитаны радиацией, и от них болезнь может приключиться с человеком. Их изымают у владельцев, только Главный Санитар собирает в своем доме большую библиотеку.

Т. Толстая отразила в романе неизбежную гибель цивилизации. Когда общество достигает высокого уровня и утрачивает духовность, происходят какие-то катастрофы. Так погибли Содом и Гоморра, Римская империя, разграбленная варварами. В этом романе пресытившееся общество было уничтожено Взрывом. Одна из героинь сказала, что кто-то доигрался и рвануло. Люди утратили технические достижения и вернулись в первобытное состояние.

Оба примера подтверждают, что шутки с техническими изобретениями плохи. Научный прогресс, который призван служить человечеству, в некоторых случаях приводит к прямо противоположным результатам. Оказавшись в руках непосвященных людей, достижения науки и техники приводят к катастрофам вселенского масштаба.

Аргументы по направлению »Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?’ находятся в разделе «Банк аргументов», в который можно перейти по ссылке  https://literoved.ru/bank-argumentov

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий