В итоговом сочинении на тему «Что мешает человеку оставаться собой?» команда Литероведа выскажет свое мнение по этому вопросу и приведет два аргумента из художественной литературы для доказательства своей точки зрения. Выпускники 11 классов могут использовать данную работу для примера при написании сочинения по направлению «Разговор с собой».
Вариант 1.
Как часто человеку приходится играть разные роли: строгого начальника, идеальной жены, заботливого супруга, верного друга, любящего сына. И только в редкие минуты, когда мы остаемся наедине с собой, мы становимся теми, кто есть на самом деле. Так что же мешает человеку оставаться самим собой всегда, а не быть тем, кем нас хотят видеть, не подстраиваться ни под кого? Ответ на поставленный вопрос попытаемся найти на страницах литературных произведений.
Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого – это не просто книга, а настоящая энциклопедия, которая может дать ответ на любой вопрос. Автор произведения считает одной из причин, по которой человек играет роли, пряча свое истинное лицо, — это привычки, традиции, сложившиеся в том обществе, в котором человек живет. На самых первых страницах романа он знакомит нас с придворной аристократией, собравшейся в салоне Анны Шерер. Писатель показывает, насколько все в этих людях фальшиво, неискренне. Все их слова и поступки идут не от чистого сердца, а продиктованы необходимостью соблюдать приличия. Например, хозяйка салона, фрейлина императрицы, преисполнена оживления. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», — говорит о ней автор. И все давно привыкли к этой ее роли, и даже когда ей самой не хотелось быть таковой, она делалась энтузиасткой, чтобы не обмануть ожидания людей, давно ее знавших. Выражение лица хозяйки салона и ее гостей меняется в зависимости от темы разговора и ситуации. Говоря об императрице, Анна Павловна надевает маску глубокой преданности, уважения и грусти, а князь Василий Курагин, рассказывая о своих детях, улыбается более неестественно и одушевленно, чем обычно. Великосветское общество настолько привыкло носить «приличьем стянутые маски», что даже и не помнит никто, наверное, какие они есть на самом деле.
Еще одной причиной, которая не дает возможности быть настоящим, искренним, является страх. Человек боится показаться добрее, чище, милосерднее, чем к нему привыкли. Он боится открыть настоящее лицо, чтобы не потерять те блага, которыми обладает. Мы убеждаемся в этом, читая роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ одного из главных героев романа – Понтия Пилата – запоминается читателям сразу. Прокуратор Иудеи, отдавший приказ о казни Иешуа Га-Ноцри, предстает перед нами человеком надменным, властным, грозным. Это жестокий правитель, волевой человек. Он не верит людям, боится впустить их в свою жизнь, поэтому одинок. Хотя Понтий Пилат богат, знатен, его жизнь не наполнена радостями жизни, поэтому, по мнению Иешуа, пуста и скудна. Прокуратор обладает особым внутренним чутьем, интуицией. В бродячем философе он рассмотрел человека умного, доброго, искреннего, с которым приятно беседовать, которого интересно слушать. В его власти было помиловать Иешуа, но Понтий Пилат не сделал этого и потом горько раскаивался в своем поступке. Во время чтения романа читателя не покидает уверенность, что прокуратор не такой, каким хочет казаться. Он любит животных. Его пес является для него настоящим другом, единственным существом, к которому он по-настоящему привязан. Понтий Пилат ненавидит Ершалаим, каждый раз по приезде в город он болеет, здесь ему приходится находиться по делам службы. Он предпочитает жить в своей резиденции в Кесарии, думается, потому, что там можно быть самим собой, не притворяться и не играть роль строгого судьи.
Таким образом, живя в обществе, человек редко показывает свое истинное лицо, боясь осуждения, насмешек со стороны социума, или его поступками руководит страх потерять власть, а вместе с ним и все блага, которыми он пользуется благодаря своему положению. Чтобы не прятать свое лицо за маской, нужно, на мой взгляд, быть очень смелым человек, не боящимся осуждений и чужого мнения. А такими, к сожалению, могут быть только единицы.