Уважаемые выпускники! Предлагаем вам познакомиться с итоговыми сочинениями на тему «Почему человеку сложно понять себя?», которые помогут вам определить собственную позицию по проблеме.
Вариант 1
Понять причины поступков человека бывает очень сложно, даже если это касается себя самого. Причина непонимания кроется в сложности человеческого сознания. На действия людей влияют обстоятельства, мотивы, особенности характера, окружение. Мозг не в состоянии уловить мельчайшие детали, которые влияют на их мысли, поступки. Мировоззрение человека также складывается под воздействием окружения, книг, среды. Все это затрудняет понимание себя самого. Человека терзают сомнения, он пытается понять причины своих поступков. Все это составляет его внутреннюю жизнь. Этим процессам, происходящим в сознании, посвящены многие художественные произведения. Некоторые из них я приведу в качестве примеров.
Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин умен, молод, полон сил. К сожалению, он не может найти приложения своим необъятным силам. Это является одной из его проблем. Характер его достаточно противоречив. Он может проявлять сострадание, любовь, ему не чужды благородство и душевные порывы. Эти черты замечает в нем Максим Максимович. Печорин склонен анализировать свои поступки и черты характера, как показывает его дневник. Записи, которые он ведет в нем, открывают некоторые отрицательные стороны его натуры. Он говорит о том, что ему нравится подчинять людей своей воле, властвовать над ними. Длительные отношения, будь то дружба или любовь, претят ему. Все быстро надоедает. Непомерная гордыня и ощущение своего превосходства над другими людьми делают его одиноким и трагическим персонажем. Никто не может его понять, да и сам он себя до конца не понимает. Герой не пытается оправдать себя и старается быть максимально честным даже в разговоре с самим собой. Он ищет объяснения своим поступкам, но его попытки безуспешны. Принеся несчастье многим людям, он заканчивает свою жизнь трагически.
В сложной ситуации оказывается и герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Его характер также отличается противоречивостью. Герой помогает семье Мармеладовых, сам находясь на грани нищеты. Он пожалел пьяную девушку на улице, вспомнив о своей сестре. Раскольников отдает последние деньги совершенно незнакомым людям. И этот же человек совершает два убийства, поражающие своей жестокостью. Он пытается оправдать свое преступление созданной им теорией, где-то в глубине души понимая, что никакая теория не может оправдать убийство невинного человека. Он и к Соне пришел, чтобы получить подтверждение своим мыслям, чтобы разобраться в себе. Сомнения, терзающие душу Раскольникова, и гордыня мешают ему понять себя. Единственное, в чем он уверен, это то, что погубил свою душу. Он так и говорит, что не старуху убил, а себя. Пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы, он просит Соню прочитать ему притчу о воскрешении Лазаря. Поверив девушке, герой признается в убийстве и идет на каторгу. Раскаяние придет к нему позже. Главное, что у него появляется возможность понять, что ему нужно.
Таким образом, гордыня является основной причиной, мешающей героям этих произведений понять себя. Они явно переоценивают свои качества и слишком возносятся над людьми. У других личностей находятся свои особенности характера, встающие на пути самопознания. У каждого человека этот процесс проходит индивидуально в зависимости от существующих условий. Не существует каких-то правил, законов, помогающих понять себя. Каждый идет своим путем проб и ошибок. Отсутствие четких ориентиров, инструкций является общим для всех людей препятствием для самопознания.
Вариант 2
Людям, которые критически смотрят на мир, на свое окружение, всегда хочется понять суть явлений. Они сами для себя являются объектом познания. Разобраться в себе, своих чувствах, мыслях бывает очень не просто. На формирование человека оказывают влияние множество факторов. Разные обстоятельства влияют и на поведение человека. Не всегда можно правильно оценить характер, обстоятельства его жизни. Это затрудняет понимание человеком своего внутреннего мира и своих поступков. Все обстоятельства внутренней жизни человека являются предметом исследования писателей и становятся материалом для их произведений. Творения Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского я взяла в качестве примеров, доказывающих мои убеждения.
Трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» является исследованием внутреннего мира главного героя Николеньки Иртеньева. Он пытается понять себя настоящего, вернувшись в прошлое и отыскав в нем причины многих явлений. Герой хочет обрести смысл существования, построить правильные отношения с миром. Наблюдения за процессом обретения душевной гармонии автор начинает с детских лет. Толстой особое внимание уделяет движениям души мальчика, нежели внешним событиям. Он высказывает мысль, что любой эпизод в детстве может повлиять на поведение взрослого человека. Подростковый период приносит герою новые проблемы. Он замыкается в себе, становится нерешительным, неуверенным в себе. Большое внимание в этот период на него оказал Нехлюдов. Герой учится ответственности, а ведь именно она определяет степень взрослости. Завершает процесс формирования взрослого человека юность. На всех периодах своего развития герой стремится к совершенству. Для него очень важно понять и познать себя, чтобы идти по пути самосовершенствования. Он анализирует свои поступки, продвигаясь по пути духовного развития. Совесть становится его главным советчиком. Она указывает ему на допускаемые ошибки. Шаг за шагом герой узнает других людей и самого себя. Герой неопытен и одинок на пути самопознания. Это можно сказать и о многих других людях.
Желание понять себя, других и саму жизнь движет главным героем романа Ф. М. Достоевского «Подросток». Аркадий Долгорукий – незаконнорожденный сын помещика Версилова. Он воспитывался в частном пансионе и сполна испил чашу насмешек и унижений. Герой осознал себя лакеем, и у него появилась мечта, в которой он видел себя Ротшильдом. Осуществление мечты связывается в его сознании с Петербургом, куда он приезжает после окончания гимназического курса. Он пытается осмысливать свои поступки, винит себя в том, что уклоняется от осуществления мечты. Его влекут блеск, могущество и власть, хотя в глубине души он понимает неверность своего пути. Под влиянием Макара Долгорукого, своего юридического отца, подросток становится на путь очищения. Он отказывается от совершения подлого поступка, шантажа Ахмаковой. Герой находится на переходном этапе жизни от детства к взрослости. Он проходит путь поиска своего пути, самопознания. Он совершает проступки, затем спасает свою душу от окончательного падения. Душа героя находится в постоянном движении. То ему кажется, что он добрый и честный, то он видит себя подобным Версилову, не гнушающимся любых средств на пути к цели. Его метания от добра ко злу создают препятствия на пути самопознания.
Таким образом, процесс познания себя, своего внутреннего «я» затрудняется многими причинами. Часто влияние на это оказывают окружение и обстоятельства жизни. Сбивают человека носящиеся в воздухе идеи. Понять себя бывает сложно. Примеряя на себя разные маски, человек видит себя в разнообразных ипостасях. Этот непростой процесс занимает у него порой всю жизнь.
Дополнительные аргументы
Познакомившись с дополнительными аргументами по направлению «Разговор с собой», размещенными в разделе «Банк аргументов» вы сможете написать собственные оригинальные сочинения.