Уважаемые выпускники! Вашему вниманию предлагаем итоговые сочинения на тему «Почему так сложно изменить себя?». Автор раскрывает сложности внутренних изменений человека на примере литературных персонажей.
Вариант 1
Все важные умения, навыки формируются у человека в детстве. Постепенно он обрастает привычками, которые иногда мешают жить. Изменить себя человеку не просто. Причин этому несколько. В некоторых случаях не хватает силы воли, иногда человек боится перемен в своей жизни. Бывает, что изменения навязываются человеку окружающими, а сам он не видит нужды меняться. В любом случае, изменения характера, образа жизни даются человеку нелегко. Я попытаюсь доказать свое мнение, используя образы персонажей художественных произведений.
Примечателен пример главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич вел малоподвижный образ жизни. Он очень редко выходил из дома, даже на службу не ходил. Большую часть времени Обломов проводил, лежа на диване в любимом безразмерном халате. Активную внешнюю деятельность ему заменяла насыщенная внутренняя жизнь. Обломов все дни проводил в мечтах о том, как он отстроит имение, женится, будет весело проводить время с друзьями. Все его мечты так и оставались мечтами. Только однажды он встал с дивана, когда влюбился в Ольгу Ильинскую. Он сопровождал ее на прогулках, читал книги, чтобы с ней обсуждать прочитанное. Ольга недолго радовалась переменам, которые произошли в Обломове, благодаря ей. Поселившись на Выборгской стороне, он стал реже бывать у Ольги, а вскоре совсем перестал ездить. Все усилия девушки расшевелить Обломова, Заставить его вести другой образ жизни потерпели крах. Илья Ильич вернулся к прежней жизни. Даже ради любви герой не смог изменить себя, потому что это неизменно повлекло бы за собой изменение всего его образа жизни. Обломов осознает, что ему никогда не стать таким, каким хочет видеть его Ольга. Самое главное, он догадывается, что Ольга его не любит по-настоящему. Ради нелюбви герой не захотел пожертвовать своим покоем, мечтами, идеалами. Автор показывает, что человека никто не может изменить, если он сам этого не желает.
Подобную ситуацию можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Главная героиня Катерина Кабанова живет с мужем в доме свекрови. Марфа Игнатьевна в жизни придерживается жестких правил домостроя. Причем придерживается она их больше на словах, чтобы люди не осуждали. Лицемерие и ханжество являются отличительными чертами ее характера. С этим не может смириться невестка. Автор дает понять, что характер героини сформировался еще в детстве. Женщина часто вспоминает, как хорошо жилось ей в родительском доме, когда она была девушкой. Она молилась богу, вышивала золотом по бархату, слушала рассказы странниц. В доме свекрови все как будто из-под неволи. Катерина оказалась в чуждой среде, свекровь притесняет ее, за девушку некому заступиться. Она не умеет ничего скрывать, поэтому ей тяжело жить в доме Кабановых. Золовка учит ее, как нужно жить: «Делай, что хочешь, только чтобы все шито-крыто было». Катерина не может кривить душой, она искренне пытается полюбить мужа. Она пытается, но не в состоянии изменить себя, хотя это может облегчить ей жизнь. Какое-то время она подчиняется требованиям свекрови, но ее горячая натура дает себя знать. Она в самом начале призналась Варваре, что если ей что-то не понравится, то удержать ее никто не сможет. Все ее попытки сдержать свои порывы оказываются безуспешными. Нельзя изменить себя по желанию других людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменить себя сложно, когда кто-то заставляет тебя это сделать. Привычки очень сильны в человеке. То, к чему он привык с детства, становится основой характера, а основы очень тяжело поддаются разрушению. Создать же что-то новое, не устранив старое, невозможно.
Вариант 2
Человек периодически сталкивается с тем, что нужно развиваться, менять свои привычки, чтобы чего-то добиться в жизни. Изменения даются непросто. Это связано с устоявшейся моделью поведения. Люди в детстве приобретают какие-то привычки, навыки. Менять привычки трудно, потому что они становятся чертой характера. Убеждения создаются годами, проверяются жизнью. Отказываться от своих убеждений также непросто, потому что человек уже свыкся с ними, он для себя установил их правильность. Часто жизнь показывает ошибочность убеждений, образа жизни и вынуждает людей меняться. Нужно быть очень гибким, чтобы идти в ногу со временем. Это могут подтвердить примеры персонажей художественных произведений.
Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» внутренне меняются на протяжении произведения. Примером может служить образ Пьера Безухова. Он приезжает в Россию из-за границы, где получал образование. Судьба сводит его с Анатолем Курагиным, с которым он проводит время в развлечениях и кутежах. В беседе с Андреем Болконским Пьер обещает больше не поддерживать отношений с Курагиным, но выйдя от Болконских, он не выдерживает и едет к Анатолю. Еще долгое время семья Курагиных будет управлять жизнью героя. Это приведет его к женитьбе на расчетливой, бездушной Элен, к бессмысленной дуэли с Долоховым. И только встреча с масонами заставит Пьера по-другому взглянуть на жизнь. Отечественная война 1812 года оказала большое влияние на него. Безухов всматривается в людей. Он видит, как карьеристы из штаба одержимы жаждой личного успеха, а простые солдаты переживают за судьбу Отечества. Встреча с Платоном Каратаевым позволила ему понять смысл жизни. Пережив войну, Пьер стал другим человеком. Он стал мудрее, сильнее. Никакие Курагины бы уже не сбили с пути нынешнего Пьера. Когда человек сам стремится к изменениям своего внутреннего мира, отношения к существующей действительности, то он достигает успехов. Автор сам всю жизнь стремился к совершенству, работал над собой. Такими были и его любимые герои.
Герою произведения Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» довелось жить в сложное время. Юрий Живаго стал участником Первой мировой войны, свидетелем двух революций. Он невольно оказывается вовлеченным в происходящее. И это происходящее требует от него внешних и внутренних изменений. В России установилась новая власть, новые порядки. Живаго со своими убеждениями, образом жизни здесь оказывается чужим человеком. Стихи героя показывают его размышления, чувства. Он сопоставляет себя с Христом, Гамлетом. Это персонажи, которые олицетворяли общие человеческие ценности, которые не должны меняться в людях. Живаго также не смог пойти против своих убеждений, своей совести. Революцию он признал как неизбежность, но ее цели считал утопическими. Те «моря крови», которые проливались во имя революционных идей, нельзя было оправдать никакими целями. Ситуация в государстве действовала на героя подавляюще. В докторе происходили изменения помимо его воли, им овладевали отчаяние и апатия. Чтобы изменить себя, герою пришлось бы изменить себе. Поэтому Живаго не может измениться, в душе он не принимает новую идеологию, новые порядки. Со стороны кажется, что им овладело равнодушие, он словно плывет по течению. Ему сложно менять убеждения, которые он считает правильными. Новая власть навязывала систему ценностей, которая противоречила убеждениям Живаго. Герой умирает, так как не смог измениться в угоду новому строю. Человеку сложно изменить себя, когда это противоречит его убеждениям, которые он считает правильными.
Эти примеры показывают, что окружающий мир постоянно меняется. Человек не всегда может и хочет меняться в соответствии с обстоятельствами. Часто общественные и исторические перемены вызывают изменения в характере человека, его образе жизни, внутреннем мире. Не всегда он может изменить себя и погибает.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» опубликованы в рубрике «Банк аргументов». Они помогут сформировать собственное мнение по данной проблеме и написать собственное сочинение.