Литеровед предлагает вашему вниманию итоговое сочинение на тему «Почему важно не забывать уроки войны?». Тема раскрывается на примере литературных произведений, авторы которых эти уроки проходили на фронте.
Вариант 1
Великая Отечественная война не забудется никогда. Все дальше уходят события тех лет, но память народа бережно хранит все, что с ними связано. Люди своими жизнями остановили врага, не подпустив его к Москве. Ныне живущие не должны забывать уроков войны, чтобы понимать цену человеческой жизни, чтобы больше не повторилось бессмысленное кровопролитие, чтобы дети не страдали. Об этом написано множество произведений в стихах и прозе. Два из них я использовала в качестве аргументов для этого утверждения.
К писателям, прошедшим войну, относится А. Т. Твардовский. Поэт живо откликался на все события, происходящие в военные годы. Он создал удивительно реалистичный образ бойца Василия Теркина. Многие читатели считали персонажа реальным человеком, переживали за его судьбу. У Твардовского много стихотворений о войне. Одним из самых пронзительных является «Я убит подо Ржевом». Это монолог убитого бойца, обращенный к живым. Лирический герой стихотворения погиб в жестоком бою, вместе с ним погибло много других бойцов. Герой беспокоится о том, чтобы их смерти были не напрасными. В этом стихотворении поэт выразил боль, которую уже не могли испытывать погибшие, но которая живет в сердцах живых. Раздумья о человеке, его судьбе, неповторимости каждого мгновения до предела обострились в военной лирике автора и нашли воплощение в этом стихотворении. Твардовский на протяжении всей жизни чувствовал обязательство живых перед павшими. Он ощущал себя в них, а их в себе. На войне все равны перед лицом смерти. Те, кому повезло выжить, должны испытывать чувство глубокой благодарности перед людьми, отдавшими свои жизни за то, чтобы жили другие. Твардовский взывает к памяти сердца, составляющей смысловой центр стихотворения. Тема памяти соединяется с темой ответственности. Герой надеется на победу над врагом. Не будет покоя даже мертвым, если будет проиграна война. «А иначе даже мертвому – как?» — спрашивает он. Это стихотворение написано с таким эмоциональным надрывом, что невольно эмоционально сливаешься с героем. Этому способствует и то, что оно написано от первого лица. Мне совсем не хочется, чтобы война повторилась. Когда ставишь себя на место героя, осознаешь цену жизни.
Уроки этой войны нельзя забывать еще и потому, что удар приходится не только по тем людям, которые находятся на передовой. Под ударом оказывается и мирное население, страдают дети. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — писал Твардовский. Герой повести В. Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев остался без родителей. Ему всего двенадцать лет. Оставшись сиротой, он прятался от немцев. Война заставила его повзрослеть. Он попал в отряд разведчиков и показал себя как ответственный и дисциплинированный боец. Он хотел идти до победы и сопротивлялся, когда его собирались отправить в тыл. Тот факт, что он в трудные времена берег букварь, чтобы не разучиться читать, характеризует его как серьезного человека, твердо верящего в победу. Взрослые понимали, что Ваня – это будущее страны. Капитан Енакиев, привязавшийся к парнишке, приложил все усилия, чтобы мальчик остался жив и поступил в суворовское училище. Судьба Вани Солнцева не была уникальной. Детей, которые вставали в один строй со взрослыми бойцами, наравне с ними выполняли боевые задачи, было много. Катаев запечатлел их подвиг в своем произведении, создав героический образ юного бойца. Произведение Катаева говорит о том, что дети должны ходить в школу, играть, заниматься спортом, а не воевать, рискуя жизнью.
Война нарушает покой людей, их мирные занятия. Она приносит много горя, лишает детей отцов, матерей. Главный урок, который война преподносит человеку, состоит в том, что она не должна повториться.
Дополнительные аргументы
В нашем интернет-журнале вы можете познакомиться с другими аргументами по направлению «Забвению не подлежит», пройдя по ссылке.