Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? Итоговые сочинения

Великому русскому писателю Александру Николаевичу Радищеву принадлежат слова: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». В данной фразе содержится очень глубокий смысл, а также отражается важность умения видеть и признавать в других людях общие человеческие черты. 

Достаточно часто мы делим людей на различные категории, где, зачастую, главным критерием выступают внешние данные, социальный статус или же мнения. Но данное разделение не является верным, поскольку в первую очередь в человеке необходимо видеть не только то, чем он от нас отличается, а общие черты, которые связывают всех людей. Когда человек сможет в других видеть те же стремления, радости, печали, надежды и страхи, которые испытывает и он сам, тогда он сможет не только понять, но и принять другого. Это и есть тот самый путь к взаимопониманию, терпимости и гармонии. Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения на данную тему, благодаря которым вам будет значительно проще подготовиться к предстоящим испытаниям. В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: Л.Н. Толстого, Л.Н. Андреева, М. Горького и А.И. Куприна. 

Вариант 1

«Только тогда ты становишься человеком, когда научишься видеть человека в другом» — данные слова принадлежат Александру Николаевичу Радищеву, известному писателю 18 века. В этих словах отчетливо виден один из самых важных признаков преображения личности. Когда человек относится к окружающим с уважением и видит в них таких же полноценных людей, как и он сам, то этого говорит о его духовном росте и моральном приоритете. С данным утверждением соглашались многие писатели, у которых данная тема поднимается в произведениях. 

Например, Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» наглядно демонстрирует то, как может герой вырости как личность благодаря его взаимодействию с другими людьми. До того, как оказаться в плену, Пьер Безухов с большим трудом обрастал знакомыми и друзьями. Любой социальный контак являлся для него настоящим испытанием. Он с непониманием относился к людям, а они платили ему той же монетой. Плюс ко всему Пьеру очень часто приходилось разочаровываться в людях, потому что он сам приписывал им те черты, которыми они и вовсе не обладали. Очередной раз поддавшись иллюзиям, Пьер попадает под влияние Курагина и женится на Элен. Любви в этом браке не было и вовсе. Из-за того, что он никак не мог наладить контак с людьми, он начинает искать поддержки в тайных обществах, мистических ритуалах и умных книгах. 

Как не удивительно, истина все то время лежала на поверхности. Попав в плен к французам, он знакомится с Платоном Каратаевым, переживает тяготы и лишения, тем самым сворачивает со столь привычной ему колеи жизни и расширяет собственный горизонт познания. Освободившись из плена, герой начинает относится к окружающим уже более внимательнее и отзывчивее. 

Лев Николаевич пытается показать то, что одним из важных признаков нравственного преображения Пьера является то, что ему удалось увидеть человека в каждом из его окружения. Безухов научился ценить этих людей, и интересоваться их внутренней жизнью. Совокупность этого и помогла духовному росту героя. 

Еще одним хорошим примером является рассказ Леонида Николаевича Андреева «Баргамот и Гараська». 

Был канун Пасхи и главный герой коротал время на дежурстве, при этом очень желал поскорее оказаться дома. В этот момент он заметил, что в его сторону направляется местный выпивоха, которого все знали благодаря его скандальному поведению. Герой хотел отправить Гараську в управление, но тот упал и заплакал. Как выяснилось, выпивоха шел к Баргамотову, чтобы поздравить его с Пасхой и даже нес в подарок праздничное яйцо, но когда упал — яйцо разбилось. Жандарм очень удивился подобному проявлению доброты, что даже пригласил Гараську к себе домой, где предложил сесть за стол со всеми вместе. Выпивоха очень был тронут подобному уважению со стороны жандарма. От умиления он даже разрыдался. Вот так вот совместной компанией они и встретили светлый праздник Пасхи. 

На примере данного эпизода мы отчетливо видим то, как способны нравственно преобразиться люди под влиянием светлого праздника Пасхи. Баргамотову удалось увидеть в Гараське такого же человека, каким он был сам. И он начинает общаться с ним, как с равным. Это показывает то, что герой вырос духовно, он в этот день понял самые важные истины в жизни — заветы Христа. 

Следовательно, необходимо уметь разглядеть человека в каждом из нашего окружения и относиться к нему с уважением, ведь именно таким образом мы показываем, что морально созрели как личность и выросли духовно. Не развив в себе эти качества, мы не в силах дальше двигаться на пути нравственного совершенствования. Ведь чтобы наша душа развивалась, необходимо проявлять понимание, отзывчивость и осознавать равенство всех людей на земле. 

Вариант 2

Александр Николаевич Радищев когда-то сказал очень верную фразу: «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Таким образом автору удалось продемонстрировать закономерность формирования личности. Пока человек не научится к окружающим людям относиться также, как к самому себе, он не сможет называться настоящим «человеком». Примеры этому встречаются во многих литературных произведениях. 

Например, Максим Горький в своей пьесе «На дне» знакомит нас с героиней, которая не проявляет к людям никакого уважения, а только использует их в собственных целях. Василиса относится с ненавистью даже к своим самым близким людям: к мужу и сестре. Женщина сдерживает свои эмоции лишь в том случае, когда ей это было выгодно.  Все те люди, которые обитали у нее в ночлежке, она и вовсе не считала за людей. Ничего хорошего они никогда от женщины не слышали, она постоянно была чем-то недовольна и ругалась на них. Если же на горизонте появлялся какой-то новый знакомый, то к нему женщина относилась агрессивно и с подозрением. 

Стоит отметить, данное поведение было не внешней оболочкой — внутри женщина была еще более злой. Она даже хотела заставить своего любовника, чтобы он расправился с ее мужем, что дало бы ей возможность завладеть его имуществом. От Василисы отворачивается даже вор и бродяга, Васька Пепел. Даже он считает женщину злой и бездушной. Большинство героев произведения отмечают то, что у Василисы надломленная и искаженная сущность. Женщина абсолютно ни к кому не проявляла уважения, относилась к окружающим плохо, и именно это не давало ей возможности стать полноценной личностью. 

Полная противоположность показана в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». Здесь мы видим, что главный герой не может пройти мимо чужой беды и приходит на помощь совершенно незнакомым людям. Он помогает им не только морально, а и материально. Благодаря доктору семье удается встать на ноги и преодолеть все те трудности, которые выпали на их долю. Мерцалову посчастливилось встретить доктора Пирогова, который выслушал его историю и проникся. Как выяснилось, Мерцалов был вовсе не бродяга и не пьяница, а просто отчаявшийся человек, который лишился работы и оказался в безвыходной ситуации. Ко всему прочему, у Мерцалова очень сильно заболела дочь и жена, поэтому семья находилась в крайне тяжелой ситуации. Проживала семья в сыром подвале, куда доктор отправился без всякой брезгливости. Мало того, что он осмотрел дочь и жену Мерцалова, выписал им рецепты, так еще и оставил приличную сумму денег. Это день изменил все в жизни Мерцаловых: он сумел устроиться на работу, а жена и дочь выздоровели. Поступок доктора Пирогова семья запомнила на всю жизнь, а вместе с ними и другие люди, которым он пришел на помощь. Благодаря огромному сердцу доктора и его доброте, мы смело можем назвать его настоящим человеком. Он ко всем людям относился как к равным, а не старался разглядеть их пороки. 

Это все показывает, что человек способен стать настоящей личностью лишь в том случае, когда научится относиться к окружающим с уважением и будет видеть в них равных. Пока он не научится это делать, он не может называться полноценным человеком. Ведь главное — это взаимодействие с социумом, а если человек не будет с уважением относиться к своему окружению, то никогда не сможет общаться с людьми на равных. Научившись видеть в людях равных, человек сможет реализовать свой потенциал в полной мере. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий