Сочинение: Можно ли меняться, оставаясь собой

Можно ли меняться, оставаясь собой? Итоговые сочинения

Сочинение «Можно ли меняться, оставаясь собой?» рассказывает о том, что осознание собственной самоценности — это единственный путь перемен. Все остальные варианты ведут к потере себя как личности.

Современный мир диктует чёткие правила: хочешь держаться на плаву — научись гибкости, вовремя подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Постоянные перемены стали неотъемлемой приметой нашего времени. А девизом человека XXI века может стать ёмкое слово «Меняйся!». Как это делать? И здесь есть два пути. Во-первых, ломать себя, подстраиваясь под требования других. Это значит слушать чужие советы, не учитывая собственные потребности и таланты. Но этот вариант опасен: так вы потеряете удивительного человека — себя. Во-вторых, остаться самим собой. Для этого стоит лишь раскрыть самоценность, развить свои умения. Это путь перемен внутренних: развиваясь, подстраиваться под окружающий мир. Это и лучший способ жить в гармонии с самим собой. О том, что можно меняться, оставаясь собой, говорят и литературные примеры.

Вариант 1

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показывает, как растут его любимые герои: у них появляются новые интересы, привычки, с течением времени трансформируются и взгляды на окружающую действительность. Новые знакомства, сильные потрясения заставляют их измениться, не изменяя внутреннему «я». Конечно, речь идёт о Пьере Безухове и Наташе Ростовой.

Человек с добрым лицом и детской улыбкой, живущий трудной, но интересной жизнью, незаурядная личность. Именно таким предстаёт перед нами Пьер Безухов. Мы встречаем его у Анны Павловны Шерер. Молодой человек (а в самом начале романа ему двадцать лет) робок и наивен, при этом умён и любознателен. Лишь Андрей Болконский видит в герое золотое сердце, остальные же только манипулируют Безуховым. К примеру, управляющий беззастенчиво обворовывает получившего большое наследство Пьера. Граф абсолютно не вписывается в светское общество: окружающие его привыкли во всём искать выгоду, а на вечер к Шерер пришли посплетничать. Пьер очень быстро попадает в расставленные Элен сети и женится на ней. При этом герой ищет себя. Но не может сделать выбор: ни военная карьера, ни государственная служба его не привлекают. В какой-то момент он попросту теряет себя: кутежи, дуэли невольно захватывают Пьера. Даже в масонстве (а масон Баздеев привлекает его идеями братства) он разочаровывается. К чести героя, он никого не винит в своих бедах, признаёт свои ошибки (сам женился на Элен без любви, обманул её). Война 1812 года, французский плен, встреча с Платоном Каратаевым меняют героя. Он пересматривает свои взгляды на жизнь и, наконец, осознаёт, что быть счастливым очень просто. Это значит быть свободным, жить по совести, естественно. Повзрослевший Безухов обретает гармонию. А автор дарит ему счастье семейной жизни с Наташей Ростовой. Так, Л.Н. Толстой показывает длинный путь героя к самому себе. Но при этом Пьер не изменяет себе в главном: это такой же добрый и понимающий человек, верящий в любовь и дружбу, честный и искренний. Так писатель подводит читателей к мысли о том, что меняться, оставаясь собой, возможно.

И ещё одна героиня романа-эпопеи «Война и мир» — Наташа Ростова — проходит долгий путь внутренних трансформаций. Впервые мы видим её в день именин. Героине всего тринадцать лет. Внешне она не очень привлекательна — слишком худенькая, с большим ртом. Но внутренне очень красива. Это живая, естественная девушка, привлекающая своей непосредственностью. Она резко выделяется на фоне прекрасной, но какой-то неживой Элен. Именно поэтому в Ростову влюбляется князь Андрей. Но Наташа совершает побег с Анатолем Курагиным. Почему она это делает? Не из-за распущенности. Вовсе нет. Она слишком любит жизнь и окружающих, очень доверчива и наивна, живёт эмоциями, поэтому и совершает проступок. Она сама впоследствии терзается и страдает, но время не повернуть вспять. При этом Наташа не делает различия между тем, кого стоит любить, а кого — нет. Она выгружает вещи и отдаёт подводы раненым, когда к Москве подступает Наполеон. А ведь это её приданое, но деньги для героини не самое главное в жизни. Она же даёт почувствовать Пьеру, что он нужный человек, а «не дурной». Её любовь спасает Безухова. В итоге мы видим Наташу взрослой женщиной двадцати восьми лет, женой и матерью в окружении семейства. Пережив все испытания, она взрослеет, меняется, но остаётся такой же самоотверженной, любящей окружающих, чуткой, открытой.

Так, литературные примеры показывают, что человек может полностью себя переделать, если есть желание. При этом на долгом пути он может оступаться, падать и опять подниматься. Но если есть внутренний стержень, то человек, меняясь, сохранить свою личность, останется верным своему «я».

Вариант 2

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» описал изменения, происходящие в Петре Гринёве. В самом начале перед нами дворянский недоросль, который не очень любит учиться, а предпочитает гонять голубей с дворовыми мальчишками. С будущей военной службой у него связаны самые светлые представления — для него это разгульная и весёлая жизнь. Но не стоит обвинять Петрушу: это типичный дворянин своего времени, который больше думает об удовольствиях, чем о службе, долге. Отец же, вопреки всем ожиданиям героя, отправляет его в далёкий Оренбург, давая наказ беречь честь. По пути Гринёв ещё ведёт прежнюю беспечную жизнь, проигрывая Зурину деньги. Но уже здесь мы начинаем замечать и изменения, происходящие в его характере: он отдаёт безвестному вожатому заячий тулуп, то есть совершает довольно хороший поступок. И лишь оказываясь в Белогорской крепости, Пётр Гринёв меняется абсолютно. Он честно служит, ценой своей жизни защищает Машу. Но главное — не предаёт клятву, данную Екатерине II, даже под угрозой смерти. Большие потрясения подвигли его измениться: пугачёвское восстание заставило по-другому смотреть на жизнь, ценить каждое её мгновение, защищать доверившихся ему людей, отстаивать собственную честь и достоинство. Выстоять и не изменить себе и Отечеству ему помогли нравственные основы, заложенные в детстве.

Остаётся верной себе и Катерина — героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». В её уста автор вкладывает рассуждения о прежней жизни в родительском дому. Девушка жила очень свободно, её дни были наполнены простыми радостями — вышиванием, рассказами странниц и богомолок, молитвами. Себя незамужнюю она сравнивает с птицей. Но в доме Кабановых жизнь устроена по-иному: здесь Катерина сталкивается с деспотизмом свекрови, покорностью Тихона, лицемерием Варвары. Эта несвобода угнетает Катерину, но поначалу она даже пытается подстроиться под калиновские нравы, подчиниться правилам «тёмного царства». Так, она готова слушаться Кабаниху и Тихона, а тайком бегать к Борису. Но такой образ жизни не для богобоязненной и честной героини, поэтому она признаётся в измене. Столкнувшись с предательством Бориса, Катерина остаётся одна, без всякой надежды на перемены. И вынуждена измениться, чтобы сохранить свободу: она бросается с обрыва. Представьте, как это страшно для христианина — погубить бессмертную душу. Но и себя предать Катерина не может.

Конечно, оставаться собой в различных ситуациях порой непросто. Иногда жизнь преподносит слишком уж страшные уроки. Чтобы достойно воспринимать все потрясения, меняться вместе с меняющимися обстоятельствами, но при этом не терять себя, надо быть сильным человеком.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения вам могут понадобиться и другие аргументы по направлению «Время перемен», которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий