Сочинение «Можно ли заставить человека измениться?» рассказывает о том, что человек выбирает свой путь самостоятельно. И неважно, должны ли это, по мнению окружающих, быть перемены в лучшую либо в худшую сторону (предать идеалы — тоже выбор). Измениться может каждый лишь сам, по собственной воле.
В любом вопросе уже заложен ответ. Поэтому, если рассуждать над тем, можно ли заставить человека измениться, стоит сделать акцент на слове «заставить». Принудить, конечно, можно попытаться. Но любые насильственные методы вызовут протест, отторжение. И перемены будут лишь внешние, но никак не внутренние. Другое дело, если попытаться убедить. Это сложнее, чем приказать. Но если человек сам задумается над тем, что ему необходимо измениться, тогда и результат будет иной — осознанный, устойчивый. То есть всё в руках самого человека. Эту мысль подтверждают литературные примеры.
Вариант 1
О том, что измениться человека насильно заставить нельзя, рассказывает И.А. Гончаров в своём романе «Обломов». Яркий пример — заглавный герой. Это молодой дворянин, образованный, умный, добрый. Но при этом Обломов — человек ленивый и мечтательный (в данном случае это негативная характеристика в противовес деятельному Штольцу). Илья Ильич любит вкусно поесть и полежать на уютном диване в домашнем халате. Все остальные дела навевают на него скуку. Этим беззастенчиво пользуются окружающие, попросту обворовывая героя. Такой образ жизни ведёт молодой дворянин, потому что с детства не приучен к труду, а привык во всём рассчитывать на верного Захара. Как, будучи ребёнком, Илюша не задумывался ни о чём, так и, став взрослым, Илья Ильич не умеет взять ответственность ни за себя, ни за близких людей. Друг детства Штольц пытается расшевелить Обломова, но безуспешно. Даже Ольге Ильинской, в которую влюблён Илья Ильич, не удаётся изменить героя: лишь поначалу он с удовольствием совершает прогулки, собирается ехать в Обломовку, чтобы уладить проблемы с финансами, но потом опять возвращается к привычной жизни. Поэтому просто отказывается от любви, ведь она требует перемен, работы над собой, определённых усилий. Куда как проще переехать к Агафье Пшеницыной, которая потакает его лени и ничего не требует взамен. Именно здесь он по-своему счастлив. Со временем герой окончательно деградирует и тихо умирает. Так автор доказывает мысль о том, что человек должен сам прийти к решению изменить себя и свою жизнь, никто не в состоянии заставить его это сделать.
Не хочет меняться и героиня комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Мы встречаемся с Раневской, когда она возвращается в своё имение из Парижа, где пробыла пять лет. В этом есть острая необходимость, ведь вскоре предстоит аукцион, на котором родовое гнездо будет продано за долги. Этого можно избежать, если разбить вишнёвый сад на участки и сдать в аренду. Этот практичный выход предлагает хозяйке Лопахин. Но Раневская не хочет ничего делать, она слишком «лёгкая», а точнее — легкомысленная. Её не волнует ни судьба имения, ни дальнейшая жизнь дочери Ани, ни будущее домочадцев. На первый взгляд, переживания Любови Андреевны кажутся искренними и глубокими, но авторские ремарки, слова других персонажей, реплики самой героини и её поступки утверждают обратное. Раневская всю жизнь привыкла потакать своим слабостям, она сорит деньгами направо и налево «без удержу, как сумасшедшая». Но даже сейчас она не хочет меняться, поэтому уезжает обратно в Париж, бросив на произвол судьбы близких людей. Героиня инфантильна, по-детски наивна, не хочет видеть своих ошибок и брать ответственность за себя и семью в свои руки. Так автор показывает, что ни опасность разорения, ни материнская любовь, ни рациональность (в образе Лопахина и его деловых предложений) не способны изменить Раневскую, так как она сама этого не хочет. Ей удобнее жить вчерашним днём, а не идти в будущее.
Таким образом, литературные примеры доказывают, что меняется человек лишь по личной инициативе, изнутри. Влиянием извне, разумными доводами, а тем более запретами и упрёками заставить кого-либо поменять что-то в себе нельзя. Поэтому хочется, чтобы люди научились принимать других такими, какие они есть. Иногда человеку просто нужно ваше незримое присутствие рядом, поддержка и доверие.
Вариант 2
А.Н. Островский в драме «Гроза» знакомит нас с Катериной. Эта героиня остаётся верной себе, несмотря на то, что её пытаются изменить окружающие. Она росла в любящей семье, где никто не ограничивал её свободу. Поэтому Катерина сравнивает себя до замужества с «птичкой на воле»: девушка могла вышивать золотом по бархату, посещать церковь, слушать рассказы богомолок и странниц. Это была простая, неспешная, но естественная жизнь, где царили уважение и понимание. Но обстоятельства изменились, когда героиня вышла замуж и попала в дом Кабанихи. Здесь совсем иная обстановка — деспотизм, лицемерие. Причём каждый в окружении Катерины готов унижать другого: Марфа Игнатьевна запугала и сына, и дочь, Тихон под влиянием матери требует абсолютного послушания от жены, Дикой издевается над Борисом, а тот в свою очередь ждёт его смерти. В этой душной атмосфере тяжело всем, но каждый по-своему приспосабливается. Тихон уезжает из ненавистного дома, сбегает по ночам из-под зоркого взгляда Кабанихи Варвара. Этот выход предлагают и Катерине: внешне стать покорной, а тайно делать всё что угодно (например, встречаться с Борисом). Но девушка не может лгать и лицемерить: она слишком религиозна, честна и открыта. Именно поэтому она признаётся в грехе, но не находит никакой поддержки. Даже Борис, которому она доверилась, оказывается слишком слабовольным и отказывается от неё. И Катерина находит единственный выход — броситься с обрыва. Так, А.Н. Островский показывает, что изменить человека против его воли невозможно. И тем более нельзя этого сделать силой либо угрозами.
Ничто, даже страх смерти, не смогли изменить и ребят из романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Они остались верны себе и своим нравственным ценностям. Великая Отечественная война застала врасплох подростков (подготовиться к разрухе, убийствам, крови, на мой взгляд, невозможно, так как это против человечности). В оккупированном Краснодоне секретарь райкома собирает организацию «Молодая гвардия». Ребята прекрасно осознают, что их ждёт за подпольную деятельность, направленную против фашистов, за агитации и диверсии. Но они готовы жертвовать собой ради победы, потому что слова «Родина», «патриотизм» для них не пустой звук, а смысл их жизни. Даже под чудовищными пытками они не выдают друг друга, оставаясь верными своим идеалам. До последнего сохраняют мужество и ясность мысли Сергей Тюленин и Олег Кошевой, Любка Шевцова поёт перед смертью, отказываясь встать на колени. А ведь это очень молодые ребята, которым от четырнадцати до двадцати лет. Задумайтесь, иногда взрослые из-за страха или по иным соображениям переходили на сторону фашистов, а перед нами чуть ли не дети. Они не видели жизни, строили планы, мечтали о любви. Но насколько цельными они оказались. Так, автор утверждает мысль о том, что сильного человека никакие обстоятельства не заставят измениться.
Таким образом, примеры, взятые из художественной литературы, доказывают, что под давлением перемены невозможны. Конечно, человек может надеть маску, но в этом ли смысл трансформаций? Кроме того, тот, кто остаётся верным своим идеалам, невольно вызывает уважение.
Вариант 3
Нельзя заставить кого-либо измениться, потому что любое вмешательство в чужую жизнь может привести к трагическим последствиям. Можно только помочь человеку в его стремлениях и уважать его выбор, а иногда становится возможным осторожно подтолкнуть его на нужный путь, подобрав правильные слова и аргументы. Таким способом удалось повлиять Пьеру Безухову на Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Андрей Болконский мечтал о славе, он хотел совершить подвиг, который бы все заметили и оценили. Одобрение и признание слишком много для него значили, именно из-за этого он и принял участие в военных событиях 1805 года. Всего себя молодой князь отдавал Родине, отчаянно пытался спасти тяжёлое положение русского войска. Однако в ходе сражения осознал несовершенство управления армией и провальную организацию всего военного действия.
Следующее разочарование пришло к Болконскому после увиденной реакции окружающих на проявление истинного героизма. По его мнению, капитан Тушин совершил настоящий подвиг, но по военной теории он был не прав, поэтому вместо благодарности получил выговор от верховного командования. А окончательное понимание бессмысленности амбиций и желания о всеобщем признании пришло к Андрею во время Аустерлицкого сражения: получив ранение, он лежал на земле и думал о том, насколько ничтожна вся жизненная суета по сравнению с всеобъемлющим мирозданием. Этот момент можно ознаменовать началом духовного кризиса князя Болконского, надежда на выход из которого появилась только после его встречи с Пьером Безуховым.
Пьер был удивлён переменам, произошедшим с его другом. Он не мог смириться с этой отчуждённостью и пустотой во взгляде, он убеждал князя, что надо жить, надо верить и надо любить. Лишь после этого разговора в душе Болконского проснулось что-то давно забытое, впервые он смог представить своё светлое будущее. Свидание с Пьером Безуховым стало событием, с которого началась его новая жизнь.
Кроме Л.Н. Толстого, над вопросом, заданным в теме сочинения, рассуждал и Гончаров Иван Александрович в своём романе «Обломов». Главный герой этого произведения целые дни напролёт лежал на диване, закутавшись в любимый халат. Казалось, что ничто не способно в этом мире поднять его и заставить приступить к какой-либо деятельности. Однако встреча с Ольгой Ильинской разрушила эту уверенность. Полюбив её, Обломов преобразился: с его лица исчезло выражение скуки и усталости, он начал рано вставать, много читать, даже неизменный халат куда-то делся. А Ольга, прежде всего, хотела потешить своё самолюбие. Ей нравилась сама мысль о том, что именно она станет причиной возвращения к жизни такого человека как Илья Ильич. Указав ему цель и смысл в жизни, Ольга доказала бы, что способна оказывать значимое влияние на людей, невзирая на свой юный возраст. Однако её затея провалилась, и со временем Обломов вернулся к прежнему образу жизни. Чужое желание не смогло заставить его измениться, он снова занял своё место на диване и продолжил мечтать о своём беззаботном будущем.
Таким образом, следует вывод, что человека можно только побудить к изменениям, а для самих перемен необходимо его собственное желание. Можно вдохновить личным примером или поддержать чьи-то начинания, но заставить измениться нельзя.
Вариант 4
Можно ли заставить человека измениться? Я считаю, что принудить кого-либо стать другим невозможно, нельзя изменить чужое мировоззрение насильно. Для этого должно произойти определённое событие в жизни, способствующее дальнейшим переменам. Так, например, для главного героя романа А.С. Пушкина «Дубровский» таким событием стала смерть отца.
После обучения в Кадетском корпусе Владимир Дубровский поступил на службу в гвардейский полк. Его существование было беспечным и беззаботным, Андрей Гаврилович хорошо обеспечивал своего сына, поэтому Владимиру хватало денег на все прихоти. Он ни в чём себе не отказывал, увлекался азартными играми, выпивкой, вёл в целом разгульный образ жизни. Но однажды он получил письмо, в котором говорилось о тяжелой болезни отца. Это известие перевернуло весь его мир и полностью изменило натуру главного героя.
Бросив всё, он сразу же отправился в родное имение. По приезду Владимир узнал о причине болезни Дубровского старшего и о его ссоре с Троекуровым в целом. К сожалению, присутствие сына не смогло спасти Андрея Гавриловича, и в скором времени он умер. Главный герой слишком тяжело переживал утрату и поклялся, во что бы то ни стало отомстить обидчику, даже если ради этого ему придётся изменить всю свою жизнь. Вместе с преданными крестьянами он скрывается в лесу, обретя славу благородного разбойника, который грабит только знатных и богатых, а бедным людям оказывает помощь.
Плану Владимира помешали неожиданные чувства к дочери Кирилла Петровича Троекурова. Полюбив её, он оказался готовым даже вовсе отказаться от мести. Но судьба жестоко обошлась с Дубровским и в этот раз, отец обручил Марию против её воли с другим человеком и главный герой не смог этому помешать. Финал романа остаётся открытым, можно только догадываться о дальнейшей судьбе главного героя, но одно известно наверняка – прежним он уже никогда не станет.
Другим примером человека, который изменился под влиянием трагических событий, стала главная героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
В начале произведения Наташа Ростова представляется жизнерадостной и озорной девчонкой, искренне любящей весь окружающий мир. Её искренность воодушевляла близких людей, делала их счастливыми. Глядя на детский восторг в глазах Наташи, можно было забыть обо всех невзгодах, стать на какое-то время частью этого непосредственного мира, в котором всё просто и понятно. Повзрослев, она смогла сохранить эту особенность, именно поэтому мужчины так часто обращали внимание на обворожительную, непохожую на остальных девушку. Даже Андрей Болконский смог снова полюбить после встречи с Наташей, и это чувство оказалось взаимным. Однако наивность главной героини сыграла с ней злую шутку, она поверила Анатолю Курагину и разорвала помолвку с князем Болконским. Осознав свою ошибку, Наташа прочувствовала всю боль и обиду, которую причинила любимому человеку. Она понимала свою вину перед ним, и в надежде заслужить прощение Андрея, оставалась рядом до его последнего вздоха.
Эта смерть стала началом перемен в душе Наташи, ей казалось, что жизнь кончена, что она никогда больше не сможет быть счастливой. Очнуться из долгого забытья девушку заставила новая беда – гибель Пети и забота о больной матери, обезумевшей от этого горя. С этих пор Наташа становится рассудительной и спокойной женщиной, способной отдать всю себя ради благополучия других. Только благодаря произошедшим внутренним изменениям она смогла рассмотреть в Пьере того человека, который ей действительно нужен и обрести в дальнейшем с ним семейное счастье. Наташа Ростова прошла долгий путь становления: от беспечной смешливой девчонки до образцовой матери и жены. И эти перемены оказались возможными только после испытанной боли и пережитых лишений, выпавших на её судьбу. Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что никто не сможет изменить человека без его согласия. Только сама жизнь способна заставить нас поменяться, она делает нас сильнее, опытнее и мудрее. Все беды и невзгоды, уготованные нам свыше, несомненно, меняют наш внутренний мир, но даже в этих ситуациях мы сами определяем, в какую сторону будем двигаться. Решение стать лучше или хуже принять всё равно необходимо человеку лично, никто не в силах решить это за него.
Дополнительные аргументы
При написании сочинения вам могут понадобиться и другие аргументы по направлению «Время перемен», которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».