Сочинение: Можно ли заставить человека измениться?

Можно ли заставить человека измениться? Итоговые сочинения

Сочинение «Можно ли заставить человека измениться?» рассказывает о том, что человек выбирает свой путь самостоятельно. И неважно, должны ли это, по мнению окружающих, быть перемены в лучшую либо в худшую сторону (предать идеалы — тоже выбор). Измениться может каждый лишь сам, по собственной воле.

В любом вопросе уже заложен ответ. Поэтому, если рассуждать над тем, можно ли заставить человека измениться, стоит сделать акцент на слове «заставить». Принудить, конечно, можно попытаться. Но любые насильственные методы вызовут протест, отторжение. И перемены будут лишь внешние, но никак не внутренние. Другое дело, если попытаться убедить. Это сложнее, чем приказать. Но если человек сам задумается над тем, что ему необходимо измениться, тогда и результат будет иной — осознанный, устойчивый. То есть всё в руках самого человека. Эту мысль подтверждают литературные примеры.

Вариант 1

О том, что измениться человека насильно заставить нельзя, рассказывает И.А. Гончаров в своём романе «Обломов». Яркий пример — заглавный герой. Это молодой дворянин, образованный, умный, добрый. Но при этом Обломов — человек ленивый и мечтательный (в данном случае это негативная характеристика в противовес деятельному Штольцу). Илья Ильич любит вкусно поесть и полежать на уютном диване в домашнем халате. Все остальные дела навевают на него скуку. Этим беззастенчиво пользуются окружающие, попросту обворовывая героя. Такой образ жизни ведёт молодой дворянин, потому что с детства не приучен к труду, а привык во всём рассчитывать на верного Захара. Как, будучи ребёнком, Илюша не задумывался ни о чём, так и, став взрослым, Илья Ильич не умеет взять ответственность ни за себя, ни за близких людей. Друг детства Штольц пытается расшевелить Обломова, но безуспешно. Даже Ольге Ильинской, в которую влюблён Илья Ильич, не удаётся изменить героя: лишь поначалу он с удовольствием совершает прогулки, собирается ехать в Обломовку, чтобы уладить проблемы с финансами, но потом опять возвращается к привычной жизни. Поэтому просто отказывается от любви, ведь она требует перемен, работы над собой, определённых усилий. Куда как проще переехать к Агафье Пшеницыной, которая потакает его лени и ничего не требует взамен. Именно здесь он по-своему счастлив. Со временем герой окончательно деградирует и тихо умирает. Так автор доказывает мысль о том, что человек должен сам прийти к решению изменить себя и свою жизнь, никто не в состоянии заставить его это сделать.

Не хочет меняться и героиня комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Мы встречаемся с Раневской, когда она возвращается в своё имение из Парижа, где пробыла пять лет. В этом есть острая необходимость, ведь вскоре предстоит аукцион, на котором родовое гнездо будет продано за долги. Этого можно избежать, если разбить вишнёвый сад на участки и сдать в аренду. Этот практичный выход предлагает хозяйке Лопахин. Но Раневская не хочет ничего делать, она слишком «лёгкая», а точнее — легкомысленная. Её не волнует ни судьба имения, ни дальнейшая жизнь дочери Ани, ни будущее домочадцев. На первый взгляд, переживания Любови Андреевны кажутся искренними и глубокими, но авторские ремарки, слова других персонажей, реплики самой героини и её поступки утверждают обратное. Раневская всю жизнь привыкла потакать своим слабостям, она сорит деньгами направо и налево «без удержу, как сумасшедшая». Но даже сейчас она не хочет меняться, поэтому уезжает обратно в Париж, бросив на произвол судьбы близких людей. Героиня инфантильна, по-детски наивна, не хочет видеть своих ошибок и брать ответственность за себя и семью в свои руки. Так автор показывает, что ни опасность разорения, ни материнская любовь, ни рациональность (в образе Лопахина и его деловых предложений) не способны изменить Раневскую, так как она сама этого не хочет. Ей удобнее жить вчерашним днём, а не идти в будущее.

Таким образом, литературные примеры доказывают, что меняется человек лишь по личной инициативе, изнутри. Влиянием извне, разумными доводами, а тем более запретами и упрёками заставить кого-либо поменять что-то в себе нельзя. Поэтому хочется, чтобы люди научились принимать других такими, какие они есть. Иногда человеку просто нужно ваше незримое присутствие рядом, поддержка и доверие.

Вариант 2

А.Н. Островский в драме «Гроза» знакомит нас с Катериной. Эта героиня остаётся верной себе, несмотря на то, что её пытаются изменить окружающие. Она росла в любящей семье, где никто не ограничивал её свободу. Поэтому Катерина сравнивает себя до замужества с «птичкой на воле»: девушка могла вышивать золотом по бархату, посещать церковь, слушать рассказы богомолок и странниц. Это была простая, неспешная, но естественная жизнь, где царили уважение и понимание. Но обстоятельства изменились, когда героиня вышла замуж и попала в дом Кабанихи. Здесь совсем иная обстановка — деспотизм, лицемерие. Причём каждый в окружении Катерины готов унижать другого: Марфа Игнатьевна запугала и сына, и дочь, Тихон под влиянием матери требует абсолютного послушания от жены, Дикой издевается над Борисом, а тот в свою очередь ждёт его смерти. В этой душной атмосфере тяжело всем, но каждый по-своему приспосабливается. Тихон уезжает из ненавистного дома, сбегает по ночам из-под зоркого взгляда Кабанихи Варвара. Этот выход предлагают и Катерине: внешне стать покорной, а тайно делать всё что угодно (например, встречаться с Борисом). Но девушка не может лгать и лицемерить: она слишком религиозна, честна и открыта. Именно поэтому она признаётся в грехе, но не находит никакой поддержки. Даже Борис, которому она доверилась, оказывается слишком слабовольным и отказывается от неё. И Катерина находит единственный выход — броситься с обрыва. Так, А.Н. Островский показывает, что изменить человека против его воли невозможно. И тем более нельзя этого сделать силой либо угрозами.

Ничто, даже страх смерти, не смогли изменить и ребят из романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Они остались верны себе и своим нравственным ценностям. Великая Отечественная война застала врасплох подростков (подготовиться к разрухе, убийствам, крови, на мой взгляд, невозможно, так как это против человечности). В оккупированном Краснодоне секретарь райкома собирает организацию «Молодая гвардия». Ребята прекрасно осознают, что их ждёт за подпольную деятельность, направленную против фашистов, за агитации и диверсии. Но они готовы жертвовать собой ради победы, потому что слова «Родина», «патриотизм» для них не пустой звук, а смысл их жизни. Даже под чудовищными пытками они не выдают друг друга, оставаясь верными своим идеалам. До последнего сохраняют мужество и ясность мысли Сергей Тюленин и Олег Кошевой, Любка Шевцова поёт перед смертью, отказываясь встать на колени. А ведь это очень молодые ребята, которым от четырнадцати до двадцати лет. Задумайтесь, иногда взрослые из-за страха или по иным соображениям переходили на сторону фашистов, а перед нами чуть ли не дети. Они не видели жизни, строили планы, мечтали о любви. Но насколько цельными они оказались. Так, автор утверждает мысль о том, что сильного человека никакие обстоятельства не заставят измениться.

Таким образом, примеры, взятые из художественной литературы, доказывают, что под давлением перемены невозможны. Конечно, человек может надеть маску, но в этом ли смысл трансформаций? Кроме того, тот, кто остаётся верным своим идеалам, невольно вызывает уважение.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения вам могут понадобиться и другие аргументы по направлению «Время перемен», которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий