Сочинение «Почему между личностью и обществом возникают конфликты?» рассказывает о том, что, к сожалению, в отношениях между социумом и индивидуумом не всё гладко. Об этом свидетельствует большое количество законов, пытающихся регулировать отношения личности с обществом. Однако надо стремиться к гармонии, поэтому стоит выяснить и устранить причины конфликтов.
Проблема отношений человека и общества всегда волновала писателей, философов, учёных. Как идеально устроить государство, чтобы к каждому относились с уважением, пониманием? Когда и при каких условиях должна наступить гармония? Как минимум есть два пути. Первый — радикальный, революционный, когда никакие переговоры невозможны, а есть один вариант — действовать силой. Второй — поступательный, просветительский, когда реформируются сами общественные ценности, создаются условия для раскрытия потенциала каждой личности. Может быть, в чём-то утопический вариант.
На мой взгляд, конфликты возникают, скорее, не между обществом и личностью, а между человеком, который выделяется из массы, и серой толпой. Именно толпа пытается растоптать индивидуальность, заменив яркие краски на серые. Не зря же есть выражение, что каждый по отдельности мудр, но все вместе глупы.
Попробуем разобраться, почему же между личностью и обществом возникают конфликты, взяв в качестве аргументов литературные примеры.
Вариант 1
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин противопоставляет личность и общество. Хотя конфликт, на первый взгляд, не очень бросается в глаза, но внимательный читатель заметит, как давит общественное мнение на героев.
Здесь это безликая толпа, которая живёт по своим законам и хочет, чтобы ей подчинялись все. В самом начале светское общество решает, что Онегин «умён и очень мил». А всё потому, что молодой человек ведёт образ жизни, типичный для дворянина того времени. Его день расписан по минутам: записочки и приглашения, балы и театры. Он хорошо говорит по-французски, умеет танцевать, «кланяться непринуждённо». Что же ещё надо? Сам же Евгений как личность здесь никому не интересен. И хотя он чувствует себя в свете вполне комфортно, но всё же он «лишний человек». Его ум, образованность остаются невостребованными. Немного иначе складываются отношения Онегина с поместным дворянством. Молодой человек смеётся над провинциалами, так как они ему кажутся простыми. Но мнение этого общества поначалу ему неинтересно. Поэтому он проводит реформы в своём поместье, вопреки сложившимся традициям. Поэтому откровенно флиртует с Ольгой, не заботясь о том, как будет воспринято его поведение. Однако, боясь быть осуждённым, Онегин вынужден подчиниться общественному мнению. Он соглашается на дуэль с Ленским, а после убийства уезжает. Нелепый страх оборачивается трагедией. Автор не осуждает своего героя, а даже пытается его оправдать. Онегин — жертва общественной морали. Ведь иначе его просто сочтут либо трусом, либо мошенником. Однако кто же законодатель светского мнения? Например, атаман «картёжной шайки» Зарецкий. Не тот человек, на которого стоит равняться. Заглавный герой, благодаря жизненному опыту (дуэль, путешествие), меняется. Он больше не хочет притворяться, как это принято в свете. И он опять отвергнут. Так, А.С. Пушкин показывает нам, что конфликт возникает, когда кто-то не походит на других, имеет собственное мнение.
Чужда обществу и Татьяна Ларина. Более того, она и в родной семье кажется «девочкой чужой». Её воспитали французские сентиментальные романы и рассказанные няней «преданья старины глубокой». Не самые лучшие учителя, но благодаря этому Татьяна остаётся чистой и наивной, хотя и несколько «дикой». Тогда как девушки, по мнению дворян того времени, должны быть кокетливыми и жеманными, посвящать жизнь балам и светским беседам. На ярмарке невест — в Москве — сразу же отмечают провинциальность героини. Однако Татьяна вскоре выходит замуж за генерала. И вынуждена в угоду обществу надеть маску светской дамы. Теперь она живёт той жизнью, которая ей всегда была чужда. Это балы, приёмы, наряды, пустые разговоры. В душе Татьяна всё такая же открытая и естественная, поэтому они и признаётся Онегину в ответной любви. Но изменить ничего не может, а лгать мужу не намерена. Так опять общество оказывается сильнее героини. Её принимают только тогда, когда внешне она становится равнодушной и холодной. И опять-таки её внутренний мир никого не интересует.
В романе в стихах А.С. Пушкина в конфликте между личностью и обществом побеждает мнение света. А возникает конфликт из-за того, что правила, традиции не дают человеку раскрыть свой характер, свою индивидуальность.
Так, литературные примеры показывают нам, что общество может повлиять на жизнь каждого человека. Никто не застрахован от конфликтов, пересудов, обсуждений и даже осуждений. И хорошо, когда человек остаётся личностью, не склоняется под гнётом чужого мнения.
Вариант 2
Яркий пример конфликта между личностью и обществом представлен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий, герой произведения, наделён свободомыслием, умом. Он путешествует, много читает. И считает, что обществу давно пора измениться. Почему? Он прямо отвечает на этот вопрос в своих монологах. Московское дворянство живёт по тем же принципам, по которым жили деды и отцы. Здесь главное — деньги и связи, умение льстить и угождать. Личные качества человека никого не интересуют: «по отцу и сыну честь». Дворяне не стремятся приносить пользу Отечеству, наоборот, считают себя вправе, например, менять крепостных на собак. В этом обществе нет любви, браки заключаются по расчёту: «если наберётся душ тысячки две родовых — тот и жених». А так как Чацкий единственный, кто не боится высказать здесь своё мнение, его просто объявляют сумасшедшим и выгоняют «вон из Москвы». В пьесе герой не смог противостоять обществу и вынужден уехать. Но, как писал И.А. Гончаров, анализируя комедию, «Чацкий победитель». Общество, имеющее подобные взгляды, обречено. А история доказала, что на смену дворянам пришли дельцы нового времени. Как можно было бы преодолеть конфликт? А.С. Грибоедов видит путь возрождения в изменении взглядов на воспитание и гражданские идеалы, в пробуждении интереса к наукам, искусству и образованию.
Ещё один вариант конфликта личности и общества представлен в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Вновь перед нами герой, который видит несправедливость существующего порядка и не хочет мириться с действительностью. И на самом деле, Петербург в описании автора грязный, нищий, жестокий по отношению к тем, у кого нет денег. Так, Соня вынуждена продавать себя, чтобы прокормить семью. Лизавета — терпеть унижение от своей сестры-процентщицы. Дуне предстоит также продать себя — она собирается замуж за Лужина. Чтобы устранить социальную несправедливость, а главное, выяснить, «тварь дрожащая» или «право имеет», Раскольников убивает старуху-процентщицу. Однако таким радикальным путём изменить общество невозможно. Напротив, герой мучается, чувствуя отъединение от людей. Так, в конфликте Петербурга и Раскольникова личность терпит поражение.
Литературные примеры показывают, что один человек всегда проигрывает большинству. Конфликт начинается, когда кто-то не хочет мириться с существующими порядками. Однако насилием, пламенными речами добиться изменения общества невозможно. Это долгий путь, а начинать стоит с себя.
Дополнительные аргументы
При написании сочинения вам могут понадобиться и другие аргументы по направлению «Я и другие», которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».