Почему многие люди боятся достижений цивилизации?

Почему многие люди боятся достижений цивилизации? Итоговые сочинения

Читателям Литероведа предлагаем итоговое сочинение в двух вариантах  на тему «Почему многие люди боятся достижений цивилизации?» по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» с аргументами из художественной литературы.

Вариант 1.

Жизнь современного человека совершенно не похожа на жизнь наших предков. Достижения науки и цивилизации сделали ее намного легче: в быту у человека появились помощники, для общения используются различные средства связи, для преодоления больших расстояний есть различные виды транспорта, а для лечения от многих болезней или их предупреждения появились лекарства и медицинские аппараты. Однако, несмотря на многие достоинства научного и технического прогресса, многие люди их боятся. Почему же достижения цивилизации вызывают страх? Обратимся за ответами к произведениям художественной литературы.

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» рассказывает читателям об эпохе правления императора Петра Первого, о его личности. Вступив на престол, он поставил перед собой задачу вывести Россию из вековой тьмы; повернуть страну на путь, ведущий из прозябания к прогрессу, цивилизации, от невежества к культуре; сделать из нее сильное передовое государство, на которое равнялись бы западные соседи. Молодой царь понимал, что для достижения поставленных задач необходимы единомышленники, умные молодые люди, поэтому и сам учится, и отправляет учиться заграницу молодых дворян, чтобы по возвращении они могли послужить во благо России. Петр Первый работает в Голландии на верфях простым матросом, учится строить корабли, чтобы иметь сильный флот; закладывает и строит город на Неве, который дает выход в море. Он облачает в европейскую одежду русских бояр, сбривает им бороды, борясь с их невежеством. Его новаторство, смелые идеи не нравятся боярам. До преобразований нового царя их жизнь текла неторопливо, неспешно. Они пользовались почетом и уважением, с ними держали совет. Боярин Роман Борисович вспоминает, как в прежние времена надевал утром кунью шубу, бобровую шапку и поддерживаемый дворней садился в возок и ехал в царский дворец. А с недавнего времени все изменилось: оставил его царь безбородым, нарядил дочерей его в немецкие платья, приказал по утрам чистить зубы и пить кофе, но самое главное – заставил служить, ежедневно ездить приказ Большого дворца. Не было уже того почета ни у Романа Борисовича, ни у других бояр. Рядом с царем были не родовитые бояре, думающие о своей родовитости и своих интересах, а люди умные, обладающие деловыми качествами. У них искал Петр Первый совета, понимания и поддержки. Кроме этого, строительство кораблей и города Петербурга требовало немалых средств, которые собирали с богатых людей. Читая письмо старосты, Роман Борисович сокрушается, как много хлеба у него забрали, как много людей увели строить корабли и новый город. И снова восставало его сердце против деяний царя и вспоминались другие времена, когда жизнь текла совершенно по-другому.

Таким образом, роман «Петр Первый» А.Н. Толстого – яркое доказательство того, что прогрессивное развитие общества грозит переменами в жизни. Людей, привыкших жить по старинке, не понимающих цели развития, переживающих только за свое благосостояние, страшат достижения цивилизации, так как такие люди не желают терять те блага и те привилегии, которыми они пользуются.

Вариант 2.

С давних пор человек пытался облегчить свою жизнь, сделать ее немного проще, комфортнее, окружить себя помощниками. За сотни лет цивилизация шагнула далеко вперед, благодаря научному и техническому прогрессу появились такие помощники. Без которых невозможно представить современную жизнь. Почему же многие люди боятся достижений цивилизации? Произведения художественной литературы дают ответ на этот непростой вопрос.

Сразу же вспоминается пьеса  А.Н. Островского «Гроза», в котором драматург окунает нас в атмосферу провинциального приволжского городка. В Калинове живут невежественные, темные, необразованные люди. Здесь, в купеческих домах, часто останавливаются странницы, рассказывающие нелепицы: о людях с песьими головами, про земли без царей, про наказание Божье. Многие жители Калинова охотно верят в эти истории, так как за пределы города они почти никогда не выезжали. Раскаты грома калиновцы объясняют поездками Ильи Пророка на колеснице по небу. Если случаются пожары от молнии, считают это карой небесной. И только механик Кулигин знает, что такие явления, как гром и молния, связаны с электрическими разрядами. Мастер-самоучка понимает, что спасением города от пожаров может стать громоотвод, объясняет это Дикому и другим купцам, которые могут помочь, поддержать деньгами. Однако Дикой ругает Кулигина, обзывает его последними словами, пытаясь доказать, что ничто, кроме праведной жизни, не спасет от Ильи Пророка. Он не верит в существование электричества, не понимает, как объяснить многие явления жизни с точки зрения науки, так как науки его никогда не интересовали. Невежество, незнание, суеверие не дают возможности Дикому и другим калиновцам понять и принять достижения цивилизации.

Есть люди, которые пытаются жить по-старому, придерживаться старых привычек и традиций, отвергая и не понимая ничего нового, в том числе и достижений цивилизации. Таковы Раневская и Гаев – главные герои комедии «Вишневый сад» А.П. Чехова. Любовь Андреевна и Леонид Андреевич – брат с сестрой. Они родились и выросли в богатой дворянской семье, которая владела имением с большим вишневым садом, приносящим немалый доход своим хозяевам. С детства они привыкли к роскошной, безбедной жизни, когда не нужно было ни о чем думать, не нужно было решать никаких проблем. Прошло время, многое в мире и в жизни героев изменилось. Любовь Андреевна пережила гибель сына, разлуку с любимым человеком, у нее были две взрослые дочери, о которых нужно было заботиться. А Леонид Андреевич проводил свою жизнь в развлечениях: играл в биллиард и поедал леденцы. То, что мир давно изменился, герои словно и не замечали.  Когда их гордость – вишневый сад – выставили за долги на аукционе,  ни Раневская, ни Гаев не знали, как спасти его от продажи. По старинке они продолжали надеяться, что проблемы будут кем-то решены так же, как они решались раньше. Старые хозяева имения отвергают вариант, предложенный Ермолаем Лопахиным – человеком  нового времени, а придумать свой план по спасению имения не могут. Раневская и Гаев продолжают жить прошлым, часто воскресают в своей памяти события прошедших дней, когда были счастливы и богаты. Оглядываясь постоянно назад, они не замечают ничего нового, поэтому и не могут принять прогрессивных изменений.

Книги великих классиков дают нам ответ на поставленный вопрос. Люди боятся достижений цивилизации по разным причинам. Кто-то испытывает страх в силу своего невежества, необразованности, а кто-то по причине того, что крепко держится за прошлое, за старые традиции и порядки.

Дополнительные материалы

Дополнительные материалы для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» можно найти в разделе сайта «Банк аргументов»

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий