Сочинение: Почему прошлое важно для будущего?

Почему прошлое важно для будущего? Итоговые сочинения

Итоговое сочинение «Почему прошлое важно для будущего?» рассказывает о том, что знания, которыми руководствуется человек в настоящем, основываются на бесценном историческом опыте. Именно память о прошлом делает современный мир одухотворённым, целостным.

Мы часто слышим, что для будущего важно прошлое. Но почему так считают? Ведь большинство событий человек просто забывает, так как невозможно хранить в себе всё. Лишь значимые вещи остаются в памяти. Однако развитие человека как раз и начинается с таких вот событий-кирпичиков, которые помогают строить фундамент будущей жизни. Без этих моментов нет цельной личности: её становление заложено нашими предками, уроками, которые преподала нам когда-то история. Ошибки, совершённые человечеством в прошлом, помогают избежать их в настоящем. А игнорирование прошедших событий влечёт за собой возникновение старых проблем. Но зачем же бегать по кругу? Важно знать, откуда мы, помнить победы и трагедии. Герои вызывают восхищение, стремление жить достойно. Войны учат ценить жизнь каждого человека и предостерегают потомков от неверных шагов. Поэтому многие писатели стремятся рассказать о том, что не надо недооценивать прошлое, забывать уроки истории, игнорировать личный опыт.

Вариант 1

Василь Быков создаёт произведения, которые можно было бы назвать философскими повестями. В основе лежат события Великой Отечественной войны. Но содержание их намного шире: это размышления над вечными вопросами. Один из них — ответственность каждого за свои поступки. Сам писатель говорил: «В конечном счёте именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле». Этими словами Василь Быков ясно обозначает понимание важности прошлого для будущего.

Так, в повести «Сотников» заглавный герой проходит испытание на человечность. Он сражается с первых дней Великой Отечественной войны. Но первый же бой становится (в переносном смысле) последним: он попадает в плен. Однако там он прикладывает всё своё мужество, решительность, чтобы убежать. После Сотников попадает к партизанам. И опять мы видим его смелость: в бою с карателями он спасает Рыбака. Именно с ним и идёт на опасное задание. На вопрос, почему же больной Сотников не отказывается это делать, раз другие, здоровые, не пошли, он просто отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Так мы видим проявление личной ответственности, способность к самопожертвованию. Героев берут в плен. Сотникова первым ведут на допрос, так как физически он очень слаб. Но внешняя слабость не означает отсутствие силы внутренней. Он молчит под пытками полицаев, оставаясь человеком в бесчеловечных условиях. И пусть он погибает не в бою, но честная жизнь (и смерть) делают его настоящим героем. Так история преподаёт важный урок потомкам — жить по совести, несмотря на обстоятельства.

Есть в повести ещё один герой, как называет его сам автор, «заплутавший на войне человек». Это Рыбак. Легко было бы списать его предательство на злодейство. Но, наоборот, до определённого момента он вызывает симпатию. Так, отдаёт мёрзнувшему Сотникову полотенце и делится с ним остатками еды. Когда же Рыбак становится трусом и предателем? Может быть, в тот момент, когда в плену мысленно отделяет свою жизнь от жизни напарника. И как результат — выбивает чурбан из-под ног Сотникова. Но даже в этот момент не считает себя виноватым: ведь он спасает свою жизнь, а вина за погибшего лежит на полицаях, отдавших приказ. Но мы понимаем, что эта петля «одна на двоих». Она обрывает жизнь двух человек: одного физически, другого нравственно. Так автор образом Рыбака преподаёт читателям своеобразный урок: нельзя идти на компромиссы с совестью. Отказываясь от честности, порядочности, личной ответственности, можно легко переметнуться на сторону врага.

Эти литературные примеры помогают ответить на вопрос, почему же прошлое так важно для будущего. Потому что уроки памяти, которые даёт нам Великая Отечественная война (да и любые значимые общественные события), заставляют молодое поколение задуматься над своей жизнью. Прошлое учит быть милосердными, нравственными. Учит быть настоящими людьми. Учит понимать свою ответственность за будущее.

Вариант 2

Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» в контексте военной темы поднимает вечные проблемы. Это добро и зло, милосердие и сострадание, жертвенность и человечность. С главной героиней Марией мы встречаемся в сентябре 1942 года. Она чудом спаслась от немцев, спрятавшись в кукурузе. Но жить ей не хочется, напротив, молодая женщина молит о смерти. Почему же это происходит? В её жизни было много печалей и горестей: отца расстреляли белогвардейцы, затем умерла мать. Мария смогла закончить лишь четыре класса, так как ей надо было работать. Она рано вышла замуж и родила сына. Наконец-то жизнь начала налаживаться. Но её простое счастье было разрушено фашистами: война отбирает у неё семью. И лишь будущий ребёнок, которого она ждёт, спасает героиню от отчаяния. Она не просто находит в себе силы жить дальше, но и дарит любовь другим детям. В простых, обыденных действиях (сбор урожая, чистка колодца) она успокаивается. Главным для неё становится жизнь ради других. Недаром автор называет её Марией, проводя параллель с Матерью Божьей — заступницей людей. Так, В. Закруткин показывает нам, как прошлое даёт силы жить дальше, не мстить и ненавидеть, а прощать и любить. И это материнское чувство связывает между собой поколения, восстанавливает связь времён.

Аналогичную тему поднимает М.А. Шолохов в повести «Судьба человека». На примере судьбы Андрея Соколова автор раскрывает тему силы духа. Вновь перед нами обычный человек: у него семья, дети, он работает шофёром. То есть живёт простой жизнью. Но вот начинается война, и уже на третий день Андрей в военкомате. Он истинный патриот, поэтому идёт сражаться за Родину. Иначе просто не может. Он попадает в плен, но и здесь остаётся человеком, понимая, что подло покупать себе жизнь ценой смерти других. Его близкие погибают. И вот Андрей Соколов один на всём белом свете. Но отчаяние не ломает героя. Он находит того, кому ещё тяжелее — бездомного мальчишку. Если взрослые могут взять ответственность за поступки на себя, то в чём виноват ребёнок?! Теперь Соколов не один — у него есть семья, сын Ванюшка. Так возрождается вера в жизнь. И это главный урок, который прошлое даёт настоящему.

Так, литературные примеры показывают, что память поколений проходит через каждого из нас. Память неотступно следует за человеком. Но без неё, как считает академик Д.С. Лихачёв, нет совести. А совесть заставляет нас ответственно подходить к каждому своему слову и действию, думать о близких. И вообще жизнь — это дорога, которую сложно разделить на прошлое и будущее. Здесь важен каждый шаг. Оглядываясь назад, мы можем представить, что нас ждёт, и смело шагать вперёд. Именно поэтому прошлое так важно для будущего.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения по направлению «Забвению не подлежит» вам могут понадобиться и другие аргументы, которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий