Сочинение: Почему тема войны не уходит из литературы?

Почему тема войны не уходит из литературы? Итоговые сочинения

Сочинение «Почему тема войны не уходит из литературы?» рассказывает о памяти как важнейшем аспекте человеческого бытия.

В литературе есть вечные темы — добра и зла, отцов и детей, жизни и смерти. Они не утрачивают свою актуальность на протяжении столетий. Тема войны — одна из них. Люди пытаются понять, почему начинаются конфликты, а главное, как их избежать. Война всегда воспринимается как трагедия, которая не только стирает с земли города и страны, но и разрывает человеческие связи. И именно эта утрата нравственности, добра, взаимопомощи наиболее тяжело переживается людьми любой эпохи. Писатели на протяжении многих веков пытаются донести до читателей мысль о трагичности войны.

Так, о походе князя Игоря рассказывает «Слово о полку Игореве». В основе лежит рассказ о событиях 1185 года. Неизвестный сказитель (а насчёт автора идут споры: неизвестно, кто создал поэму — монах, воин, князь, бывшие свидетелями происходящего, либо дворянин Мусин-Пушкин, вдохновившийся прошлым) повествует о «невесёлой године». Русь страдает от княжеских междоусобиц и половецких набегов. Разумные советы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха забыты. Передовые люди того времени понимают, что только в единстве сила русского народа: объединившись, князья могут дать отпор врагу. Но князь Игорь решает никого не ждать. Он выступает в поход абсолютно несвоевременно и неожиданно. Даже природа выступает против этого: солнечное затмение предвещает поражение. Так и происходит: войска князя Игоря разбиты, а сам он взят в плен. Но самое страшное, что «тьма свет покрыла». То есть половецкие войска разоряют русские княжества, ведь этот неудачный поход как бы открывает им ворота. Везде смерть и слёзы: Ярославна от имени всех женщин оплакивает не только своего мужа, но и всех павших в сражениях защитников Руси. Идея неизвестного автора «Слова…» актуальна до сих пор: страна непобедима, только если живёт общими интересами, а в разрозненности беззащитна и уязвима.

Проходят сотни лет, но (увы!) войны не прекращаются. И уже в XX веке М.А. Шолохов пишет знаменитый роман-эпопею «Тихий Дон», где опять проводит идею о том, что Гражданская война — самое ужасное, что может быть в стране. Автор осуждает насилие, убийства, разлад. Особенно ужасной кажется война при сопоставлении с мирной жизнью: казаки упорно работают по хозяйству и в поле, женщины воспитывают и рожают детей. В этом существовании не всё гладко, есть не только любовь, но и ревность (например, Наталья переживает из-за Григория, а Аксинья несчастлива со Степаном). Но это повседневная жизнь с её горестями и радостями, она естественная, как и сам Дон. Пусть он с порогами и иногда бурным течением, но он тихий. И в эту размеренную обыденность врывается война: казаки уходят на фронт. Да они готовы сражаться за Родину, но когда начинается Гражданская война, люди не понимают, чью сторону выбрать. И красные, и белые несут смерть. И это безжалостное истребление братьев братьями, отцами и детьми — отцов и детей же (вспомните, Григорий чуть не убивает, не узнав со спины, отца) разъедает душу каждого. Не зря Мелехов говорит страшные слова: «В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе». И никто не может остаться в стороне от войны. Погибают безвинные женщины, дети, старики (Петра Мелехова расстреляют, Дарья утопится в Дону, Мелехов-старший умрёт от тифа, Полюшка — от скарлатины, Аксинья — от пули). Вот он истинный трагизм войны. И поэтому произведение звучит как призыв остановить насилие.

Так, произведения разных эпох подтверждают, что тема войны не уходит из литературы. На мой взгляд, и не должна уходить. Почему? Потому, что люди должны помнить о страшных трагедиях. Потому, что должны чтить героев, отдавших жизнь за счастье будущих поколений. Потому, что уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения конфликтов в настоящем.

Дополнительные аргументы

При написании сочинения из раздела «Забвению не подлежит» вам могут понадобиться и другие аргументы, которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий