Понимать человека или управлять им?

Понимать человека или управлять им? Итоговые сочинения

С ранних лет и до преклонного возраста человек старается изучить все навыки социальной жизни, а его неотъемлемым и одним из самых важных элементов является общение с окружающими людьми. На самом деле данный процесс очень и очень сложных, хотя изначально таковым и не кажется. Ведь для общения с каждым человеком является уникальным и требует индивидуального подхода. Для хороших взаимоотношений нам необходимо наладить близкий контак, причем это касается не только любви или дружбы, но и сотрудничества с коллегами. 

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то когда нам необходимо найти общий язык с большой группой людей, то очень сложно добиться полного понимания и духовного единства с каждым из них. Подобные примеры достаточно часто встречаются в произведениях как русских, так и зарубежных авторов. Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения, где в качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов:Д. Оруэлла, Л.Н. Толстого, А.Н. Островского и И.А. Гончарова. 

Вариант 1

Одной из важных тем для размышления является тема: «Понимать человека или управлять им?». Я считаю, что данная тема заслуживает отдельного внимания, поскольку не утратила своей актуальности на протяжении многих лет. Испокон веков люди задавались вопросом: что же важнее — понимать человека, разделять его интересы или же банально манипулировать им, тем самым добиваясь собственной выгоды. Если посмотреть со стороны этики, то второй вариант является в корне неправильным, поскольку манипуляция сама по себе аморальна. Но если же посмотреть с другой стороны — с практической? То здесь напрашивается уже совершенно другой ответ, поскольку гораздо удобнее разобраться в психологии человека, чтобы в последствии управлять им. 

Таких примеров достаточно встречается в антиутопической литературе. Хорошим примером является роман Джорджа Оруэлла «1984». В данном произведени речь идет о том, что человеческая психология подверглась доскональному изучению для того, что потом умело менять мышление людей, таких как главный герой произведения — Уинстон Смит. Мышление людей меняют в зависимости потребности государства. Смит уверен, что О’Брайен, который является его коллегой в Министерстве Правды, полностью понимает его и поддерживает. О’Брайен действительно с пониманием относится к Смиту, но при этом продолжает работать на правительство. В кульминационной части произведения мы видим, что он использует против Уинстона понимание его психологии и его страхов, чтобы тот подчинился и был полностью сломлен морально. Подобный поступок ничего не имеет общего с этикой, но при этом является весьма эффективным. 

Еще один хороший пример взаимопонимания в близких отношениях показан в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В данном примере весьма реалистично показана жизнь людей в начале девятнадцатого века. Автор достаточно подробно описывает все подробности и детали общественной и личной жизни героев. Так или иначе герои произведения понимают друг друга и стараются прислушаться к мнению окружающих, но лучше всего это видно в семье Ростовых. 

Данная семья отличается простотой, широтой души, а также чувственностью. Данную семью нельзя назвать интеллектуалами, или же педантами, они не отличаются рациональностью, но не смотря на все это — они понимают друг друга. 

Это становится отчетливо заметно в тот момент, когда у кого-то из членов семьи появляются проблемы. Каждый в этой семье ищет поддержку среди членов семьи, при этом никто из них не боится столкнуться с неодобрением или же критикой. 

Родители всегда готовы выслушать своих детей, а также охотно помогают им в решении сложившихся проблем. Ярким примером является момент, когда Николай проиграл в карты крупную сумму.  Он прекрасно осознает, что вина перед семьей целиком и полностью лежит на нем, но исправить данную ситуацию самостоятельно он не в состоянии. В любом случае ему прийдется рассчитаться с долгами. Поэтому он не придумал ничего лучше, как обратиться за помощью к своему отцу. Он был готов к тому, что отец начнет его упрекать или же обвинять в расточительстве. Но отец поступает иначе: он понимает своего сына, входит в его положение и принимает его раскаяние. Это является очень важным качеством, особенно в семье. Именно благодаря взаимопониманию и открытому общению удается сохранить мир внутри семьи. Действительно, очень важно суметь сохранить покой и доверительные отношения даже в очень сложной жизненной ситуации. 

Из двух примеров можно сделать вывод, что, естественно, понимание является очень важным в любой ситуации и с любым человеком. На вопрос: «Что же лучше — управлять человеком или же понимать его?» Нельзя ответить однозначно. Я считаю, что необходимо развивать оба эти качества, поскольку в жизни могут пригодиться оба, поскольку мы живем в разностороннем и непредсказуемом обществе. Жизнь настолько непредсказуема, что мы можем оказаться в абсолютно разных ситуациях. Порой понимание является самым важным, например в отношениях внутри семьи. И это правильно, поскольку семейные отношения в первую очередь строятся на поддержке, сострадании и любви. Но и умение управлять другими порой бывает просто необходимо. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что взаимопонимание играет огромную роль, особенно в отношениях с близкими людьми, на которых мы рассчитываем в трудную минуту. Но и умение управлять другими не стоит оставлять без внимания, поскольку без него порой приходится ох как не сладко. 

Вариант 2

В наше время роль управленца стала пределом мечтаний многих людей. Люди хотят, чтобы их слушались и шли за ними. Но стоит отметить, что в реальной жизни контролировать все не является синонимом счастья, поскольку данное умение правильнее будет сравнить с драмой. Действительно, ведь о каком счастье может идти речь, если для того, чтобы тебя полюбили, необходимо оказывать определенное давление. В первую очередь необходимо постараться понять окружающих и построить с ними доверительные отношения. Об этом говорили многие авторы как в русской, так и в зарубежной литературе. 

Одним из таких примеров является пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». Героиня произведения Кабаниха старается держать в жестком контроле всех членов своей семьи, лишая их собственной воли и ей доставляет удовольствие подобная власть и доминирование. Но делает ли это женщину по-настоящему счастливой? Ведь ее окружает лишь ложь и лицемерие. Даже ее родная дочь держит в тайне свою жизнь, тем самым с каждым днем все больше и больше отдаляясь от матери. А сын Кабанихи мечтает о том, чтобы побыстрее избавиться от материнской власть, поэтому при каждой возможности старится улизнуть из дома и провести время вдали от его стен. Единственный человек, который пытался выразить свое недовольство, это была невестка Кабанихи — Катерина. Но на свою прямолинейность женщина получает лишь упреки и запреты. Строгая свекровь пытается заставить Катерину молчать, чтобы та не разрушила ее иллюзию. Держать в полном контроле всех членов семьи Кабанихе позволяет полный контроль над деньгами. Все подчиняются ей, но не от большой любви, а от безысходности. В конце произведения героиня остается в полном одиночестве, поскольку ее власть над домочадцами не была подкреплена ни любовью, ни искренностью. Сложно представить, что женщина хотела именно этого, держа под полным контролем всех членов своей семьи.

Совсем другая картина предстает в случае понимания. Например, в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Здесь мы видим противоположную картину, где старший Штольц пытается привить своему сыну самостоятельность и силу духа, поэтому даже не собирается контролировать его каждый шаг. Он позволяет Андрею практически все: долгие отлучки из дома, шалости, а также поощряет его новые увлечения. Отец не участвует в первых драках сына, испытаниях и дает возможность совершать ошибки. Таким образом отцу удается закалить характер ребенка. Но при этом всем родители принимают участие в жизни сына: мать старается привить ему любовь к музыке и литературе, обучает его языкам. Отец также не остается в стороне: он дает знания о более точных науках. С ранних лет родители дают ему возможность самостоятельно подрабатывать, тем самым развивая свои умения. Подобное воспитание дало возможность Андрею вырасти хорошим и успешным человеком. На этом примере отчетливо видно, что понимание личности гораздо важнее управления ею. Когда в семье царит понимание, то там развиваются гармоничные отношения между близкими людьми. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понимание является основой в межличностных отношениях. Именно благодаря пониманию создаются любящие и крепкие семьи. Если же пытаться строить отношения на управлении, то рано или поздно это приведет к тому, что личная жизнь будет разрушена. Управление влечет за собой появление фальши, лжи и притворства. Никому не понравится то, что на протяжении долгого времени им управляют, поэтому данный союз будет разрушен. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий