Команда Литероведа предлагает два варианта сочинения на тему «Как научиться понимать самого себя?» по направлению «Разговор с собой» с примерами из художественной литературы для аргументации собственного мнения и более глубокого раскрытия темы сочинения.
Вариант 1.
Все ли из нас могут похвастаться тем, что всегда понимают сами себя? Думаю, таких людей найдется немного, так как в жизни любого человека бывают моменты, когда объяснить свое состояние, поступки и чувства он не может. Как же научиться понимать себя? Для ответа на этот вопрос обратимся к произведениям русских писателей и поэтов.
Любимые герои Л.Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» не живут спокойно. Они ищут смысл жизни, пробуют, ошибаются, разочаровываются, получают наглядные жизненные уроки и снова пробуют. Таков и Андрей Болконский. С первого знакомства с ним мы понимаем, насколько ему наскучило светское общество, его пустые разговоры, неискренность и лицемерие. Он мечтает о чем-то великом, что смутно терзает его сердце и что он понять не в силах. Увлеченный Наполеоном, он едет на войну, хотя на вопрос Пьера Безухова, зачем ему эта война, он честно отвечает, что не знает. Сомнения, вопросы, на которые князь не находит ответов, продолжают мучить его и перед Аустерлицким сражением, и во время боя. Но неожиданно его ранят, и он, лежа на поле боя, видит над собой бесконечное синее небо, на фоне которого появляется его кумир, маленький и никчемный. И вдруг для Болконского все сразу становится просто и понятно, будто кто-то невидимый дал ответы на все вопросы, мучившие героя. Он отчетливо понял, что все вокруг суета, вечно и истинно только бесконечное небо, а человеку следует учиться у облаков, которые ползут по небу не так, как бегают и суетятся внизу люди. И он был счастлив от этого понимания. Природа еще не раз становится учителем, который помогает глубже заглянуть в себя и наконец понять свои сомнения, свою душу. После смерти жены князь Андрей жил почти безвыездно в деревне, душевные терзания вновь не оставляли его, вопросы роились в его голове. Это было непростое время в его жизни. Он винил себя в смерти Лизы, не находил себе оправдания. Весной 1809 года Болконский поехал в рязанские имения маленького сына, опекуном которого он был. Недалеко от перевоза он видит могучий дуб, который не хотел сдаваться чарам весны, стоял старый, с обломанной корой, заросший болячками. Князь невольно сравнил себя с дубом и решил, что его жизнь кончена и нужно уступить дорогу молодым. Во время этой поездки он посетил имение графа Ростова, ночью он стал невольным слушателем разговора Наташи с Соней, восхищения девушки звездным небом, прелестью летней ночи. Этот разговор разбудил в его душе «путаницу молодых мыслей и надежд». А на обратном пути домой князь Андрей вновь увидел знакомый дуб, который за короткий срок изменился. Не было ни обломанных сучьев, ни болячек, только сочная густая зелень. И невозможно было сразу поверить, что молодые клейкие листочки, которые чуть колыхались в лучах вечернего солнца, появились на том самом дубе-старике. Преобразившийся великан навеял на Андрея чувство обновления, беспричинной радости и понимание, что жизнь не закончена в тридцать один год. Как и тогда, на Аустерлицком поле, он отчетливо понял, как ему жить дальше, чтобы мучительные сомнения и терзания не омрачали душу.
Природа – наш лекарь и учитель. Она заставляет человека увидеть гармонию, царящую вокруг, заглянуть в свою душу, чтобы создать в ней такую же гармонию. Природа лечит нашу душу и преподает прекрасные уроки, благодаря которым мы лучше понимаем себя.
Вариант 2.
Не раз в жизни любого человека случаются моменты, когда он перестает понимать себя. От этого непонимания он мучается, страдает, пытается разобраться в себе, но чаще получает еще больше вопросов, которые остаются без ответов. Так как же человеку научиться пониманию своего внутреннего мира? Для ответа обратимся к бессмертным произведениям классиков русской литературы.
С самых первых страниц повесть «Слепой музыкант» В.Г. Короленко заставляет читателя переживать и волноваться за судьбу главного героя — Петруся. Мальчик родился слепым, но пройдя через множество испытаний, он смог стать великим музыкантом. В семье не сразу поняли, что он не видит, но когда это понимание пришло, по совету дяди мальчика, опытного человека, покалеченного на войне, родители не слишком опекали сына. Петрусь стал самостоятельным, умел ориентироваться в доме и в имении. Впервые услышав пение Иохима на дудочке, он полюбил музыку и стал учиться играть на пианино, развивать свой талант. Вскоре к нему приходит первая любовь и горькие мысли о своей никчемности. Его неотступно терзают вопросы, зачем ему жить и зачем жить именно слепому человеку. На душе у него неуютно и сумрачно. Он считал себя причиной несчастий и разочарований других людей. С такими невеселыми мыслями он с дядей Максимом поехал в Киев, чтобы совершенствовать умение играть на пианино, но встреча со слепцами, которые шли к Почаевской иконе Божьей матери, изменили планы Петруся. Он присоединился к этим нищим, чтобы вымолить у Богоматери исцеление. Это был нелегкий путь, полный испытаний и трудностей, но он закалил молодого человека, он научился понимать мир, который его окружает, каждой клеточкой своего тела и вернулся осенью совершенно другим человеком, умеющим понять себя и порывы души. Автор считает, что сильнейшие потрясения, испытания трудностями заставляют человека лучше узнать себя, разобраться в своих страхах и сомнениях.
Нередко человек восстанавливает гармонию в своей душе и учится понимать себя благодаря книгам. К такой мысли нас приводит роман «Мать» Максима Горького. Главный герой произведения – Павел Власов, молодой рабочий фабрики. Его отец тоже был рабочим, часто после смены пил, а выпив, бил жену и издевался над сыном, но Ниловна терпела выходки мужа, так как все женщины в рабочей слободке жили также. После смерти отца Павел присоединился к развлечениям молодежи: стал пить, курить, участвовать в драках и часто пропадать на ночь. Но чем больше он старался развлечь себя, тем больше внутри него сосала какая-то непонятная тревога и неудовлетворенность. Он чувствовал, что живет не так, как хочет, выбрал неправильный путь. Но молодой человек не хотел искать спасения в алкоголе и табаке, как его сверстники. Неожиданно для Ниловны ее сын стал по праздникам уходить в город, а возвращаясь оттуда, приносил книги, которые с большим интересом читал, потому что в них он находил ответы на терзавшие его вопросы. Он из этих книг узнавал о жизни рабочих, о своей жизни, о том, как выйти из беспросветной нищеты и пьянства, изменить свою жизнь. Книги помогли ему разобраться в себе, найти свой путь, на который он стал уверенно и твердо.
Итак, многие писатели и поэты утверждают, что научиться понимать себя человеку часто помогают испытанные потрясения и книги. Благодаря им можно найти душевное спокойствие, а также получить ответы на самые больные вопросы.
Дополнительные материалы
Для поиска дополнительных материалов к итоговому сочинению по предложенному направлению мы предлагаем вам заглянуть в раздел «Банк аргументов» сайта.