Сочинение: Когда заканчивается детство?

Сочинение: Когда заканчивается детство? Итоговые сочинения

Итоговое сочинение на тему: «Когда заканчивается детство?» поднимает очень важную проблему изменения и становления человеческой личности, именно поэтому оно относится к направлению «Время перемен». Данное направление побуждает к размышлениям не только о следствиях внутренних изменений человека, но и об их причинах. Поэтому при подготовке выпускники смогут ответить на многие вопросы, которые их давно волновали.    

Вариант 1

Детство – это самый счастливый и беззаботный период в жизни человека. Это время волшебно, так как оно наполнено верой в чудеса и сказки. Дети умеют искренне радоваться, смело мечтать. Они просто живут полноценной жизнью, без оглядки на прошлое и без страха перед будущим. Когда же заканчивается эта чудесная пора? Что является этому причиной? На эти вопросы пыталось найти ответы множество писателей, например Л.Н. Толстой.

Лев Николаевич хотел показать переход от детства к взрослой жизни на примере главной героини романа-эпопеи «Война и мир» Наташи Ростовой. Из наивного ребёнка она превращается в красивую девушку, а затем в зрелую женщину. Впервые Наташа представляется читателю тринадцатилетней девочкой-подростком, которая считает всю жизнь сплошным праздником. Она не умеет сдерживать эмоции, но окружающих умиляет её детская непосредственность и жизнерадостность. Поддаваясь чувствам, главная героиня часто даже не задумывалась о том, что делала. Она жила по законам своего сердца и не зависела от чужого мнения.

Взрослея, Наташа сталкивается с притворством и лживостью светского мира. Следуя советам подлой Элен Курагиной, девушка приняла ухаживания её брата Анатоля и предала своего жениха Андрея Болконского. Главная героиня только начинала жить, и ей было трудно разобраться в своих чувствах, она совершила большую ошибку и потом очень долго себя корила.

Кроме мук совести, взрослению Наташи способствовало приближающееся наступление французов на Россию. В это время проявилась её способность к состраданию и жертвенности, она всеми силами старалась помочь пострадавшим. Затем судьба её вновь столкнула с Андреем Болконским, когда он был смертельно ранен. Наташа посчитала своим долгом ухаживать за человеком, чью любовь предала. Она оставалась рядом до его последнего вздоха.

Окончательной зрелости Наташа достигла только в браке с Пьером Безуховым. Теперь она была всецело поглощена заботой о своём муже и детях, семейное благополучие стало для неё гораздо важнее собственного.  

В пример человека, детство которого не закончилось даже в зрелом возрасте, можно привести главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич – это апатичный и ленивый мужчина, который проводит всё своё время, лёжа на диване и занимаясь построением несбыточных планов на будущее. Он ведёт себя как ребёнок, не осознающий забот и трудностей окружающего мира. Его планам не суждено осуществиться, потому что он не способен проявить силу воли и заставить себя хоть что-нибудь делать.

Причины подобной лени и пассивности крылись в детстве главного героя. Всему виной стала чрезмерная родительская опека, лишившая мальчика интереса к жизни. Он был любознательным и активным ребёнком, но постепенно привыкал к запретам родителей и в итоге превратился в беспомощного и безынициативного человека, являющегося взрослым только по возрасту.

Мне кажется, что детство заканчивается в тот момент, когда начинаешь заботиться о ком-то и чувствовать свою ответственность за близких. Отказывая себе в чём-то ради другого человека, мы учимся контролировать свои желания. Если ты способен побороть собственный эгоизм, значит, ты повзрослел. Но многие люди так и остаются детьми до глубокой старости, они становятся взрослыми только физически, а внутренне так и остаются незрелыми.  

Вариант 2

Все дети мечтают стать взрослыми, им кажется, что взрослая жизнь интереснее. Никто тебя не контролирует, не указывает, что делать. А взрослые, глядя на это, лишь грустно улыбаются, вспоминая безвозвратно ушедшее детство. А когда же оно заканчивается? Когда ребёнок перестаёт быть ребёнком и вступает во взрослую жизнь? В поисках ответов на эти вопросы можно обратиться к художественной литературе.

Лучшим примером процесса взросления является трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». История создания этих произведений берёт своё начало в дневниках писателя, где он искал ответ на вопрос, как чистое невинное создание может превратиться в тщеславного порочного человека.

Главному герою трилогии на начало описываемых событий десять лет, а к концу – шестнадцать. Николенька Иртеньев живёт обыкновенной жизнью: любит игры, не хочет учиться, сочиняет плохие стихи, тяжело переживает смерть матери, впервые влюбляется, переживает трудный подростковый период, испытывает чувство зависти по отношению к своему брату. Л.Н. Толстой подробно рассказывает о том, как человек взрослеет и пытается отобразить малейшие изменения души, влияющие в дальнейшем на всю жизнь человека.

Каждая часть трилогии описывает определённый этап взросления: детскую наивность и непосредственность, подростковый максимализм, юношеское высокомерие и отчаянные попытки найти своё место в жизни. Процесс взросления, описанный Толстым, ничем не отличается от реального: человек рождается, растёт, взрослеет и становится личностью. Но писателю удалось показать психологию ребёнка, его переживания и эмоции во время изменений, предшествующих зрелости.

А вот, например, муж Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза» Тихон так и остался ребёнком, всецело зависящим от матери, несмотря на свой возраст. Он шагу не мог ступить без маменькиного разрешения. Тихон с детства привык, что все решения в семье принимает его мать, поэтому вырос бесхарактерным и безынициативным человеком, у которого совершенно не было силы духа. У него не было никакой ответственности: ни за себя, ни за свою жену. Тихон всё еще был маленьким мальчиком, неспособным принимать взрослые решения.

Марфа Игнатьевна не позволила своему сыну реализовать себя ни в семейной жизни, ни в профессиональной. У Тихона даже не было собственного мнения и точки зрения о происходящих событиях. Его мышление и поведение остались на детском уровне развития, именно поэтому его образ часто сравнивают с ребёнком. Его инфантильность и неспособность к самостоятельности превратила Тихона в типичного обывателя и дело здесь не только во влиянии матери, ведь у Кабанихи есть и второй ребёнок – дочь Варвара, которая выросла совершенно другой. Только известие о гибели Катерины оказалось способным пробудить в её муже надежду на взросление, в порыве отчаяния он впервые в жизни решился пойти наперекор матери, обвинив ей в смерти жены.

На мой взгляд, окончание детства не определяется возрастом или временем. Это состояние души человека, проявляющееся в отношении к жизни и окружающему миру. Человек становится взрослым и зрелым, когда принимает себя, принимает неизбежность жизненных обязательств и ответственность за себя и своих близких. Я считаю, что детство не должно заканчиваться. Нужно просто научиться совершенствовать его лучшие стороны с помощью приобретённого опыта. 

Дополнительные аргументы

С дополнительными аргументами, подготовленными командой нашего сайта, по направлению «Время перемен» вы можете ознакомиться в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 7 оценок, среднее 4.86 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий