Предлагаем вашему вниманию два варианта итогового сочинения на тему: «В чем заключается истинное наказание за совершенное преступление» (направление «Преступление и наказание – вечная тема»). В качестве аргументов были использованы произведения следующих авторов: Ф.М. Достоевского, Ф. Шиллера, Оскара Уайльда, М.А. Булгакова
Вариант 1
Не всех людей пугает преступление, но все боятся последующего за ним наказания. Даже жестокие люди, которых не волнуют чужие судьбы, беспокоятся о своем будущем. Но многие не понимают того, что истинное наказание за совершенное преступление – это не тюремная камера. А что же тогда? Давайте, в этом разберемся.
Весь сюжет романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» завязан на внутренних переживаниях главного героя, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион Раскольников не был плохим человеком. Все дело в том, что он обладал слишком восприимчивой и чувствительной натурой, поэтому остро реагировал на окружающую его несправедливость. Жители Петербурга были разделены на две группы: одни купались в роскоши, а другие умирали с голода. Родион не мог спокойно смотреть на то, как живущие рядом с ним люди теряли от отчаяния свою человечность. Он всеми силами старался найти выход из сложившейся ситуации, и этим выходом для него стала его теория. Эта теория могла бы изменить весь мир, главному герою осталось только доказать себе самому, что он принадлежит к «право имеющим».
Однако он не выдержал испытания кровью. Убийство старухи-процентщицы не сделало его великим, а разрушило его жизнь. После совершенного преступления начинается истинное наказание Раскольникова, и оно заключается вовсе не в ссылке. В тот злополучный день он лишился всего, что ему было дорого. Родион больше не мог общаться с родными и близкими, он отгородился от всего мира. Муки совести, разочарование в теории, осознание бессмысленности убийства и страх быть разоблаченным – вот в чем состояло его наказание. Убив «вошь», Раскольников убил самого себя.
В качестве другого примера хочется привести судьбу главного героя драмы Ф. Шиллера «Разбойники». Карла Моора на преступный путь толкнуло предательство родного брата, который хитростью заставил отца отказаться от своего любимого сына. Однако ничто не способно оправдать его преступления, особенно гибель невинных людей по вине его разбойничьей шайки. И в итоге, несмотря на то, что правда оказывается раскрытой, у Карла нет шанса на счастье. Став разбойником, он перечеркнул все свое прошлое и отказался от всего, что ему было дорого. Преступная жизнь погубила его, убила его отца и возлюбленную. Осознав свои ошибки, Карл принимает решение сдаться в руки правосудия, восстановив тем самым справедливость.
Таким образом, можно прийти к выводу, что истинное наказание за совершенное преступление заключается в муках совести. Страшна не тюрьма, а осознание содеянного. Многим кажется, что они черствые, и их это не коснется, однако нельзя забывать о том, что время меняет людей и расставляет все по своим местам.
Вариант 2
Далеко не каждый человек задумывается о последствиях преступления, прежде чем совершит его. Именно в этом и заключается основная причина высокого уровня преступности во всем мире. Возможно, если бы люди хоть немного думали о том, как изменится их жизнь даже после малейшего правонарушения, мир – стал бы другим.
Ярким примером человека, которого не беспокоили последствия его действий, является главный герой романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан Грей больше всего на свете хотел оставаться молодым и красивым, поэтому был согласен на что угодно, лишь бы избежать старости. Ступив на порочный путь, он без зазрения совести наслаждался доступными ему удовольствиями, переложив весь груз своей грязной души на собственный портрет. И картина молча несла это бремя, старея вместо того, кто был на ней изображен.
Шаг за шагом Дориан Грей превращался из человека с чистым и добрым сердцем в преступника. И это продолжалось до тех пор, пока он совсем не уничтожил свою душу. Портрет оказался всего лишь зеркалом, в котором отображалось падение главного героя. Увидев свое истинное лицо, Дориан Грей оказался не в силах принять его. Он попытался избавиться от страшной правды, но нельзя спастись от самого себя, поэтому ударив ножом полотно, он лишился жизни, а портрет вернулся в свое первостепенное состояние.
В качестве другого примера хочется привести Понтия Пилата – героя романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он был прокуратором Иудеи, поэтому должен был судить преступников этого города, руководить армией, выслушивать доносы, вершить судьбы. Он ненавидел то, чем занимался, и чувствовал себе глубоко одиноким и несчастным. Именно поэтому с ним всегда рядом преданный пес Банга, являющийся самым близким и единственным другом.
Очередное судебное разбирательство изменило всю дальнейшую жизнь Понтия Пилата. Казнь заключенных была для него обыкновенным делом, он привык воспринимать это как должное, не считая преступников за людей и не интересуясь их судьбами. Однако во время допроса Иешуа Га-Ноцри выясняется, что обвиняемый не виновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, Иешуа оказывается единственным человеком, который способен понять прокуратора. Тем не менее, карьера и репутация оказались важнее для Понтия Пилата, чем справедливость. Поэтому он все-таки приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесении Иуды из Кириафа.
Обладая такой властью, он бы смог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого, а значит – совершил преступление, послав на смерть невиновного человека. И как каждый преступник, получил в итоге свое наказание, заключающееся в бессмертии. Но истинным наказанием для Понтия Пилата стала не вечная жизнь, а муки совести, испытываемые от осознания собственной ошибки.
Таким образом, можно прийти к выводу, что для каждого преступника самым страшным наказанием является осознание собственной неправоты. Можно казаться безразличным, и пытаться заглушить голос совести, но рано или поздно приходит понимание того, что ты сам разрушил свою жизнь. И с этого момента начинается истинное наказание, от которого никуда не деться.