Сочинение: Зачем человеку дана совесть?

Сочинение: Зачем человеку дана совесть? Итоговые сочинения

Итоговое сочинение «Зачем человеку дана совесть?» относится к направлению «Разговор с собой». Все темы данного направления наводят на размышления о сильных и слабых сторонах своей личности, а также доказывают необходимость самосовершенствования. Обращение к произведениям художественной литературы позволяет в полной мере аргументировать собственные мысли, служащие основой работы.

Вариант 1

Совесть – это чувство, которое может испытывать только человек. Она создаёт некий моральный барьер, устанавливающий рамки дозволенного поведения по отношению к окружающим. Иногда бывает очень трудно вести себя соответственно общепринятым нормам, можно даже нечаянно обидеть кого-нибудь или сделать другому человеку больно. Когда всё возвращается на круги своя, мы осознаём, что вели себя неподобающим образом и приходит раскаяние. Именно в этот момент и даёт о себе знать наша совесть, заставляющая нас извиниться за содеянное.  

Русские классики большое внимание уделяли теме совести в своём творчестве. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин рассуждал над значением этого чувства в жизни человека в своей сказке «Пропала совесть». Автор с горечью повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, она только мешала людям жить соответственно собственным желаниям. Совесть Салтыкова-Щедрина живая и скитается по миру в надежде, что её кто-нибудь подберёт. Люди, которые находят её, начинают мучиться от осознания своих грехов и спешат избавиться от ненужного приобретения. Тогда совесть начала молить о том, чтобы укрыться в сердце ребёнка и расти с ним, наставляя его на истинный путь. Именно это и хотел сказать писатель, совесть можно воспитать только в раннем детстве, а дальше она просто растёт вместе с человеком. По его мнению, совесть – это неотъемлемая часть жизни любого нравственного человека и появляется она в самом начале жизненного пути, а дальше уже от нас самих зависит, сохраним мы это чувство или нет.

Ещё одним писателем, которого беспокоила проблема значения совести в жизни человека, был М.А. Булгаков. Он раскрывает эту тему на примере одного персонажа романа «Мастер и Маргарита» прокураторе Понтии Пилате. Автор решил более полно раскрыть образ человека, который приговорил Иисуса Христа к распятию, ведь в Библии особого описания нет.

На протяжении действия романа все герои становятся перед выбором: добро или зло. Перед таким выбором оказался и прокуратор Иудеи. Встреча с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри совершила настоящий переворот в душе Понтия Пилата. Он был сильной и яркой личностью, но жестокость являлась неотъемлемой частью высокого положения в обществе. Для прокуратора его репутация имела огромное значение, поэтому он не мог поступить соответственно собственному желанию. За проявленное малодушие его бы не поняли и осудили. Поэтому, несмотря на осознание невиновности подсудимого и чувство уважения к нему, Понтий Пилат всё равно вынес ему смертный приговор. Просто ради того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям. Из-за карьеры прокуратор побоялся противостоять несправедливости, но с тех пор совесть не давала ему покоя, он обрёк себя на вечные душевные муки. Пытаясь избавиться от голоса совести, Понтий Пилат даже приказал убить Иуду, который предал Иешуа. Но и это не принесло ему покоя, более двух тысяч лет он испытывает муки раскаяния и только в конце романа Мастер даровал ему прощение.

Я считаю, что совесть дана человеку для регулирования его поведения. Она препятствует вседозволенности и помогает людям взаимодействовать друг с другом. Но нужно уметь научиться жить со своей совестью в гармонии. Ужасно, когда у человека совсем нет этого чувства, таких людей принято называть «пропащими», но слишком совестливым личностям очень трудно живётся. Везде необходим баланс, тогда человек сможет прожить достойную и счастливую жизнь.

Дополнительные аргументы

Дополнительные аргументы, необходимые для подготовки к итоговому сочинению аргументы по направлению «Разговор с собой» вы сможете найти в разделе «Банк аргументов».

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий