Стихотворения о свободе (А.С. Пушкин), полный анализ

Стихотворения о свободе (А.С. Пушкин), полный анализ Анализ стихотворений

Александр Сергеевич Пушкин больше всего не любил какие-либо запреты, подтверждением тому являются его стихотворения о свободе и их полный анализ. Команда Литеровед.ру подготовила материал на данную тему, благодаря которому будет намного легче разобраться в изучаемом материале.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

Идея свободы проходит через всю лирику Александра Сергеевича. На протяжении все творческой жизни данная тема видоизменялась, но никогда не исчезала вовсе. В юношеские годы, когда Пушкин был лицеистом, его идея свободы больше напоминала некое бунтарство. Она была полностью пронизана независимостью и носила весьма горячий характер. Причиной этому стало окружение Александра Сергеевича, и сама атмосфера, которая царила в лицее.

Тему свободы автор всегда считал одной из самых главных в его жизни и творчестве. Если рассмотреть вольнолюбивую лирику поэта, то там видно полное отсутствие ограничений, которые постоянно связывали как общественную, так и политическую деятельность человека. Самая большая часть стихотворений автора приходится на период с 1817 по 1820 годы. Так же этот период называют «Петербургским».

Так же в данный период творчества большую роль играет гражданская тема. В этот период автор даже отходит от столь любимой любовной лирики. Здесь опять-таки особую роль играют люди, которые окружали Александра Сергеевича на тот момент. Они имели весьма прогрессивные взгляды на вещи и на жизнь в целом. Одним из таких товарищей был Чаадаев, которому поэт посвятил стихотворение «Любви, надежды, тихой славы…». Все общество тогда охватила невероятная жажда перемен.

Стихотворение «Вольность»

Одним из самых первых произведений Александра Сергеевича Пушкина, которое он посвятил теме свободы, является ода «Вольность». Для построения данного стихотворения он использует каноны эстетики классицизма. Автор одушевляет абстрактные понятия, что так характерно для данного направления.

Везде неправедная власть 

В сгущенной тьме предрассуждений 

Воссела — рабства грозный гении 

И славы роковая страсть.

Если рассмотреть это произведение немного глубже, то становится понятно, что автор пытается продолжить традицию Радищева. Но поэт не во всем солидарен с Радищевым, он не поддерживает радикализм, и не ведет призыв свергнуть царскую власть. Александр Сергеевич, используя аллегорию, рассказывает все преимущества конституционной монархии.

Стихотворение «К Чаадаеву»

Произведение, которое называется «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») не относится полностью к классицизму. Здесь мы можем видеть сочетание элементов двух поэтических систем. Автор умело сочетает гражданские мотивы с личными. Он показывает жажду свободы е только как абстрактную добродетель, но и личностные переживания.

Стихотворение «Деревня»

В анализируемом стихотворении содержатся страстные обличия крепостничества, которые по стилю отдаленно похожи на «Путешествие из Петербурга в Москву», которое так же принадлежит перу Радищева. Но все дело в том, что поэт познакомился с данным произведениям намного позже, чем написал стихотворение «Деревня».

В первой части произведения читатель может наблюдать жанр элегии. Именно эта часть стихотворения и вышла в печать.

Во второй части стихотворения мы видим резкое изменение стиля: светлые ручьи сменяются насильственными лозами и так далее. Появляются риторические обороты, а так же одушевляются отвлеченные понятия.

Поэт подробно описывает ужасную судьбу рабов, а так же мечтает о свободе народа, но совершенно без насилия и призыва уничтожить крепостное право. В последних строках произведения поэт больше косвенно обращается к правителю, призывая того изменить существующий строй.

“Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный,

 И рабство, падшее по манию царя…”

Данные три произведения можно назвать самыми главными стихотворениями автора о свободе. Но данный порыв занимал не основную часть творчества поэта. Спустя небольшой промежуток времени автор разочаровывается в своих взглядах и гражданских идеях, что хорошо видно в произведении «Свободы сеятель пустынный…», которое он пишет в 1823 году. Он сожалеет о времени, которое было потрачено впустую. Его вольная лирика меняется на некую романтическую свободу, примером чего является стихотворение «Погасло дневное светило…», а позже – на внутреннюю свободу.

Но тема свободы все равно продолжает занимать в жизни поэта основное место. Если обратиться к одному из самых поздних произведений автора «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», то здесь автор ведет речь о своем основном вкладе и заслуге перед человечеством – о том, что он на протяжении всей своей жизни продолжал восхвалять свободу. Он до последнего вздоха был верен своим убеждениям и идеалам, не останавливаясь ни перед чем.

Его творчество, посвященное теме свободы, делится на два периода. Первый период был до восстания декабристов, второй – после. Произведения первого и второго периодов очень отличаются между собой. К первому периоду относятся его произведения: «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность». Здесь ещё нет разочарования, автор полон идей и жаждет перемен, освободившись от власти. Автор сталкивается с тягостями народа, которые вынуждены страдать из-за правления власти. Пушкин очень любит свой народ, но ненавидит жестокую власть, которая обрекает его на страдания и мучения.

Восстание декабристов в  году стало переломным моментом в творчестве Александра Сергеевича. Некоторых казнили, товарищей Пушкина отправили в Сибирь. Данные события оставили твердый отпечаток на лирике поэта, он переосмыслил свое отношение к многим вещам и проблемам. Именно поэтому во втором периоде творчества автора все больше начинают встречаться философские размышления.

Пушкин не меняет свою веру в декабристов, а продолжает полностью поддерживать их взгляды и идеи. Ярким примером этому является произведение «Во глубине Сибирских руд». В данном дружеском послании поэт всеми силами поддерживает своих товарищей, которые были сосланы в Сибирь. Он пытается вдохнуть в них веру и надежду, поддержать их дух, обещая, что их борьба была не напрасна. Поэт продолжает верить в то, что наступит время, когда они снова смогут продолжить свою борьбу уже с новыми силами!

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий