Аргументы: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» из жизни и литературы

Аргументы: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» из жизни и литературы Банк аргументов

Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы для итогового сочинения по направлению: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». Приведенные примеры подобраны в соответствии с установленными требованиями, поэтому могут быть использованы при подготовке к итоговому сочинению.

Проблема

Влияние технического прогресса на судьбу человечества.

Отношение автора к проблеме

Современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. Научно-технический прогресс оказал влияние на все сферы человеческой деятельности. Благодаря этому сформировались совершенно новые условия жизни, в которых молодое поколение имеет возможность развиваться дальше, а старшее – делиться опытом и пользоваться благами цивилизации. При этом технологии влияют на людей не только внешне, но и внутренне, создавая портрет нового человека.

Аргументы

  1. Саморазвитие личности способствует прогрессу общества.
  2. Современную жизнь невозможно представить без технологий.
  3. Развитие технологий не всегда является благом для общества.
  4. Не все люди могут понять и принять прогресс.
  5. Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны.
  6. Новая мысль порождает направление прогресса.
  7. Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей.
  8. Главная функция прогресса – улучшение и облегчение жизни людей.
  9. Деятельные, умные и целеустремленные люди двигают мир вперед.
  10.  Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития.

Эпитеты к слову «цивилизация»

Внеземная, высокоразвитая, машинная, технологическая, развитая, региональная, античная, могущественная, современная, чуждая, древняя, капиталистическая, буржуазная, примитивная, техническая, утончённая, глобальная, предшествующая, промышленная, тысячелетняя, зрелая, нынешняя, механическая, неземная, былая, разумная, уникальная, могучая, научно-передовая, биологическая, вавилонская, неведомая, православная, загадочная, информационная, параллельная, великая, тогдашняя, всемирная, чужая, нечеловеческая, таинственная, грядущая,  подводная, имперская, российская, русская,  подземная, человеческая, западная, другая, развитая, новая, могущественная, мировая, первая, высокая, советская, инопланетная, древнейшая, разная, космическая, китайская, старая, гуманоидная, погибшая,  ранняя, многонациональная, неизвестная, агрессивная, материальная, галактическая, материалистическая, межзвёздная, библейская, общечеловеческая, византийская, враждебная, греческая, египетская, потребительская, марсианская, отсталая, научно-техническая, забытая, аграрная, арийская, планетарная.

Эпитеты к слову «технология»

Совершенная, оригинальная, специальная, ядерная, секретная, сложная, стандартная, генетическая, космическая, новая, соответствующая, традиционная, данная, революционная, земная, медицинская строительная, отработанная, инопланетная, передовая, высокоразвитая, западная, высокая, правильная, особая, конкретная, иная, электронная, лучшая, другая, местная, советская, собственная, общая, целая, продвинутая, перспективная, военная, мощная, определённая, старинная, необходимая, простая, социальная, прогрессивная, лазерная, беспроводная, развитая, примитивная, химическая, фирменная, уникальная, упрощённая, информационная, цифровая, компьютерная, промышленная, эффективная, современная, педагогическая, древняя, подобная, тонкая, любая, единая, старая, политическая, научная, обычная, человеческая.

Синонимы к слову «цивилизация»

Культура, развитие, общество, социум, государственность, общественное устройство, образованность, прогресс, просвещение, уровень, ступень общественного развития, гражданственность, система, мир.

Синонимы к слову «технология»

Метод, методика, способ, мастерство, ремесло, инженерия, инжиниринг, проектирование, процесс, разработка, знание, научное описание.

Примеры из художественной литературы

1. Джордж Оруэлл «1984»

В антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» изображено страшное будущее, уготованное всему человечеству, если люди не начнут осмыслять происходящее и исправлять свои ошибки.

В центре повествования лежит один из возможных вариантов развития нашего мира. После многочисленных кровопролитных революций и жестоких войн вся территория планеты была разделена на три части – так образовались сверхдержавы – тоталитарные государства (Океания, Евразия и Ост-Азия), находящиеся в состоянии постоянной вражды друг с другом. Подобный конфликт поддерживается искусственно всеми тремя сторонами, для того чтобы отвлечь население от неизбежных социальных проблем. Кроме того, такой стратегический ход позволяет держать под полным контролем большое количество людей, в чем крайне заинтересованы правительства всех трех сверхдержав. Главной целью современного общественного строя является недопущение повышения общего уровня жизни людей, ведь их благосостояние угрожает существующей иерархии общества.

В одной из этих авторитарных империй живет обычный, ничем не примечательный мужчина – сотрудник Министерства Правды, работа которого заключается в уничтожении и переписывании прошлых событий под стандарты пропаганды действующей власти. Один из лозунгов Океании гласит: «Война – это мир». Война – это способ сохранить существующий строй, в основе которого лежит неравенство. Поэтому правящая партия готова вести войну вечно, лишь бы не лишаться своих привилегий. Конфликт человека с обществом в таких условиях неизбежен. Океания всеми силами старается избежать этого, поэтому в ней создан масштабный аппарат подавления личности. В этих же целях скрывается от народа истина, для этого создано Министерство правды, которое распространяет мифы о преуспевающем государстве. А полиция мыслей тщательно выслеживает тех, кто еще сохранил способность самостоятельно мыслить и «распыляет» их.

Главный герой, являясь невольным наблюдателем и соучастником преобразования правды в угоду правящей элиты, начинает задумываться над своей жизнью и своей ролью в том процессе, что происходит вокруг него. Терзаемый сомнениями, он заводит личный дневник, что в его стране категорически запрещено,  и начинает на его страницах излагать собственные мысли, чувства, переживания. С этого незначительного, на первый взгляд, шага и начинается протест героя. Он осознает свое положение, и даже пытается бороться с существующим общественным строем. Но государственный аппарат настолько силен, что любая борьба с ним бессмысленна. Что-то утаить от всевидящего ока Большого Брата – верховного правителя страны – сделать практически невозможно. Любое проявление индивидуальности всячески преследуется.

Но однажды жизнь героя меняется. Он знакомится с очаровательной Джулией – очень красивой, яркой и раскрепощенной девушкой с сильным характером. Молодые люди влюбляются, что делать в Океании также строго запрещено, и начинают встречаться в районе обитания низшей касты рабочих. В этом месте контроль за жителями страны не такой сильный, как в других районах, поэтому влюбленные решают этим воспользоваться. Поглощенные любовью, они мечтают о свободе, проникаются светлыми идеями революции. Даже знакомятся с лидером сопротивления, который тайно передает им запрещенную книгу с идеями массового переворота. За чтением этой книги их застает полиция. Пройдя немыслимые страдания в камере пыток, они опускают руки и отрекаются друг от друга. В финале произведения герои, над сознанием которых была проведена серьезная работа, искренне восхищаются справедливостью действующей власти и не сомневаются, что все в стране прекрасно. Таким образом, автор показывает, что люди, у которых нет собственного мнения, с легкостью верят в то, что им внушают. Джорджу Оруэллу удалось разгадать тайну тоталитаризма: «дважды два будет столько, сколько скажет вождь».

2. Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» — классический пример антиутопии, демонстрирующей сокрушительное влияние технологий на человека.

Сюжет разворачивается в тоталитарном государстве, в котором образованный, мыслящий человек представляет опасность.

Зависимость от телевиденья – лишь малейший пример того, как влияет прогресс на слабые умы. Но если такие люди никому не вредят, кроме себя самих, то главный герой Гай Монтэг занимается тем, что уничтожает прошлое в угоду новой, прогрессивной цивилизации.

Гай работает пожарным, но не в обычном понимании этого слова. У его профессии специальное назначение. Новые пожарные должны сжигать книги, которые находятся под запретом в новом прогрессивном обществе. И если бы не случайная встреча, которая перевернула всю жизнь Гая, он так и продолжил бы избавляться от книг, не понимая, что делает это, для того чтобы люди не узнали о своей прошлой жизни, где свобода ценилась больше, чем технологии.

В своем романе Рэй Бредбери поднимает очень важный вопрос о том, что цивилизация подчиняет себе людей, превращая их в незначительные безликие механизмы единой системы, которые не имеют личного мнения и права голоса. Поэтому чрезмерная увлеченность техническим прогрессом, замена моральных ценностей потребительскими не может привести ни к чему хорошему. Своим произведением автор хочет донести простую мысль – у общества, в котором книги находятся под запретом, нет будущего.

2. Н.С. Лесков «Левша»

Н.С. Лесков изобразил образ первооткрывателя в сказе «Левша». Тульский мастер смог без микроскопа подковать маленькую танцующую блоху и утер своим мастерством нос всем иностранным умельцам. Несмотря на то, что он страдал косоглазием и плохо работал правой рукой, ему удалось сделать невозможное. Все восхищались невиданным талантом Левши и его золотыми руками. Англичане даже хотели подкупить его и были готовы на все, для того чтобы он работал на них.

Тем не менее, главный герой не зазнавался и не забывал, кем он является на самом деле. Он не согласился на щедрое предложение иностранцев. Вместо этого он выведал их секрет чистки ружей и привез его на Родину. Он был смекалистым и внимательным человеком, все схватывал налету, поэтому поездка в Англию оказалась очень полезной для него. Он готов был поделиться новым открытием, но оно не нашло отклика в России.

Таким образом, автор хотел показать, что в России есть великие, талантливые люди, готовые положить свою жизнь, ради блага Родины. Однако не всегда их труды получают должное признание. И если это исправить, нашей стране не будет равных во всем мире.

4. Е. Замятин «Мы»

Действие романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» происходит в далёком будущем человечества, где научно-технический прогресс достиг наивысшего развития, где цивилизация превращает людей в бездушных роботов. Герои произведения – винтики системы. У них даже нет имен, всего лишь порядковые номера. Жизнь человека не стоит ничего – ведь он всего лишь один из многих. Такое обезличивание приводит к тому, что люди начинают мыслить как единый организм. Их движения четко отработаны, они движутся в ногу, под аккомпанемент одних и тех же мыслей.

В Едином Государстве отсутствуют какие-либо морально-этические понятия, нет разделения добра и зла. Желание упорядочить жизнь, описав ее математическими  функциями, доходит до абсурда. В этом государстве нет никаких проблем. Казалось бы, не жизнь, а мечта – все сыты, одеты, обеспечены жильем и работой. Но за эту мечту пришлось расплатиться свободой мысли, отказом от материнства, любви и собственной личности. Тоталитарное государство подомнет под себя каждого. Преследования инакомыслия, гонения и пытки – вот его инструмент. И это все ради того, чтобы люди не отличались друг от друга, превратились в безликую массу, которая мыслит так, как нужно Государству.

Таким образом, цифровые технологии облегчают жизнь человека, но вместе с тем делают его слабее и беззащитнее, усложняют способность приспосабливаться к окружающему миру. Поэтому, для того чтобы не потерять себя и не раствориться в виртуальной реальности, следует пользоваться благами технического прогресса в меру, с пользой для саморазвития, а не только для пассивных развлечений, таких как компьютерные игры и социальные сети, зависимость от которых – доказанное и пагубное явление.

Изображая общество, в котором во главу угла ставится технический прогресс и математическая правильность, Замятин предупреждает о том, что отсутствие нравственных принципов, давление бездушной государственной машины может нанести вред всему человечеству.

4. М.А. Булгаков «Роковые яйца»

Иногда торопливое введение новых технологий может привести к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Именно так и произошло в антиутопии с научно-фантастическим сюжетом М.А. Булгакова «Роковые яйца».

Главный герой повести – профессор зоологического института Владимир Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Ученый хотел добиться фурора в научном мире путем смелого эксперимента, но все пошло не по плану, и последствия оказали непоправимый урон всему человечеству.

Персикову не дали закончить эксперимент, протестировать и изучить свое открытие. Его убили, а необходимое оборудование изъяли. Затем разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил открытие Персикова на практике, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Такое последствие прогресса предостерегает нас от необдуманных поступков, учит быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без тщательного изучения ничего применять на практике не следует. Все действия должны быть продуманы до мельчайшего шага.

5. С.В. Лукьяненко «Чужая боль»

Действие рассказа С.В. Лукьяненко «Чужая боль» происходит в недалеком будущем. Вначале это будущее кажется вполне счастливым, так как люди избавились от страданий. Они научились «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека. Однако кое-что настораживает в их идеальной жизни. У людей нет необходимости работать, поэтому они все время играют в странные игры – охотятся друг за другом, убивают и не боятся умереть, потому что существует программа восстановления, благодаря которой умерший человек возвращается в былом виде. Электронные компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать.

Главный герой Дэн не похож на остальных людей. Во время одной из игр, проходившей на территории бывшего немецкого концлагеря, он отступил от сценария, бросился на эсесовцев с голыми руками, без оружия. Его поступок противоречил правилам, ведь игра называлась «Вооруженное восстание». После этого Дэн задумался о том, что все катастрофы, которые происходили в их играх, не были выдумкой. Люди действительно умирали, без возможности восстановления, и в бой их вело какое-то более глубокое чувство, а не простой азарт игрока.

После пришедшего осознания у Дэну пропало желание играть. Кроме того, он решил противостоять целой системе. На следующий же день его, как несогласного,  пришли ликвидировать, и ему не удалось выстоять в этой битве. Его противники падали замертво, но тут же восстанавливались, а Дэна предварительно удалили из регенерационной памяти. Он умер, но всё-таки победил. Его игра закончилась.

Основная мысль рассказа «Чужая боль» заключается в том, что жизнь – не игра. Нельзя выключить боль и включить безразличие. Поэтому мы должны чувствовать не только свою боль, но и стараться понять чужую. И уж тем более не причинять никому боль собственноручно.

Также автор поднимает проблему памяти. Государство и люди, непомнящие своей истории обречены. Игроки в рассказе С.В. Лукьяненко забыли об ужасе фашистских лагерей, горе и страданиях, выпавших на долю миллионов людей. Лишь один Дэн не смог с этим мириться после того, как в нем проснулась память. Слишком долго он находился в неведенье.

Примеры из жизни

1. Считается, что первой цивилизацией на земле была цивилизация древней Месопотамии.Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места здешние племена. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации (искусственное орошение безводных земель), от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии. Благодаря обводнительным каналам вода своевременно доставлялась к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.
Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.

С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, создаются сложные городские сообщества, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.
Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном», где был свой вождь и бог-покровитель. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.
Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт (социальная группа): знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.
На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления, отголоски которой дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы и вел историческую хронику.
В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

2. Чернобыльская авария – одна из крупнейших атомных катастроф в истории человечества, заставившая мир по-новому взглянуть на развитие технического прогресса. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих радиоактивных веществ, которые были разнесены воздушными потоками на сотни и тысячи километров, оказав негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

26.04.1986 года в результате конструктивных недочетов и человеческих ошибок произошел  взрыв, который полностью разрушил ядерный реактор Чернобыльской атомной электростанции. Радиоактивное загрязнение примерно в 400 раз превосходило по своему объему атомную бомбардировку Хиросимы.

В ликвидации последствий аварии приняли участие около 600 тысяч человек. Из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, были эвакуированы 116 тысяч человек. Вокруг АЭС создали 30-километровую зону отчуждения. От лучевой болезни, ожогов и полученного облучения погибли несколько тысяч человек. Число жертв аварии до сих пор остается предметом споров.

После взрыва ветер разнес радиоактивную пыль не только по территории СССР, но и Европы, Америки.  Научные сотрудники одной из арктических баз рассказывали, что узнали об аварии спустя день, потому что начал зашкаливать штатный дозиметр. Информации о взрыве в СМИ тогда еще не было.

Информация о влиянии катастрофы на экологию противоречива. Сейчас вокруг ЧАЭС действует тридцатикилометровая зона отчуждения. Непосредственно после катастрофы погибли многие животные, которые взаимодействовали с сильно облученными предметами, например, обломками четвертого энергоблока, которые разлетелись на несколько километров от места взрыва, с радиоактивной пылью и т.д. Также от радиации пострадал лесной массив вблизи ЧАЭС. Он получил название «Рыжий лес», из-за того, что под воздействием радиации хвоя изменила свой цвет на ржавый через 30 минут после аварии. После аварии во время дезактивации пораженные деревья вырывали бульдозерами и хоронили, однако и сейчас на некоторых участках отмечается сильно повышенный радиационный фон.

Многие ученые считают, что спустя 30 лет после аварии, в отсутствие человека зона отчуждения стала в некотором роде заповедником, в котором живут редкие виды животных. Впрочем, есть источники, которые утверждают о мутациях, замеченных в животных. При этом официальные эксперты это отрицают и считают, что такие публикации созданы людьми, нагнетающими атмосферу страха и ужаса вокруг Чернобыля.

В настоящий момент на территории заповедника свыше  40 видов редких и исчезающих животных. Площадь заповедника превышает 2 тысячи квадратных километров. В «Рыжем лесу» встречаются медведи, рыси, дикие кабаны, лошади Пржевальского. Согласно наблюдениям ученых, некоторые отклонения в здоровье животных наблюдаются: среди птиц чаще встречаются альбиносы, срок жизни животных несколько уменьшился, грызуны дают меньшее потомство. Однако глобально высокий радиационный фон не оказывает губительного влияния на флору и фауну.

После катастрофы в течение 16 лет в странах Европы и Северной Америки не построили ни одной атомной электростанции, в России было заморожено строительство 10 АЭС. Однако использование атомной энергетики не прекращалось, и после 2000-х годов строительство атомных станций продолжилось. И так продолжалось до тех пор, пока не произошла радиационная авария максимального уровня на АЭС Фукусима-1. Только после этого во многих странах сократили количество действующих АЭС, а некоторые государства и вовсе отказались от ядерной энергетики.

3. Научно-технический прогресс – это процесс становления науки, при котором происходит взаимное обогащение науки и производства, и последнее становится массовым потребителем научных знаний. С середины 20-го столетия в общественную жизнь планеты стали привлекаться разнообразные технические наработки, которые смогли сделать жизнь более комфортной. Так, интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью усовершенствованных наукоёмких достижений, человечество улучшило условия развития своей цивилизации и своего рода как биологического вида. Однако остается неоспоримым тот факт, что вмешательство человечества во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, иногда даже гибель уникальных природных комплексов, сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к настоящим катастрофам. Таким образом, в 21 веке экологические проблемы являются ярко выраженными и рассмотрение данного влияния очень актуально.

«Холодная война», испытания ядерного оружия в разных точках Земли и на территории бывшего СССР привели к крайнему обострению экологической обстановки в целом. Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы нашей страны значительно угнетены. И только лишь 1/3 территории, не затронутая хозяйственной деятельностью, имеет незначительное влияние негативных последствий.

Ущерб от экологических бедствий прямо и косвенно воздействует на жизнь и здоровье людей. И экологическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Современная экологическая обстановка такова, что перед всеми кто осуществляет научно-технический прогресс и использует его достижения, встало неотложное объективное требование: строго учитывать ранимость природы и не допускать превышения пределов возможности восстановления природных ресурсов, для того чтобы не вызвать необратимых процессов в окружающей среде.

Ухудшение экологии посредством научно-технического прогресса можно наблюдать особенно в больших городах, где на человека обрушивается множество мутагенов: выбросы заводов; пестициды и нитраты в продуктах сельского хозяйства; радиоактивное загрязнение; шум и вибрации; стрессы и многое другое.

Увеличение количества автобусов и большегрузных автомобилей, которые имеют дизельные двигатели воздух значительно загрязняется, так как из-за сгорания дизельного топлива в атмосферу поступают с выхлопными газами окись углерода, сера, мышьяк, свинец и другие токсические и канцерогенные вещества. Причем нередки случаи, когда трава, растущая вдоль автомобильных дорог, скашивается и скармливается домашним животным, в результате многие канцерогенные вещества оказываются в молоке и мясе, которые приводят различным заболеваниям. Так, к примеру, Красноярский край занимает первое место по нашей стране по общему выбросу вредных веществ в атмосферу-это около 12% по всей России.        

Народная мудрость

  1. «Наука в лес не ведет, а из леса выводит». В этой пословице идет речь о техническом прогрессе, который выводит людей «из леса». Любая цивилизация становится более развитой именно благодаря науке.
  2. «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся». Смысл данной пословицы заключается в том, что любому мастерству нужно обучаться. Поэтому каждый может гордиться тем, что он постиг.
  3. «Всякому молодцу ремесло к лицу». Данной пословицей наши мудрые предки хотели сказать о том, что трудолюбие красит каждого человека.
  4. «Уменье везде найдет примененье». Смысл данной пословицы заключается в том, что главное – научиться чему-нибудь, а применение этим знаниям всегда найдется.
  5. «Наука и труд дивные всходы дают». В этой пословице говорится о том, что пользу человечеству приносит, прежде всего, та наука, которая применяется на практике.
  6. «Чем больше науки, тем умнее руки». В данной пословице говорится о том, что учиться необходимо всегда. Нет предела совершенству.
  7. «Начало науки – ум, начало ума — терпение». В этой пословице говорится о том, что человек – создатель науки, но для того чтобы создать что-нибудь – необходимо большое терпение.  
  8. «Не тот — человек, кто для  себя живет, а тот — кто народу счастье дает». В данной пословице идет речь о пользе, которую приносит человек своему обществу. Наши предки считали, что человек, который заботится только о собственном благополучии, не имеет права называться человеком.
  9. «Алмазу нужна шлифовка, человеку – образование». В этой пословице говорится о том, что каждый человек представляет собой ценность, но для того чтобы раскрыть свои таланты, необходимо заниматься собственным образованием.
  10.  «Наукой свет стоит, а ученьем люди живут». В этой пословице говорится о том, что мир движется вперед благодаря науке, а люди развиваются благодаря учению.

Афоризмы

  1. «Прогресс – закон природы». Французский философ Вольтер считал, что прогресс – это неизменный закон природы, поэтому развитие технологий – неизбежно.
  2. «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не расцветает, пока его не польют слезами и кровью». Итальянский поэт Артуро Граф говорил, что цивилизация не может развиваться мирным путем.   
  3. «Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский считал, что интересы цивилизации не имеют никакого значения, если ради этого должны страдать простые люди. 
  4. «…Свобода есть единственная характерная черта цивилизации… ». Русский биолог Лев Ильич Мечников считал, что признаком развитой цивилизации является свобода.
  5. «Нельзя использовать термин «утопия», так как он подразумевает идеальную цивилизацию, в которой уже нечего улучшать, а для меня это абсурд. Всё, что я проектирую, будет усовершенствовано. Даже в моих собственных работах я постоянно что-то изменяю. У меня нет неизменных взглядов». Британский писатель Джордж Оруэлл говорил о том, что не признает термин «утопия», потому что все в мире требует усовершенствования.  
  6. «Мы готовы принять любое объяснение кризиса, переживаемого нашей цивилизацией, но не можем допустить мысли, что этот кризис является следствием принципиальной ошибки, допущенной нами самими». Британский экономист Фридрих Август фон Хайек говорил о том, что людям тяжело признавать собственные ошибки, а тем более – ошибки целой цивилизации. Легче поверить в любое, даже нереальное объяснение происходящих событий.
  7. «Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить». Американский изобретатель Томас Эдисон считал, что самой важной задачей любой цивилизации является необходимость научить людей мыслить.  
  8. «Если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен». Для американского инженера и футуролога Жака Фреско технический  прогресс не имеет никакого смысла, если созданные технологии не освобождают людей от их бытовых забот, для того чтобы они могли заниматься чем-то более важным, приносящим пользу всему человечеству.  
  9. «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность». Немецкий физик Альберт Эйнштейн выразил собственную точку зрения, заключающуюся в том, что развитие технологий лишает людей человечности.
  10. «Технология, значительно превосходящая по уровню известные нам, неотличима от магии». Английский писатель Артур Кларк говорил, что неизведанные технологии для человека не отличаются от магии. Они так же непостижимы для неподготовленного человеческого разума.
  11. «Цифровые технологии, Интернет! Даёшь интервью — и уже через несколько часов красуешься на первой странице газеты. На следующий день в тебя благополучно заворачивают рыбу». Французский писатель Марк Леви говорил о техническом прогрессе, в результате которого многие вещи становятся ненужными и отходят на второй план. Так, к примеру, Интернет практически полностью заменил бумажные газеты.
  12. «Чем искусственнее окружающая нас среда, тем сильнее мы зависим от технологии, от её надёжности — и от её сбоев, если она их допускает». Польский писатель Станислав Лем считал, что технический прогресс не только приносит благо человечеству, но и делает людей зависимыми от технологий. 
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий