Аргументы: «Природа и культура в жизни человека» из жизни и литературы

Аргументы: «Природа и культура в жизни человека» из жизни и литературы Банк аргументов

В данной работе представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ по направлению «Природа и культура в жизни человека». Природа и культура имеет огромное значение в жизни человека. Эти два понятия тесно связаны между собой. Культура не может существовать без природного мира, ведь человек способен созидать, лишь используя природные ресурсы. О влиянии природы, науки и культуры на человека задумывались не только учёные, но и русские писатели.

Проблема

Место и значение природы и культуры в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Культура, человек и природа находятся в теснейшем взаимодействии: культура влияет на человека, а через него на природу; человек влияет непосредственно на природу и культуру; природа в свою очередь является домом человека и через него влияет на культуру. Поэтому такое тесное сотрудничество очень чувствительно к любым переменам и оказывает сильнейшее влияние друг на друга.

Аргументы

  1. Без природы не было бы культуры, потому что человек живет и творит именно в природе.
  2. История сохранила немало примеров того, как взгляды людей на мир менялись под воздействием искусства.
  3. Культура оказывает сильное влияние на человека и его мировоззрение.
  4. Осмысливая и воспринимая искусство, мы сопоставляем то, что знали, с тем, что открылось нашему пониманию.
  5. Человек создан, чтобы познавать мир, любить, самосовершенствоваться, учиться, радоваться жизни.
  6. О проблемах природы, культуры и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
  7. Природа – это все то, что было создано без вмешательства человека.
  8. Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.
  9. Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности.
  10.  Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Эпитеты к слову «природа»

Красивая, натуральная, дивная, суровая, богатая, щедрая, безмолвная, бесподобная, истинная, искусственная, родная, могучая, равнодушная, бесхитростная, изумительная, потрясающая, прелестная, замечательная, нерукотворная, рукотворная, зимняя, летняя, осенняя, весенняя, сибирская, нетронутая, девственная, райская, земная, цветущая, благодатная, первобытная, безликая, современная, символическая, женственная, безжалостная, экзотическая, символическая, чувственная, величественная, электромагнитная, органическая, неорганическая, всемогущая, любимая, уникальная, губительная, чарующая, обновленная, женская, дикая, разумная, изнуренная, побеждающая, возрожденная, разнообразная, неповторимая, невообразимая, впечатляющая, фантастическая, нереальная, ослепительная, могущественная.

Эпитеты к слову «культура»

Духовная, высокая, современная, новая, древняя, национальная, человеческая, мировая, традиционная, массовая, материальная, речевая, античная, городская, корпоративная, сельскохозяйственная, зерновая, музыкальная, физическая, художественная, общая, местная, народная, славянская, европейская, собственная, самобытная, уникальная, внутренняя, чужая, гуманистическая, дворянская, исконная, тысячелетняя, высокоразвитая, патриархальная, специфическая, вековая, индустриальная, технологическая, отечественная, языческая, господствующая, языковая, потребительская, утонченная, многонациональная, личностная, средневековая, письменная.

Синонимы к слову «природа»

Мир, окружающая среда, пейзаж, образ, душа, естество, суть, сущность, характер, натура, содержание, первооснова, происхождение, основные черты.

Синонимы к слову «культура»

Цивилизация, прогресс, воспитание, образование, становление, развитие, начитанность, просвещенность, интеллигенция.

Примеры из художественной литературы

1. А.И. Куприн «Олеся» взаимоотношения человека и природы

Центральной темой повести А.И. Куприна «Олеся» является тема взаимоотношений человека и природы. Для главной героини природа представляет собой, прежде всего, кладезь мудрости. Олеся способна ощущать любое изменение в ней и находить ответы на важнейшие вопросы в окружающем мире. Она знает секреты лечебных растений, любила лесных животных.

В естественном мире царят спокойствие, любовь и понимание, а человеческий мир наполнен бесчувствием и равнодушием. Так, к примеру, Иван Тимофеевич, являясь городским жителем, относился к лесу потребительски. Поэтому там герой чувствует себя одиноким, ведь, по его мнению, природа спит. Однако после того, как Иван встретил Олесю, в нем пробудились нежное чувство и способность смотреть на вещи другими глазами. И все же этих открытий было недостаточно, любовь не смогла избавить героя от вековых стереотипов человеческой цивилизации. Лишь только Олеся, воспитанная природой, оказалась способна на искреннюю и сильную любовь, которая выше понимания простых людей.

Несмотря на свои чувства, Иван боялся общественного мнения, не знал, как представить свою возлюбленную. И в результате социальные устои, к сожалению, одержали верх над Иваном. Олеся показала свою чистую и искреннюю натуру, решившись ради любимого пойти в церковь. Но это оказалось недостаточно, в обществе существуют свои законы, которые не позволяют построить счастье двум любящим сердцам. В то время как природа сводит их вместе и укрывает от любопытных глаз. Увы, Иван не прислушался к ее зову и не смог удержать любовь всей своей жизни. Таким образом, автор хотел донести до читателя мысль, что человеку необходимо находиться в гармонии с природой.

2. Чехов «Вишневый сад» потребительское отношение к природе

Проблема взаимоотношений человека с природой — одна из главных в пьесе Чехова «Вишнёвый сад». В своём произведении автор противопоставил людей, которые дорожат вишнёвым садом, тем, кто абсолютно равнодушен к его дальнейшей судьбе. Отношение к вишнёвому саду и его судьбе сказывается на нравственном облике каждого из героев пьесы, которых условно можно разделить на два лагеря. 

Первую группу составляют представители старшего поколения. К ним относятся Раневская и её дочь, Гаев, Фирс и Варя. Представителям второй группы абсолютно все равно, продадут сад или нет, вырубят его или оставят. Это Шарлотта Ивановна, Яша, Симеон-Пищик.

Отдельно ото всех изображена фигура Лопахина – человека, победившего свое крепостное прошлое. Этот деловитый купец является потомком бывших крепостных, но он своим трудом заработал себе непомерное состояние и стал уважаемым в округе человеком. Ему не безразлична судьба вишневого сада. Для него он много значит — и хорошего, и плохого. Ермолай Алексеевич оказывается перед затруднительным выбором, который, решает всю его дальнейшую судьбу. С одной стороны, он хочет вытащить Раневскую Любовь Андреевну из долговой ямы, так как она всегда была к нему добра, и с самого детства он рос в ее окружении. С другой стороны этот вишневый сад и все, что с ним связано, одним своим существованием напоминают Лопахину о его рабском прошлом. Его растерянность после покупки сада далеко не случайна. Он с болью в душе ощущает тяжесть своего нравственного преступления. И когда он говорит, что не прочь дать «топором по вишневому саду», это в нем говорят боль и горечь от сложившейся ситуации. Он прекрасно понимает, что для Раневской этот сад — воплощение не только красивой природы, но и родного дома. Однако другого выхода нет.

Примечательно то, что образ сада в пьесе неразрывно связан с белым цветом, а цветущие деревья символизируют чистоту, красоту и свет. С их вырубкой словно исчезает целая эпоха. Одна только Аня верит, что будет посажен новый сад «еще лучше прежнего». Законы природы неоспоримы: все, что уничтожено, обязательно возродится вновь. Не зря автор уделил столько внимания природе. О могуществе русских пейзажей известно испокон веков и никакие деньги не могли идти в сравнение с ними. Мне кажется, именно эту идею Чехов хотел передать читателям, как на фоне вечной красоты природы разворачиваются несовершенные человеческие отношения.

3. И.С. Тургенев «Бирюк» забота о природе

Изображение природы занимает важное место в произведениях И.С. Тургенева. Пейзажная живопись писателя не может не вызывать восхищения. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их. Кроме того, автор тонко связывает свои чудесные пейзажи с настроениями человека, со всем его обликом. В блеске молнии, в шуме грозы появляется суровый и замкнутый Бирюк, о котором в округе говорили как о грозе мужиков. Читаешь строки рассказа и ярко представляешь как наступает гроза: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Автор немногословен, но его строки поразительно ярки и точны.

В рассказе «Бирюк» Ивану Сергеевичу удалось создать одухотворённый образ природы — настоящей матери, которая не устает создавать условия для нашего процветания. У нее существуют свои законы, её жизнь независима ни от кого. Поэтому рассказчик чувствует себя в лесу гостем, а не хозяином. Он наблюдает за таинственными процессами и старается не вмешиваться в них. Созданию «живого» образа окружающего мира способствуют различные олицетворения («застучали», «поднималась», «сверкнула», «полил» и многие другие). Автор доказал, что природный мир подобен человеку, ведь он тоже находится в постоянном движении. 
Также благодаря описанию картин природы Тургенев раскрывает внутренний мир своего персонажа. Так, к примеру, дождь становится олицетворением эмоционального состояния Бирюка: от него ушла жена, он живет в уединении и чувствует ненависть окружающих. В его темном жилище нет места радости. В дождливую погоду главный герой чувствует себя очень комфортно, в отличие от рассказчика. Окружающие люди боятся Бирюка, словно непогоды, ведь он не берет взятки и всегда ответственно подходит к делу. За порчу леса суровый страж карает виновных, как будто леший. Живя на лоне природы, Бирюк стал ее частью и научился жить по ее справедливым, но безжалостным законам. И эта тесная взаимосвязь с окружающим миром помогает герою исполнять свой долг.

4. В. Распутин «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» — произведение о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. В повести В.Г. Распутина показано, насколько разным может быть отношение к природе, особенно у разных поколений. Автор находится на стороне представителей старшего поколения, которые неравнодушны к природе во всех ее проявлениях. Они негативно относятся к затоплению деревни Матеры, оставаясь жить там до самого конца, с болью в душе покидая родные места, когда идею с затоплением все же начинают реализовывать.

Неслучайно в словах Родина, народ, родник, природа — один корень.
В «Прощании с Матерой» образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду. Одна из героинь, Анна, как и все старики очень привязана к родной земле. Любит только свою родную Матеру и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины.

Распутин осуждает представителей младшего поколения, которые равнодушно или даже положительно относятся к идее затопления острова. Ради технического прогресса, заключенного в строительстве гидроэлектростанции, и ради собственных интересов они готовы затопить целую местность, совершенно спокойно относясь к тому, что погибнут все обитающие там представители животного и растительного миров. Автор показывает, что люди не думают не только о других живых существах, но и самих себе. Выступая за технический прогресс, они не задумываются о негативном влиянии затопления на экологическую ситуацию в стране и во всем мире. Не беря во внимание то, что человек и природа тесно связаны друг с другом, что человек является частью природы, они не понимают, что их поступок принесет вред всему человечеству, негативно сказываясь если не на них, то на их потомках.

Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. К примеру, старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут разрушать, считая что созидают, и когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает: что за разрушение платят деньги.

Так не должно быть, человек обязательно должен чувствовать единение с природой, с родной землей. Иначе зачем жить? «Если земля — территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» Такие размышления вызывает знаменитая повесть В.Г. Распутина.

5. И.С. Тургенев «Отцы и дети» отношение к природе и искусству, природа и человек

Тема взаимоотношений человека и природы подробно раскрыта в произведении Ивана Тургенева «Отцы и дети». Герои романа по-разному относятся к природе. Евгений Базаров во время беседы с Аркадием заявляет, что «природа не храм, а мастерская», и человек в ней — только работник. По мнению главного персонажа, в природном мире нет ничего таинственного и непостижимого. Базаров считает, что все законы природы подвластны человеку, что истинное предназначение природы заключается в том, чтобы она приносила пользу. Он думает, что человек нуждается в природе лишь для того, чтобы извлекать полезные ископаемые. Главный герой убежден в том, что забирать все дары природы – неотъемлемое право любого человека и это единственное, по его мнению, что должно связывать людей и окружающий мир, а все остальные высказывания и мнения людей о красоте мира, в котором мы живём — отговорки лентяев.

Так же как и Базаров, равнодушно относится к природному миру Анна Одинцова. Именно поэтому она так и не смогла обрести счастье в жизни: она глуха к нему, как слепа к красоте и силе окружающего мира. Полной их противоположностью является Аркадий Кирсанов. Он способен понимать и чувствовать природу. Кирсанов искренне восхищается красотой полей и заходящего солнца. Таким образом, автор заявляет о необходимости гармонии человека с природой. Тургенев напоминает читателю, что всё подчинено ее законам. Мировоззрение человека может быть ошибочным, как например, нигилизм Базарова, но окружающий мир и его незыблемые правила останутся с нами навсегда. 

6. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Комедия «Недоросль» – это произведение об антикультуре помещичьей России. Здесь представлены два мира: мир поместных дворян-невежд, мир бескультурья и «злонравия», и мир дворян культурных, просвещенных, мир благонравия. А ведь помещики – это один из господствующих классов в России.

В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома раскрывается мир Простаковых и Скотининых, во всей неприглядности их духовного убожества.

Противопоставляется этому «скотскому» существованию в произведении группа положительных дворян. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы – отражают авторскую позицию. Также их речи выполняют и обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

В основе комедии лежат две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Это, прежде всего, проблема нравственного разложения дворянства. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещим торжеством злонравия.
Вторая проблема – это проблема воспитания. Именно воспитание в сознании мыслителей 18 века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от духовной деградации дворянства. Большая часть действия в комедии в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Сюда можно отнести как сцены учения Митрофана, так и большую часть нравоучений Стародума.

7. Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

Одной из главных тем, поднятых в романе «451 градус по Фаренгейту», является тема технического прогресса, являющегося отражением культуры человечества. Технический прогресс – взаимообусловленное развитие науки и техники. Цель технического прогресса – удовлетворение постоянно растущих потребностей человека. Для того чтобы удовлетворить эти потребности, нужно реализовать достижения естественных наук и техники. Однако можно ли ответить однозначно на вопрос – зло или благо технический прогресс? Да, он дает человеку комфорт и удобство, экономит время, предоставляет большие возможности. Это касается быта, развлечений, науки, исследований. Однако с другой стороны технический прогресс – это зло, ведь он лишает человека общения с природой, близости к естественному миру.

В современном мире люди большую часть времени проводят перед экраном телевизора или компьютера. При этом они забывают об отдыхе на природе, о наслаждении красотой окружающего мира, об истинной сути человеческих отношений. К сожалению, сейчас моральные ценности всё чаще заменяются потребительскими. Технический прогресс хорош своими продуктами, которые облегчают жизнь человека и делают её более комфортной, но в тоже время технический прогресс несёт в себе зло, потому что ведёт к бездуховности.

О техническом прогрессе размышляли многие писатели-фантасты. Одним из них был Брэдбери. В произведении «451 градус по Фаренгейту» писатель рассуждает о плюсах и минусах технического прогресса. В обществе будущего технологии вытеснили не только искусство, культуру, традиции, но и человеческие отношения. Люди были поглощены бездумными шоу, которые заполонили каждый экран. Герои программ заменили им родственников и друзей. Их внимание было порабощено гаджетами. Они не замечали ничего вокруг и жили подобно зомби. Но и реальность была настолько безотрадной, что их бегство в виртуальный мир можно было понять. Государство воспользовалось технократическими возможностями и зажало граждан в железные тиски тирании. Даже хранение книг объявлялось преступлением. Любое инакомыслие приводило человека к смертному приговору. Но мало кто замечал это, ведь экран стал новой реальностью и лишил людей возможности рассуждать здраво.

Примеры из жизни

1. Основная тема творчества В.В. Бианки — природа. В основе книг обычно лежит конкретный биологический факт, точно указано географическое место действия, определено календарное время года, сохранена биологически видовая точность зверя, птицы, насекомого, растения, т. е. все то, что обязательно в природоведческих книгах. Бианки умеет вызвать у читателя интерес к окружающей природе, стремление познакомиться с жизнью зверей и птиц. Все его герои — животные, птицы, насекомые — обладают конкретными особенностями, писатель не допускает безликого обобщения образов и символов природы. Поэтому книги В.В. Бианки о природе — энциклопедия биологических знаний для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для беседы с детьми писатель очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе.

Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки – это своеобразный самоучитель любви к природе. Писатель считал, что невозможно стать умелым, бережливым, разумным хозяином природы, не изучая и не зная ее. Это незнание, пренебрежение законами природы может привести к большому количеству ошибок. Отсюда возникает естественная необходимость дать верное представление о происходящих в природе фактах и явлениях, о закономерностях природы. И чем раньше в плане возраста это будет заложено, тем лучше и быстрее будет разрешена задача воспитания правильного отношения к природе.

Именно эта задача и определила основное содержание творчества В.В. Бианки и основная аудитория выбрана неслучайно. Человек впервые сталкивается с природой, с новым для него миром растений, птиц, насекомых и зверей в детстве. А писатель не только о них рассказывает, он подводит своего юного читателя к самому простому обобщению, к первоначальному осмыслению, постепенно ведет от частного к общему, от простого к сложному. Он показывает, что в окружающей природе все между собой тесно связано, и если разорвать одно звено этой цепи, тут же выпадет другое.

И если в рассказах или сказках Бианки для детей младшего возраста раскрываются только характер и смысл биологического явления, то в охотничьих рассказах и произведениях, которые посвящены юным натуралистам, он раскрывает серьезное жизненно важное, практическое значение изучения природы, умения наблюдать за ней и в ней ориентироваться. В каждом произведении Бианки чувствуется глубокая любовь к природе, к животному миру, к людям, разумно и доброжелательно относящимся к животным.

2. В современном мире реклама стала неотъемлемым атрибутом культуры  массового общества, и она агрессивно внедряется в культурные модели различных стран, оказывая определенное воздействие на систему морально-этических норм и ценностей. В середине 20 века выдающийся испанский философ Х. Ортега-и-Гассет написал одно из своих самых знаменитых и знаковых для самосознания столетия сочинений, которое называется «Восстание масс». В нем он вывел портрет «героя нашего времени», типичного представителя индустриального общества, кото­рого назвал «человеком массы». В конце 19 века в научный обиход входит понятие «психология масс», а в начале 20 века -«массовое общество», «массовая культура». Человек массы становится неотъемлемой частью коллектива и ставит коллективные цели выше своих собственных. Так, люди перестают видеть разницу между реальным и нереальным, часто принимают желаемое за действительное, не задумываются над смыслом своей жизни.

Массовое искусство в первую очередь предназ­начено для массовых продаж. Поэтому в каж­дом его продукте мы можем найти встроенную в него рекламу. Так, реклама становится активным участником социализации современной личности, начинает играть основопо­лагающую роль в создании привычек и обычаев, в распространении и закреплении культурных и эстетических стереотипов. Инфор­мативная значимость рекламной деятельности состоит в том, что она является оплаченным масс-медийным средством убеждения ауди­тории.

Реклама представляет собой не просто информацию о товарах и услугах, но и отражает современную историю общества. Реклама в современное время отражает морально-этические, идеологи­ческие, политические, социальные различия групп населения. Кроме того, реклама — это мощное средство воздействия на общественное мнение. Реклама это мощная социальная власть, которая управляет людьми, привлекает их внимание, особый стиль продажи и убеждения. Реклама пронизывает все сферы жизни человека, извращая все ценности — моральные, этические, эстетические, религиозные. Реклама, которая является проводником идеологии пот­ребления, стала ведущим источником социали­зации и воспитания личности, заменив некото­рые образовательные институты. Сегодня на рекламу общество тратит больше финансовых средств, чем на образование. Вся индустрия средств массовой информации и коммуникации финансируется только ради рекламы.

Реклама стала одним из ведущих элементов современной культуры, поскольку она успешно манипу­лирует общественным сознанием, своими образами и концептами влияя на стиль потреб­ления, тем самым она оказывает существенное влияние на ментальный компонент культуры.

3. Пабло Пикассо

Одна из самых ярких и загадочных фигур 20-го века – испанский художник Пабло Пикассо, чьи картины завоевали мировую популярность. Хоть его творчество и противоречиво, а работы нравятся отнюдь не всем, гениальность художника не вызывает сомнений.

В начале XX века Пикассо совершил революционный переворот в искусстве. Он неутомимо искал новые формы для передачи своего уникального эмоционального видения. Впрочем, для него результат всегда был гораздо важнее самого поиска. Как любил повторять художник: «Я не ищу, я нахожу».

Пабло Пикассо на редкость разносторонней личностью. Он сделал себе имя, прежде всего, как живописец, однако был при этом изобретательным скульптором, талантливым театральным художником, отличным рисовальщиком, мастером офорта и керамики. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20000 работ. Пикассо работал с феноменальной скорость. По собственному признанию, в первые годы своей жизни в Париже он мог писать до трёх картин в день.

Все работы Пикассо исполнены в самой разной стилистической манере. Он говорил: «Несколько стилей, используемых мною в работе, не следует рассматривать как эволюцию или как поиск идеала. Когда я хочу что-то выразить, я делаю это, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем…». И в самом деле, Пикассо с завидной лёгкость переключался с почти абстрактных, искажённых образов на реалистический рисунок, в котором не уступал лучшим рисовальщикам XIX века.

Мировую славу принёс Пикассо кубизм, оказавший огромное влияние на развитие всего искусства XX века. Само название этого направления появилось случайно. Это слово впервые произнёс критик, написавший в насмешку, что на своих картинах Брак всё уменьшает до «маленьких кубиков». Пикассо и Брак приняли этот термин, несмотря на то, что предметы на картинах художников-кубистов разложены не на кубы, а скорее на грани. Самым революционным в кубизме стал отказ от традиционного для европейской живописи изображения объектов в одном ракурсе. Теперь для изображения предмета одновременно использовались разные точки зрения. В результате художник показывал, из чего состоит предмет, а не то, как он выглядит «здесь и сейчас».

Последователи Пикассо и Брака научились разлагать предмет на формы и перемещать их таким образом, что их картины были не раскрытым в мир окном, а плоскостью, выражающей восприятие предмета художником.

Народная мудрость

  1. «Не высок лесок, а от ветра защищает». Данной пословицей наши мудрые предки хотели передать значимость природы, которая защищает человека.
  2. «Кто земле дает, тому земля втройне отдает». В данной пословице говорится о том, что природа всегда поможет тому, кто ей помогает.
  3. «Земля родная – колыбель золотая». В этой пословице идет речь о том, что мы все неразрывны с нашей родной землей.
  4. «Не поле кормит, а нива». В данной пословице говорится о том, что в любом деле, чтобы добиться успеха, необходимо приложить и знания, и труд, и упорство.
  5. «Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам вырасти». Смысл данной пословицы заключается в том, что все нужно делать самому, а не ждать пока кто-то сделает за тебя.
  6. «Береги землю родимую, как мать любимую». Данная пословица является наставлением наших предков, которые ценили природу и всегда помнили о ее значимости.
  7. «В каком народе живешь, того и обычая держись». В этой пословице говорится о том, что нужно уважать традиции и культуру того народа, среди которого живешь. Только тогда и народ к тебе будет относиться с уважением.
  8. «И к худу и к добру приучают смолоду». В данной пословице идет речь о значении воспитания. Именно воспитание оказывает значительное влияние на выбор жизненных ориентиров.
  9. «Не гляди на лицо, гляди на обычай». В этой пословице говорится о том, что нужно человека оценивать не по внешности, а по его поведению, поступкам.
  10.  «По привету ответ, по заслугам почет». Эта пословица говорит о том, что относиться к человеку следует так же, как он относится к другим людям, но почитать его стоит только в той мере, в какой он заслужил уважение своими заслугами, делами.

Афоризмы

  1. «Изучение и наблюдение природы породило науку». Римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон считал, что наука появилась только благодаря изучению и наблюдению природы.
  2. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи был уверен в том, что человеку всегда есть чему учиться, благодаря природе.
  3. «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты». Русский писатель М.М. Пришвин говорил о том, что люди по-разному относятся к природе: кто-то считает природу ресурсами, необходимыми для жизни, кто-то красивым пейзажем, радующим глаз, а для него значила намного больше. Именно природа, по его мнению, способствовала появлению таланта у человека.
  4. «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем». Великий русский писатель Л.Н. Толстой хотел подчеркнуть единство человека и природы. Также он писал о том, что именно с природы все начиналось, поэтому люди должны ценить и беречь ее.
  5. «Самое прекрасное в природе – отсутствие человека». Канадский поэт Блисс Карман с сожалением говорил о губительном влиянии человека на природу. Природа прекрасна до тех пор, пока люди не начинают негативно на нее воздействовать.
  6. «Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей». Русский писатель Максим Горький считал, что любое развитие культуры невозможно без трудностей, которые необходимо преодолеть.
  7. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше говорил о ценности культуры, которая в любой момент может быть поглощена хаосом, беспорядком в существующей системе.
  8. «Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме». Русский философ и культуролог Александр Самойлович Ахиезер дал свое определение культуры. Он считал, что культура является многовековым опытом человечества, который удалось упорядочить.
  9. «Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку». Русский писатель и поэт Александр Васильевич Круглов считал, что именно культура помогает человеку быть человеком, а не животным.
  10.  «Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла». Религиозный философ, поэт, священник Русской православной церкви Павел Александрович Флоренский говорил о том, что культура способна как спасти человека, так и погубить его. Ее развитие способствует не только добру в мире, но и злу.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий