Аргументы: «Всегда ли современники сразу по достоинству оценивают серьёзные научные открытия?» из жизни и литературы

Аргументы: «Всегда ли современники сразу по достоинству оценивают серьёзные научные открытия?» из жизни и литературы Банк аргументов

Для подготовки к сочинению ЕГЭ «Всегда ли современники сразу по достоинству оценивают серьезные научные открытия?», необходимы аргументы из жизни и художественной литературы. Предлагаем вам ознакомиться с ними в данной работе. Желаем успехов на экзаменах!

Проблема

Всегда ли современники сразу по достоинству оценивают серьёзные научные открытия?

Отношение автора к проблеме

Учёные – это люди, которые помогают нашему миру двигаться вперёд, становиться лучше. Практически всё, что нас окружает в повседневном быту – это результат труда учёных. Однако некоторые научные открытия не только остались непринятыми, а даже не одобрялись и преследовались. Ко многим учёным признание приходит лишь спустя годы.

Аргументы

  1. История часто забывает имена тех, кто приложил руку к большому открытию.
  2. Рано или поздно история вспомнит имена тех, кто совершил открытие.
  3. Иногда труд учёного признаётся лишь спустя сотни лет.
  4. Часто так происходит, что ценность научной идеи могут осознать только будущие поколения.
  5. Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу.
  6. Современники не всегда понимают правильность суждений тех, кто их выдвигает.
  7. Учёный, совершивший выдающееся открытие, будет вознаграждён вечной жизнью в истории.
  8. Многие консерваторы уверены, что молодые учёные не могут совершить стоящего открытия из-за отсутствия личного опыта.
  9. Компетентность и профессионализм присущи людям разных возрастов.
  10.  Методы, используемые новыми поколениями, могут быть намного действеннее, чем старые и проверенные.

Эпитеты к слову «открытие»

Научное, блестящее, большое, важное, великое, выдающееся, гениальное, громкое, замечательное, историческое, крупное, мировое, небывалое, необычайное, неожиданное, неслыханное, ошеломляющее, редкое, сенсационное, славное, счастливое, чудное, сногсшибательное, астрономическое, биологическое, географическое, математическое, практическое, теоретическое, экспериментальное, удивительное, поразительное, торжественное, потрясающее, фундаментальное, грандиозное, изумительное, повторное, запоздалое, любопытное, вторичное, ужасающее, волнующее, пугающее, неутешительное, значимое, невероятное, ценное, революционное, крупное, печальное, уникальное, подлинное, предполагаемое, ожидаемое, очередное, полезное, новое, радостное, блестящее, главное, историческое, настоящее, личное, небольшое, великолепное, счастливое, серьёзное, тревожное, жуткое, собственное, последнее, техническое, самостоятельное, существенное.

Синонимы к слову «открытие»

Изобретение, обнаружение, находка, раскрытие, обретение, выявление, создание, выдумка, обнаружение, разоблачение, выявление.

Синонимы к слову «научное»

Исследовательское, учёное, академическое, теоретическое, учебное, профессорское, книжное, мудрое.

Примеры из художественной литературы

  1. Даниил Гранин «Зубр».

Даниил Гранин посвятил повесть «Зубр» Н.В. Тимофееву-Ресовскому. Автор упорно добивался восстановления честного имени ученого. Он лично знал этого человека, неоднократно общался с ним, восхищался интеллектом, эрудицией, удивительной памятью. Гранин был увеличен необычным мировоззрением Тимофеева-Ресовского. Именно поэтому он решил записать все рассказы ученого и сохранить, таким образом, доказательство его невиновности.

Писатель сравнивает героя своей повести с зубром, древним и редким животным, сходство с которым подчеркивает описанием внешности: могучая голова, густая седая грива, тяжёлая поступь, твердый стан. Не случайно Гранин пишет о том, как посетил заповедник. Там он увидел, как из чаши выходил настоящий зубр, который сильно отличался от остальных животных своим величием. Отсюда и становится понятно, почему так назван главный герой. Автор хотел подчеркнуть его исключительность и превосходство над окружающими.

В повести описываются не только достижения Тимофеева-Ресовского, но и его генеалогическое прошлое. Он происходил из рода знатных дворян. Учёный хорошо знал историю своей семьи, что говорит о его высоком уровне духовной культуры.

Основное внимание Гранин уделяет становлению будущего генетика. Он описывает его учебу в Московском университете, первые философствования, увлечение музыкой, поэзией, живописью, историей. Тимофеев-Ресовский мог связать свою жизнь с искусством, но выбрал профессию биолога, несмотря на то, что она не давала ни денег, ни славы.

Жизнь учёного была определена тремя принципами: порядочность, преданность науке, долг перед предками и потомками. Однако он жил в эпоху перехода от старого общественного устройства к новому, поэтому ему пришлось тесно взаимодействовать с политикой, которая разрушила его основополагающие принципы. Все свои беду Тимофеев-Ресовский связывал именно с политикой. Он пытался оградить себя от всего этого, хотел заниматься только наукой и посвятить изучению нового всю свою жизнь. Но ему не удавалось скрыться от государственного вмешательства.

Гранин восхищался тем, что его герою удавалось сохранить внутреннюю свободу и независимость даже во времена всеобщего страха. Он задавался вопросом, что же за сила способна удержать человека от потери собственного достоинства и самоуважения. Объяснение находится в уникальности и неповторимости учёного. Только зубр мог выдержать все испытания, которые выпали на судьбу великого биолога.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Мастер – один из главных героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба этого человека сложна и необычна. Он создал свой великий роман в действительности, где оценить его по достоинству не могут и не хотят, как и роман самого Булгакова.

В «Мастере и Маргарите» реальность и фантазия неотделимы друг от друга, а вместе они воссоздают доподлинную картину России начала 20 века. Действительность, окружающая Мастера, не воспринимает тему, которой он посвятил свой роман. Однако писатель продолжает писать о том, что его волнует и интересует, подчиняясь своему вдохновению. Он мечтал создать шедевр, которым все будут восхищаться. Он хотел признания, славы. Мастер не думал о деньгах, которые мог бы получить в случае успеха, он действительно верил в то, что писал, вкладывал душу в свой роман.

Единственным человеком, который с упоением читал каждую страницу, была Маргарита. Читая вместе со своим возлюбленным новые главы его творения, она была по-настоящему счастлива. В то время влюбленные даже не подозревали о разочаровании, которое их ждёт впереди.

На самом деле, причин, по которым роман не был оценён надлежащим образом, было несколько. В первую очередь, стоит выделить зависть менее талантливых критиков и писателей. Они осознали, что их работы ничтожны по сравнению с великим творением Мастера. Они боялись того, что его роман покажет читателям, что существует настоящее искусство. Во-вторых, тема романа была в то время запретной. Она могла изменить общественное мировоззрение, поменять отношение человека к религии. Всё, что выходило за рамки цензуры – подлежало немедленному уничтожению.

Именно пренебрежение, с которым отнеслись к главному труду всей жизни Мастера, повлияло на его душевное состояние. Это стало настоящей трагедией для писателя, осознавшего, что его мечта неосуществима. Однако М.А. Булгаков донёс до читателей одну непреложную истину – рукописи не горят, истинное искусство нельзя уничтожить, оно бессмертно. Рано или поздно оно получит своё признание, ведь всегда найдутся ценители великого. Время забывает только пустое и незначительное, то, что не заслуживает к себе внимания.  

  1. Николай Коперник «О вращении небесных сфер».

Николай Коперник – великий польский астроном, математик и механик эпохи Возрождения. Он известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Основы своей теории он изложил в труде «О вращении небесных сфер», но сам увидел только первый экземпляр этой книги и вскоре умер.

В этой книге впервые в христианской Европе была предложена гелиоцентрическая модель мира, согласно которой Солнце представляло собой центр Вселенной, а остальные планеты двигались вокруг него. Коперник заявлял о новой системе мира, противоречащей общепризнанной модели мирового устройства Птолемея, где центром Вселенной была неподвижная Земля.

Одно время его открытие было известно только в среде учёных. Лишь через несколько десятилетий им заинтересовались философ Джордано Бруно и астроном Галилео Галилей. Именно мнение Коперника стало почвой для создания философской системы Бруно, согласно которой Вселенная состоит из множества отдельных систем, подобных Солнечной. А Галилей совершил целый ряд открытий, подтверждающих правильность теории Коперника. И одного и второго последователя инквизиция признала еретиками. Еретической была объявлена и книга самого Коперника. Она находилась под строжайшим запретом до 19 века. Однако мировая слава не обошла польского учёного, его теория стала основой для множества исследований в области астрономии и механики. И в конце концов его открытие получило всеобщее признание.

Книга Николая Коперника сформировала новое мировоззрение человечества. Несмотря на все свои несовершенства, его модель мира стала значительным прорывом в науке и разрушила былые верования. Низведение Земли до уровня обыкновенной планеты, позволило совершить множество открытий в других научных областях.

  1. Бертольд Брехт «Жизнь Галилея».

В основе сюжета пьесы Бертольда Брехта лежит трагическая история жизни Галилео Галилея. События происходят во время значимых открытий и падений великого ученого. Он наделен способностью видеть то, чего не видят остальные. Обычные люди боятся смотреть на мир с подобной точки зрения, все новое их пугает, поэтому является ересью.

Галилей все свое время посвятил изучению работы Коперника и исследованиям, которые проводил не только днём, а и ночью. Его здоровье заметно пошатнулось, но он продолжал постоянно находиться у телескопа. Даже начавшаяся чума оказалась не в силах остановить его научную деятельность. Игнорируя все меры предосторожности, он остался в городе и продолжил свою работу. Галилей чувствовал, что истина где-то рядом, поэтому не мог отступить на полпути.

Своим упорством и бесстрашием он напугал власть имущих. Ученого стали запугивать, даже показали, какие пытки ждут его в случае непослушания. Под сильным натиском он оказался вынужденным отречься от своих убеждений, касательно того, что Земля не является центром Вселенной.

Но Галилей отказался от своих учений только внешне, внутренне он остался верен самому себе. Каждую ночь он переписывал свой труд, запрещённый инквизицией. Учёный находился под постоянным надзором церкви, поэтому не мог продолжать заниматься прежней деятельностью открыто.

Когда он полностью скопировал свою научную работу, доверил ее бывшему ученику Андреа, который уезжал заграницу. Многие учёные покинули Италию после отречения Галилея, так как наука теперь находилась там под жёстким контролем.

Кроме того, отступничество Галилея негативно повлияло на многих исследователей. Депарш спрятал свой трактат о природе света, многие последователи Галилея забросили науку и вернулись в церковь.

Для развития науки нужен был подвиг великого астронома, ведь научная деятельность требует огромного мужества, но Галилею этой отваги не доставало. Его открытие не оценили по-достоинству сразу, но в дальнейшем о нем заговорили во всем мире. 

  1. Семён Ефимович Резник «Эта короткая жизнь».

Семён Резник написал самый полный на сегодняшний день во всём мире рассказ о личности, судьбе и научных открытиях русского учёного-генетика Николая Ивановича Вавилова. Книга была жестоко цензурирована, а сам писатель вынужден эмигрировать в США. Но он не прекратил своей работы, на протяжении пятидесяти лет он изучал историю жизни учёного, его письма, дневники, открытия, тексты выступлений, а также протоколы доносов на него.

Это огромная монография, состоящая из 1056 страниц, поражает своей информативностью, глубиной проникновения в описываемые события и проблемы. Это не только история жизни Вавилова, здесь описывается история развития научных исследований в области биологии и генетики, история советской науки в условиях тоталитарного диктаторского режима.

Николай Иванович Вавилов родился в семье московского купца, который со временем был избран членом собрания городской думы. Из семи детей выжили только трое: Николай, его младший брат Сергей и младшая сестра Лидия. Отец мечтал, что сыновья продолжат семейное дело, но старший интересовался одной лишь биологией, а младший увлёкся физикой и математикой. Мальчиков даже наказывали за их любовь к науке, но они твердо стояли на своём. После гимназии их отправили учиться в коммерческое училище, но мечты о научной карьере победили. Николай стал студентом сельскохозяйственного университета, занявшись агрономией, а Сергей поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Учителем Николая стал основоположник агрономической химии Дмитрий Прянишников. Именно под его началом Вавилов сформировался как учёный. Получив диплом, он отправился в Петербургское Бюро прикладной ботаники. Оттуда талантливого биолога отправили учиться заграницу. Там он познакомился со знаменитыми исследователями, поработал в лучших лабораториях, собирал научный материал в путешествиях. Вернувшись в Россию, Вавилов устроился работать преподавателем в Саратовский университет. Вскоре он опубликовал исследование об устойчивости растений к инфекциям, в котором впервые заговорил о генетических свойствах иммунитета.

Об открытии Николая Ивановича советские биологи узнали в 1920 году. Спустя год портрет великого биолога украсил все титульные страницы газет. Далее он организовал Всесоюзный институт растениеводства и стал почётным академиком. Советская генетика в те годы шла на шаг впереди западной науки.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов проводилась широкая кампания по борьбе с остатками внутрипартийной оппозиции, так называемыми «правыми уклонистами». В рядах беспартийных находилось множество специалистов – инженеров, научных работников, экономистов, которые не поддерживали политику Сталина, в частности индустриализацию и коллективизацию. В 1929 году репрессии ужесточились, из института растениеводства изгоняли ближайших соратников Вавилова, но его репутация не позволяла пока властям взяться за него самого.

Решающую роль в судьбе Николая Ивановича сыграл Трофим Лысенко. Он понравился Сталину тем, что происходил из простого народа, а ещё он пообещал максимум за полтора года достичь невероятной урожайности зерновых. Спустя некоторое время Лысенко стал директором института, заменив Вавилова. При поддержке Сталина он начал громить генетику, называя её буржуазной лженаукой.

  1. Ева Кюри «Мария Кюри».

Ева Кюри – младшая дочь Марии и Пьера Кюри. В отличие от своей старшей сестры Ева не пошла по следам родителей. Она стала писательницей, а в 1937 году получила Американскую Национальную премию за свой биографический рассказ о жизни матери.

Родители Марии были учителями. С ранних лет девочка пошла по стопам отца, проявляя необыкновенный интерес к физике и химии. Училась Мария отлично, гимназию окончила с золотой медалью. Продолжить обучение и поступить в Варшавский университет, так как была женщиной, поэтому стала работать учителем. Однако мечту о научной карьере не забросила.

Все свободное время Мария посвящала самообразованию, с упоением читает книги и научные труды. Через некоторое время начинает собственную практику в химической лаборатории. Затем переезжает в Париж и поступает учиться в Сорбонну.

Рассчитывать Марии было не на кого, поэтому она давала частные уроки по вечерам, чтобы хоть как-то обеспечить себя. Спустя несколько лет она получила степень магистра физики, а затем и магистра математики. Свою научную карьеру Мария начала с исследований стали и ее магнитных свойств. Поиск новой лаборатории свёл ее с преподавателем Школы физики и химии Пьером Кюри. Он помог найти своей будущей жене подходящее место для исследований.

Открытие Генри Беккереля о способности урановых солей к излучению вдохновило Марию на более глубокое изучение этого вопроса. Спустя некоторое время она обнаружила, что лучи исходят из атомной структуры самого элемента, а не являются результатом взаимодействия молекул. Именно это открытие положило начало атомной физике. Заинтересовавшись работой Марии, Пьер оставил свою собственную и они вместе начали поиск веществ, способных излучать радиацию.

В 1898 году они обнаруживают новый элемент и называют его полонием в честь родины Марии. В этом же году они открыли и радий, а позже ввели термин «радиоактивность». В 1903 году супругам присуждают Нобелевскую премию по физике и на вырученные деньги они совершенствуют свою лабораторию, однако дальнейшие исследования Марии придется проводить самостоятельно, так как с ее мужем произойдет несчастный случай.

Мария получила всеобщее признание. Во время первой Мировой войны ее рентгеновские аппараты помогли более чем миллиону раненых. В последующие годы Мария много путешествовала в поисках средств, необходимых для исследования радия.

Мария Кюри стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии и единственная получила ее два раза в двух разных науках. Вклад этой женщины в науку неоценим, а ее открытия были настолько великими, что сразу были заслуженно оценены современниками.

Примеры из жизни

  1. В начале 20 века биологи и философы выдвинули множество теорий о том, как определяется пол человека. Одни считали, что на это влияет наследственность, другие говорили о внешних факторах во время беременности. Сейчас известно, что пол человека зависит от 23 пары хромосом. Принято считать, что это открытие совершил Томас Морган. А на самом деле эту пару хромосом открыла женщина-учёный Нетти Стивенс. Просто в то время отрицался вклад женщин в науку, значимость их труда уменьшалась, а достижения приписывались коллегам мужского пола. Нети изучала половое определение у мух дрозофил и пришла к выводу, что они зависят от X и Y хромосом. Несмотря на то, что во многих источниках говорится о том, что Нетти работала вместе с Морганом, почти все наблюдения она проводила самостоятельно. В результате Томас Морган получил Нобелевскую премию за открытие, совершенное Нетти Стивенс. Кроме того, позже он опубликовал статью, в которой написал, что Стивенс принимала участие в исследовании только в качестве лаборанта и её нельзя называть настоящим учёным. И это притом, что она сама начала это исследование, даже принесла мух.
  2. Лиза Мейтнер проводила исследования в области ядерной физики. Её работа привела к открытию того, что ядро любого атома может разделиться на две части. Это открытие стало фундаментом для создания в дальнейшем атомной бомбы. В 1907 году Лиза переехала в Берлин, где стала работать с химиком Отто Ганом. После того как Австрия присоединилась к нацистской Германии, Мейтнер. Будучи еврейкой по происхождению, была вынуждена уехать в Стокгольм. Там она втайне продолжила работу с Ганом. Именно Ган провёл эксперименты, открывшие деление ядра, однако он не смог никак объяснить то, что увидел. Это сделала именно Лиза Мейтнер. Но Ган опубликовал свои исследования, не упоминая её как соавтора. Некоторые историки обуславливают его поступок с той точки зрения, что он не мог сделать иначе в нацистской Германии. Обнародование причастности Лизы к открытию могло погубить всё исследование не только из-за её национальной принадлежности, а ещё и из-за пола. В то время учёные в Нобелевском комитете отказывались признавать заслуги женщины в науке. Таким образом, Отто Ган получил в 1944 году Нобелевскую премию один, без своей напарницы. На протяжении многих лет никто не знал имени Лизы Мейтнер, однако со временем справедливость восторжествовала, и значимость её вклада в исследование стала известна всему миру.

Народная мудрость

  1. «Слава к тому приходит, кто впереди ходит». В данной пословице идет речь о людях, совершающих открытие. Прославиться, по мнению наших предков, может только тот, кто находится впереди.
  2. «Все пройдет, а добрая слава останется». Смысл данной пословицы заключается в том, что ничто не вечно в этом мире, кроме памяти. О прославившемся человеке будут помнить долго, а о бесполезном – забудут сразу же.
  3. «Слава сама не приходит, ее завоёвывают». В этой пословице говорится о том, что нельзя прославиться без усилий. Для этого необходимо долго и упорно трудиться.
  4. «Вдохновение приходит во время труда». В этой пословице говорится о том, что не стоит ждать вдохновения, для того чтобы приступить к работе. Часто оно приходит уже во время труда.
  5. «Была бы охота – заладится всякая работа». В этой пословице идет речь о желании. Если человек действительно чего-нибудь захочет, он этого обязательно добьется, чему бы это ему не стоило.
  6. «Без любви к делу не станешь мастером». В данной пословице говорится о том, что преуспеть можно только в том деле, которое близко твоему сердцу. Человек никогда не достигнет высоких результатов, если не любит то, чем он занимается.
  7. «Без муки нет науки». В этой пословице говорится о том, что многим учёным приходится пройти через множество испытаний, прежде чем они совершают открытие. Как правило, весомый вклад в науку совершает тот, кто многим пожертвовал, ради нее, и посвятил ей свою жизнь.
  8. «Новому везде дорога». Смысл данной пословицы заключается в том, что открытия – двигатель прогресса.
  9. «Над поисками нового трудись, а у других учись». В этой поговорке говорится о том, что при поиске нового нельзя забывать об уже имеющихся знаниях и достижениях.
  10.  «Ученье лучше богатства». Наши мудрые предки знали, что никакие деньги не смогут заменить знания. Учёные люди обладали тем, что намного ценнее богатства, поэтому им часто завидовали.

Афоризмы

  1. «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами». Английский философ Бэкон говорил, что истинной целью всех наук является создание новых изобретений, которые принесут пользу для человечества.
  2. «Наука — это клад, и ученый человек никогда не пропадет». Римский писатель Гай Петроний Арбитр много лет назад сказал, что наука – это настоящий клад, а человек, владеющий этим кладом, никогда не пропадет.
  3. «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует». Заслуженный русский историк Василий Осипович Ключевский говорил о том, что нельзя смешивать науку со знанием. Учёные не только обладают знаниями, по его мнению, они умеют ими пользоваться.
  4. «Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки». Немецкий философ Карл Маркс говорил, что любое начинание в научной сфере – трудное и ответственное дело. Однока оно того стоит.
  5. «Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов». Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень считал, что наукой могут заниматься только люди с особыми умственными способностями. Другие ни за что не смогут стать настоящими учёными.
  6. «У одного человека зачастую больше шансов сделать открытие, нежели у нескольких, занимающихся одной проблемой». Французский философ, математик и физик Рене Декарт считал, что один человек скорее совершит открытие, чем группа людей, занимающихся одним делом.
  7. «Наука похвальна только тогда, когда она приносит пользу». Один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки Уильям Пенн говорил, что наука имеет смысл только тогда, когда она приносит пользу для человечества.
  8. «Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута». Французский писатель герцог Франсуа де Ларошфуко говорил о том, что слава великих людей должна измеряться не только их достижениями, а и способами, которыми эти достижения были достигнуты.
  9. «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Основоположник современной теоретической физики Альберт Эйнштейн совершил не одно открытие, но опубликованы они были лишь спустя десятилетия, потому что он не гнался за славой. Учёный считал, что заниматься наукой нужно не ради успеха, а для того, чтобы жизнь была наполнена смыслом.
  10. «Без великих препятствий не может быть великих достижений!». Французский философ-просветитель Вольтер говорил, что на пути к великим достижениям придется преодолеть множество препятствий. Дорога к успеху не может быть лёгкой.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий