Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы на тему: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». В данной работе рассматриваются вопросы внутреннего мира человека, самопознания, нравственных ценностей и идеалов, смысла жизни, нравственного выбора и внутреннего разлада, свободы и ограничения свободы, ответственности за собственные поступки, добрых и злых поступков и др. Под духовно-нравственными ориентирами человека понимаются те ценности, которые занимают важное место в его жизни, те убеждения, в соответствии с которыми он существует. Поступки человека, его отношение к окружающим зависит от внутреннего стержня, которым обладает каждый человек, поэтому важно понять истинное «я».
Проблема
Что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их роль в его деятельности?
Отношение автора к проблеме
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремится человек в духовном и нравственном плане, его ценности и убеждения. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров.
Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания. Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры. А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.
Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета. Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами». Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.
Аргументы
- Под понятием нравственности предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.
- Духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.
- Духовно-нравственные ориентиры – это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, чувство долга, стремление к истине, жажда справедливости, стремление к идеалу, гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость, веру в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.
- Обычно нравственные ориентиры облекаются в совершенно осязаемые свойства: патриотизм и гражданственность; трудолюбие и профессиональную честность; скромность и ответственное исполнение обязанностей; великодушие и др.
- Развитие в людях духовно-нравственных ориентиров, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.
- Духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения.
- Человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
- Внутренний мир человека – это совокупность его добродетелей и пороков, интересов и увлечений, воспоминаний и моральных установок. Он выражает всю человеческую сущность.
- Нравственность отличается от морали тем, что относится не к обществу в целом, а к каждому конкретному человеку.
- Духовная нравственность необходима в нашей жизни не только конкретному человеку, но и обществу в целом.
Эпитеты к слову «ориентир»
Нравственный, жизненный, духовный, важный, надёжный, нерушимый, правильный, верный, чёткий, заметный, единственный, своеобразный, видимый, точный, основной, главный, прекрасный, хороший, знакомый, единый, лучший, следующий, определённый, первый, последний, новый, другой, желанный, благородный, возвышенный, достойный, осмысленный, окончательный, первостепенный, подлинный, недосягаемый, призрачный, далёкий, неизменный, праведный, непонятный, утопический, собственный, настоящий, недостижимый, недосягаемый, общечеловеческий.
Синонимы к слову «ориентир»
Цель, идеал, стремление, намерение, помысел, мечта, установка, назначение.
Синонимы к слову «нравственный»
Высоконравственный, благонравный, благородный, добронравный, добрый, добродетельный, дозволительный, моральный, целомудренный, невинный, честный, порядочный, внутренний, духовный, душевный, поучительный, праведный, этичный.
Синонимы к слову «духовный»
Божественный, умственный, умозрительный, мысленный, теоретический, беспредметный, невещественный, бесплотный, бестелесный, платонический, душевный, возвышенный, высший, интеллектуальный, нравственный, неземной, небесный, идеальный, моральный, психический, внутренний.
Примеры из художественной литературы
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А.С. Пушкина. Считается, что именно его образ является родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе. Кроме того, при помощи сложной натуры молодого аристократа автору удается раскрыть целый комплекс нравственно-философских проблем.
Первая глава повествует о воспитании, образовании, образе жизни героя. Это человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Он не получил глубокого образования, зато был поклонником моды, делал и читал только то, чем можно блеснуть на приеме или званом обеде. Поэтому «не мог он ямба от хорея отличить», зато «читал Адама Смита и был глубокий эконом».
Единственное, что интересовало Онегина и в чем он добился совершенства – это «наука страсти нежной». Герой рано научился лицемерить, притворяться, обманывать, чтобы добиться своей цели. Но душа его всегда при этом оставалась пуста, тешилось лишь одно самолюбие. Очень скоро Онегин устал от пустоты дней, проведенных в бессмысленных заботах, и ему стало скучно. Он пресытился такой искусственной жизнью, ему захотелось чего-то другого. Однако и деревенская тишь не дала ему желаемого.
Онегин обладал большим потенциалом. Автор характеризует его как человека большого ума, трезвого и расчетливого, способного на многое. Но он способен понять и оценить душу другого человека. Так случилось при его встрече с Ленским, так случилось и при его встрече с Татьяной. Герой откровенно скучает среди своих недалеких деревенских соседей, всеми способами избегает их общества.
Именно образ Ленского способствует полноте раскрытия образа главного героя. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира. С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, заложник высшего света. В итоге Онегин убивает Ленского. И это оказывается слишком сильным потрясением для героя, после которого начинаются его внутренние изменения. После убийства Ленского Евгений бежит из деревни. Он путешествует, отходит от высшего общества, меняет свое мировоззрение. Новая встреча с Татьяной обнажает произошедшие в нем перемены, теперь он способен любить. Но уже слишком поздно, она замужем. Онегину остается только страдать и сожалеть об упущенном.
Таким образом, изначально Онегин – глубокая и интересная личность. Но высшее общество изменило его, заставило жить по определенному шаблону. Лишь отойдя от своего окружения, он вновь обретает себя и открывает в себе возможность глубоко чувствовать и быть искренним.
2. М.А. Шолохов «Судьба человека»
В основе рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» лежат серьезные философские и нравственные проблемы. Автор напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, который смог выдержать все мучения и не сломался. Через все произведение красной нитью проходит безграничная вера в силу духа русского человека.
В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: первый голос – голос главного героя Андрея Соколова, второй — голос автора, слушателя, случайного собеседника.
Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей. Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что его семья погибла, а на месте, где стоял родной дом — глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.
Все, что осталось в жизни Соколова — воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба свела главного героя с маленьким мальчиком, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Таким образом, можно прийти к выводу, что нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой.
3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе «Преступление и наказание» затрагиваются глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях и власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга. Рассказывая историю заблудшей души, впоследствии преображенной, Достоевский описывает сложный путь, который прошел герой, путь ошибок, терзаний и раскаяния. Кроме того, это путь поиска ответов на нравственные вопросы, близкие всем, но вместе с тем такие сложные.
Почему достойные, умные, честные, добрые люди должны прозябать в нищете, в то время как настоящие подлецы наслаждаются жизнью? Почему жестокие и подлые люди безнаказанно унижают тех, кто находится ниже них? В чем провинились голодающие дети? Что оправдывает существование такого порядка в мире и как его можно изменить? В чем предназначение человека? Почему есть разделение на «право имеющих», которые могут преступать моральные законы, и «тварей дрожащих», которым это не дозволено? Все эти вопросы поднимает автор в романе «Преступление и наказание».
Родион Раскольников глубоко чувствует всю окружающую его несправедливость и не хочет вести жалкое существование, быть «тварью дрожащей», которая не способна ничего изменить в мире. Поэтому он пытается приписать себя к разряду наполеонов, которые презирают действующие законы и могут устанавливать свои. Однако этот путь оказывается не таким простым, как кажется. Раскрывая историю совершенного Раскольниковым преступления и последующего за ним наказания, автор раскрывает особенности духовной и общественной жизни, моральных и нравственных проблем, которые стоят перед человечеством.
Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения самого ужасного преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Он делит людей на два типа и относит себя к тому типу, который может распоряжаться чужой жизнью.
Причислить себя к числу право имеющих сложно, поэтому Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы, что он один из «наполеонов», которым все разрешено. Однако он ошибается и его теорию опровергнет сама жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Эпиграфом повести «Капитанская дочка» является русская пословица «Береги честь смолоду», а пословицы, как известно, несут в себе многовековую народную мудрость. Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности.
Главный герой неоднократно оказывается перед сложным выбором: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы. В эпиграфе автор словно ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? И ответ на него мы получаем в конце повести.
Когда Петр Гринев уезжал из родительского дома, то отец дал ему наставление, благодаря которому он смог определить свой жизненный путь. Отец говорил ему, что главное – это беречь честь смолоду, а также служить Отечеству верой и правдой, оставаться верным своей присяге. Это значит, что с детства главному герою показывали ценность чести и преданности, их важность в жизни.
Когда Гринев оказался в самом центре пугачевского бунта, он не стал жалеть себя, а с достоинством сражался. Не испугался он и перед лицом смерти, под угрозой казни не признал власть того, кому не присягал. Он не просил пощады, а ждал своей участи с гордо поднятой головой. Ничто не способно было заставить его уступить своим убеждениям. Для него они были дороже жизни. Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.
Но не только мужество позволяет герою сохранить честь. Петр Гринев – добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику, он любит Машу Миронову и ради нее готов пожертвовать своей жизнью. Также Гринев любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились Пугачеву и расположили Гринева к нему.
Антиподом главного героя в повести является Швабрин. Этого образованного, красноречивого, остроумного человека не заботит судьба других людей, он думает только о себе. Ради собственной выгоды очернить имя невинной девушки, держать ее взаперти, перейти на сторону врага. Этот человек без раздумий вступает в ряды пугачевцев, когда им удается захватить Белогорскую крепость. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.
Нравственная проблематика повести тесным образом связана и с образом Маши Мироновой. Героиня появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на Гринева никакого впечатления. Однако в скором времени он понимает, что ошибался. Маша – сильная, гордая, мудрая, мужественная девушка. Такие незаметные, заурядные, на первый взгляд, люди преображаются в трудную минуту, демонстрируют свою отвагу и силу духа. Так, Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина. Маша остается верной любимому человеку и своим высоким моральным принципам. Ради Петра Гринева она не побоялась пойти к самой императрице всея Руси, чтобы доказать его невиновность и просить о помиловании. И это лишь доказывает, что Маша – отважная, сильная девушка. Настоящая капитанская дочка.
5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии «Недоросль» автор высмеивает общественные пороки, свойственные дворянскому сословию, противопоставляя им верные и вечные нравственные ориентиры: честность, труд, ум, патриотизм. Произведение отличается яркими образами и тонким юмором, а многие цитаты стали крылатыми выражениями.
«Недоросль» преподает множество важных жизненных уроков, учит самой жизни.
Комедия, названная в честь недоросля, не желающего учиться и развиваться, показывает, что выглядеть как Митрофанушка – смешно и глупо. А для того чтобы не быть таким, необходимо с ответственностью походить к вопросу собственного образования, не лениться и делать всё возможное, чтобы получить как можно больше новых знаний. Из-за своей глупости Митрофанушка не сможет ничего добиться в жизни, он даже не в состоянии поставить себе цели, живет бессмысленно. Таким образом, автор хочет донести до читателя, что быть образованным – хорошо, а не плохо, как думал главный герой и его родители.
Также «Недоросль» учит тому, что жестокость по отношению к другим людям ни к чему хорошему не приводит. Госпожа Простакова была бессердечной женщиной. Она очень грубо относилась к крепостным крестьянам, позволяла себе избивать их, считая, что имеет на это право. Все это происходило на глазах у Митрофанушки, который ставил материнское поведение себе в пример. Мировоззрение человека во многом зависит от родительского воспитания. В результате госпожа Простакова получила то, что заслужила – грубое, неблагодарное и равнодушное отношение сына. Поведение Митрофанушки вызывает отвращение, но виновата в этом, прежде всего, его мать.
Д.И. Фонвизин показывает, что поведение Митрофанушки – следствие воспитания, а если быть точнее – следствие отсутствия родительского воспитания. Ребенка нужно воспитывать должным образом, чтобы он вырос хорошим человеком, живущим в соответствии с такими нравственными принципами как правда, справедливость, честность, чувство собственного достоинства. Именно эти понятия и лежали в основе жизни положительных персонажей комедии. Для них душевное богатство значило гораздо больше, чем материальные блага. Не важно, сколько у человека денег или какое он занимает положение в обществе, важно, чтобы у него была чистая и добрая душа. В человеке нужно ценить, прежде всего, его внутренние качества.
6. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из наиболее значительных и сложных произведений русской литературы. В нём поднимается множество важных проблем, испокон веков волнующих умы человечества: проблемы добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи, подлости и коварства, свободы выбора, счастья и смысла жизни.
Автор знакомит читателя с целой галереей незабываемых образов. Земной мир представлен людьми, с обычными, повседневными заботами и мелкими страстями. Это люди несвободные, живущие по установленным законам и зависящие от чужих планов. Их мир ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом. Они не верят ни в дьявола, ни в бога. Это неверие в неизбежность судьбы привело к болезни поэта Ивана Бездомного, попавшего в клинику Стравинского, и к гибели Берлиоза — человека, признающего лишь общепринятые истины. В их мире все подчиняется одному правилу: положено – не положено. Булгаков, живя в таком обществе, прекрасно понимал ценность свободы.
Проблема свободы в романе поднимается в споре Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом. Прокуратор, как человек, обладающий властью, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Он, дослужившись до большого чина, больше всего заботился о своей репутации. Таким образом, власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Так, свободный человек становится несвободным. Он теряет самого себя.
Также Иешуа Га-Ноцри является носителем идеи безусловного добра. Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми и только жестокое отношение может сделать человека злым. Он говорит так даже о тех, кто предал его, для него все люди добры. И ничто было не в силах отказаться его от веры в человека и добро, даже самая жестокая казнь.
Понтий Пилат выступает в роли его антипода. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, но не может порвать со злом. Прокуратор хочет помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа и веры в добро. Страх потерять власть сделала его жестоким. Однако смерть невинного философа становится для него непосильным грузом. Он, пытаясь избавиться от мучений, приказывает убить предателя Иуду, но легче ему не становится. Став на дорогу зла, Пилат не понимает, что лишь искреннее раскаяние сможет облегчить его страдания. Только добро порождает добро.
Таким образом, проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений. Написанный несколько десятилетий назад, он и по сей день не потерял своей актуальности.
Примеры из жизни
1. Великий советский педагог и писатель А.С. Макаренко говорил о том, что «всё человеческое в человеке должно быть воспитано». Главную задачу своей деятельности Антон Семенович видел в том, чтобы воспитать человека счастливым, непрерывно развивающимся, живущим в гармонии с самим собой, близкими и друзьями, со всем окружающим миром. Великий педагог блестяще решил поставленную задачу, достигнув поистине выдающихся результатов. Свыше трех тысяч воспитанников, вышедших в течение пятнадцати лет из колонии и коммуны, представляли собой культурных, разносторонне развитых, настоящих счастливых людей. И все это благодаря разработанной А.С. Макаренко педагогике беспредельной, огромной любви к детям. А поскольку любовь – процесс двусторонний, то воспитанники, в свою очередь, искренне уважали своего учителя, ценили его и были признательны ему.
Именно педагогическая любовь А.С. Макаренко являлась побудительной силой духовного роста воспитанников, их самосовершенствования. В каждом из них он находил то индивидуальное, что представляло исключительный интерес, ценность конкретной личности. Он стремился понять каждого, заглянуть в его душу, не был навязчивым, но в трудную минуту оказывал необходимую помощь. Макаренко любил своих воспитанников и учил их этому искусству.
В итоге педагог сделал важный вывод о формировании привычек нравственного поведения: «Наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, то есть такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому, что мы так привыкли».
2. Вопрос о значении нравственных ориентиров в жизни человека очень волновал Л.Н. Толстого. Через всю свою жизнь он последовательно пронес одну и ту же идею – идею о нравственном самоусовершенствовании.
Любая художественная работа этого великого писателя наполнена размышлениями о жизни, о любви, о справедливости, нравственности, добре и конечно о Боге. Жизненное кредо Л. Н. Толстого было сформулировано им в его учении о «непротивлении злу насилием». Главной задачей жизни любого человека писатель считал безграничную любовь к Богу и к каждому, в том числе и к врагу.
Всю свою жизнь Лев Николаевич стремился соответствовать тому идеалу человека, который сочетал бы в себе истинную христианскую любовь к окружающим, был бы высокоморален и нравственен и который видел смысл своего существования в творении добра. Однако, не смотря на свое миролюбивое отношение к этому миру, писатель мог резко и довольно жестко критиковать в своих произведениях политических деятелей и особо резко он относится к войне, считая ее самым бессмысленным и ненужным занятием.
Счастье в представлении Толстого состоит во все большем и большем приближении человека к нравственному совершенству. Это приближение предполагает каждодневную борьбу человека со своим животным началом, но именно в ней он и видел настоящую жизнь. «Жизнь, — писал он, — только в усилии нравственном… Настоящая жизнь есть рост нравственный, и радость жизни есть слежение за этим ростом. Какое же ребяческое, недомысленное представление — рай, где люди совершенны и потому не растут, стало быть, не живут».
В результате нравственные ориентиры Л.Н. Толстого стали основой для нового гуманистического учения «непротивления злу насилием», дали новый толчок в развитии русской философской мысли. Также положило основу религиозно-этическому общественному течению в России конца 19 — начала 20 вв., так называемому «толстовству», главными принципами которого являлись: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности. Философское учение Толстого заставляет задуматься над вечными ценностями не только философов, но и простых читателей.
3. Совершить настоящий подвиг может только высоконравственный человек. Именно таким был Александр Матвеевич Матросов. Он родился 5 февраля 1924 г. в городе Екатеринославе. Александр рано лишился родителей и воспитывался в детском доме. Ему было всего 17 лет, когда началась война. Поэтому его призвали в армию спустя год, в сентябре 1942 года. Вначале отправили в пехотное училище, а затем на фронт.
В феврале 1943 года его батальон атаковал опорный пункт фашистов, но угодил в ловушку, попав под плотный огонь, отрезавший путь к окопам. Стреляли из трех дзотов. Два из них удалось вывести из строя, однако третий продолжал расстреливать красноармейцев, залегших в снегу.
Матросов понял, что единственный шанс выйти из-под огня, это подавить огонь соперника. Вместе с однополчанином он дополз до дзота и бросил в его сторону два гранаты. На какое-то время пулемет замолчал, но когда красноармейцы пошли в атаку, он снова начал стрелять. Товарищ Александра сразу оказался убит. Матросов остался перед дзотом один, и нужно было срочно что-то предпринимать. Не желая подводить боевых товарищей, Александр своим телом закрыл амбразуру дзота. Атака увенчалась успехом. А Матросов посмертно получил звание Героя Советского Союза.
Народная мудрость
- «Береги платье снову, а честь смолоду». Смысл данной пословицы заключается в том, что нужно жить по совести, не совершая поступков, которые оскорбляют, прежде всего, собственное достоинство.
- «Будь другом сам и тебе помогут в беде». В этой пословице говорится о том, что нужно самому помогать другим, чтобы рассчитывать на помощь в необходимую минуту.
- «Кто правдой живет, добро наживет». В данной пословице говорится о том, что если человек будет жить честной и справедливой жизнью, то он будет счастлив.
- «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». В этой пословице идет речь о доверии. Если человек постоянно врет, то ему не поверят и тогда, когда он говорит правду.
- «Скромность каждому к лицу». Смысл данной пословицы заключается в том, что скромность украшает человека, потому что это признак благородства, воспитанности, культуры.
- «Дерево сильно плодами, а человек трудом». В этой пословице говорится о том, что человек ценится своими делами, хорошими поступками, которые являются итогами его трудов.
- «Худо тому, кто добра не делает никому». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек не может быть счастливым, если он не делает никому добра.
- «Других не суди – на себя погляди». Значение этой пословицы заключается в простых вещах: не стоит искать в других людях какие-то недостатки, ведь они могут быть и у нас самих.
- «Своя семья – самые верные друзья». Данной пословицей наши предки отобразили своё почтительное отношение к семье. Они были уверены в том, что именно от семьи можно получить поддержку и понимание, потому что именно семья является самым верным помощником в непростых ситуациях.
- «Здоровье дороже золота». Смысл этой пословицы заключается в том, что нет ничего более ценного, чем здоровье, потому что его нельзя подарить или купить за деньги.
Афоризмы
- «Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас — это хорошо поступать самим». Французский философ-просветитель 18 века Вольтер говорил о том, что человек должен заслужить уважение.
- «Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». Римский император Марк Аврелий считал, что каждый человек должен поступать в соответствии с собственными убеждениями и не уподобляться другим людям.
- «Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее». Французский писатель Оноре де Бальзак говорил, что человек может стать сильнее только после того, как признается самому себе в своей слабости.
- «Никакое вещественное благо не может возместить того ущерба души, которое производит совершенное зло». Великий русский писатель Л.Н. Толстой был убежден в том, что зло наносит непоправимый ущерб душе и никакие вещественные блага не могут изменить этого.
- «Быть добрым — благородно. Но показывать другим, как быть добрым, — еще благородней, и не так хлопотно». Американский писатель Марк Твен говорил о том, что быть добрым – благородное дело, но хлопотное, а научить быть добрыми других – проще и еще благороднее.
- «Нравственность – это разум сердца». Немецкий поэт Генрих Гейне считал, что нравственность не позволяет совершать низкие поступки, даже по велению сердца.
- «Нравственная сила, как и мысль, безгранична». Французский писатель Оноре де Бальзак был уверен в том, что сила нравственности – безгранична.
- «Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Греческий философ Аристотель говорил о том, что знания теряют свою ценность, если человек не развивается в нравственном отношении.
- «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Русский писатель А.П. Чехов считал, что человек должен совершенствоваться во всех направлениях.
- «Быть высоконравственным – значит быть свободным душой». Немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше говорил о том, что постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестанно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям человек не может быть свободен душой.