В данной работе представлены аргументы из жизни и литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Темы этого направления нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, человеческих отношениях и влиянии общества на человека. Также они касаются вопросов исторической памяти и роли личности в истории, позволяют задуматься о славе и бесславии, о народном подвиге, о своем вкладе в развитие и защиту родины.
Проблема
Значение семьи, общества и Отечества в жизни человека.
Отношение автора к проблеме
У каждого человека в сердце должно быть место для Родины. Ведь Родина – это не просто слова, это наш дом, наша жизнь, и всё, что дорого и близко нашей душе. Семья и Родина – это единое целое, и одно не может существовать без другого. Ведь воспитание любви к Родине начинается именно с семьи – самой малой, но не менее значимой ячейки общества.
Аргументы
- Семья, общество, Отечество представляют собой важнейшие ценности в жизни человека, о которых должен помнить каждый.
- Семья – это самые прочные узы, позволяющие всегда найти опору и поддержку.
- Отечество – это родной край, границы которого ты не можешь определить лично для себя, но с которым ты чувствуешь непрерывную духовную связь.
- Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.
- Общество определяет характер человека, ведь он с детства усваивает модели поведения, принятые в его окружении.
- Общество формирует нравственные и этические принципы, по которым живут люди.
- Только благодаря поступкам можно понять, как человек относится к своей Родине.
- Патриотизм — это активная гражданская позиция, которая подразумевает под собой поступки, а не красноречивые слова о Родине.
- Родина у человека одна и дана она ему при рождении.
- Военное время по-настоящему показывает, как человек готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради сохранения своей Родины, ради борьбы за ее существование и существование ее традиции.
Эпитеты к слову «семья»
Счастливая, дружная, любящая, заботливая, большая, спортивная, надёжная, бедная, богатая, многодетная, бездетная, здоровая, сплочённая шумная, сплоченная, собственная, чужая, гостеприимная, образцовая, патриархальная, идеальная, провинциальная, интеллигентная, бережливая, беспечная, зажиточная, маленькая, малоимущая, небольшая, состоятельная, трудолюбивая, хозяйственная, безупречная, беспутная, благополучная, благоприличная, благопристойная, благоразумная, добропорядочная, жадная, заботливая, замкнутая, затворническая, конфликтная, крепкая, неблагополучная, неприветливая, неприятная, непутевая, нескладная, несчастная, обывательская, открытая, праведная, приветливая, радушная, скандальная, склочная (разг.), скромная, строгая, трудная, честная, городская, дворянская, крестьянская, аристократическая, королевская, уважаемая, приличная, порядочная, почтенная, полноценная, нормальная, консервативная, традиционная.
Эпитеты к слову «общество»
Аристократическое, акционерное, образованное, благовоспитанное, благородное, благотворительное, буржуазное, потребительское, блестящее, большое, буйное, великосветское, веселое, воспитанное, высшее, грязное, капиталистическое, жестокое, безразличное, требовательное, столичное, придворное, просвещенное, дамское, дурное, женское, живое, избранное, первобытное, ученое, социалистическое, развитое, организованное, тайное, уважаемое, изысканное, интеллигентное, культурное, мещанское, многочисленное, модное, мужское, некультурное, неприятное, нехорошее, отборное, пестрое, средневековое, современное, демократическое, провинциальное, плохое, традиционное, справедливое, закрытое, примитивное, порядочное, привычное, приличное, приятное, пустое, разнородное, светское, серое, скучное, случайное, сомнительное, тесное, тусклое, узкое, фешенебельное, холостое, холостяцкое, хорошее, цивилизованное, честное, чистое, широкое, шумное.
Эпитеты к слову «Отечество»
Великое, бескрайнее, большое, могучее, настоящее, милое, единственное, необъятное, многонациональное, многострадальное, покинутое, потерянное, прекрасное, свободное, обширное, собственное, историческое, исконное, подлинное, родное, непобедимое, благословенное, святое, достойное, процветающее, славное, дорогое.
Синонимы к слову «семья»
Семейство, род, династия, родственники, близкие, поколение, фамилия.
Синонимы к слову «общество»
Люди, блок, коалиция, объединение, организация, союз, народ, человечество, окружение, свет, класс, нация, команда, среда, круг, толпа, сообщество, сословие, коллектив, окружающие люди.
Синонимы к слову «Отечество»
Родина, Отчизна, страна, отчий край, родная сторона, родная земля, родной край.
Примеры из художественной литературы
1.Л.Н. Толстой «Война и мир»
Одной из главных тем в романе-эпопее «Война и мир» является тема семьи. Л.Н. Толстой в своем произведении представил три семьи и их семейные ценности. Так, читатель знакомится с Ростовыми, Болконскими и Курагиными. Эти семьи совсем не похожи друг на друга. Однако судьбы героев тесно переплетаются.
Семью Ростовых можно назвать одной из самых образцовых семей. Ростовы придерживаются таких семейных ценностей, как взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, милосердие, гармония человеческих отношений. Кроме этого, для семьи Ростовых патриотизм не является пустым звуком. К примеру, Николай Ростов добровольно записался в военный полк, чтобы защитить народ. Его сестра Наташа решила отдать подводы раненым и пожертвовать своими вещами. Граф и графиня Ростовы отдали свой дом под нужды раненых. А самый младший член этой семьи – Петя и вовсе погибает за Родину. Без сомнений, лишь воспитание и личный пример родителей сделали детей Ростовых достойными гражданами своей страны, поэтому семья во многом определяет жизненные ценности личности.
В каждом доме есть свои ценности и приоритеты, которые передаются из поколения в поколение. Так, в семье Болконских царит строгий порядок и военная дисциплина. По мнению Николая Болконского, деятельность и ум представляют собой главные добродетели, поэтому его дети с ранних лет посвящали большую часть своего времени обучению и саморазвитию. Причем их не нужно было заставлять, Марья и Андрей Болконские старались заслужить одобрение отца, уважая его мнение. Отношения в семье Болконских были построены на полном подчинении воле отца. В современном мире подобное положение дел может показаться слишком авторитарным, но в то время результат оправдывал методы: дети Николая Андреевича многого добились в жизни благодаря усвоенным урокам. Андрей Болконский показал себя настоящим патриотом, который пожертвовал своей жизнью ради будущего родной страны. А Марья проявила милосердие, доброту, силу духа и мудрость, что в итоге помогло ей создать счастливую и крепкую семью.
Однако не все семьи в романе достойны уважения. Семья Курагиных прямо противоположна двум предыдущим родам. Для членов семьи Курагиных не существовало никаких моральных ориентиров. Их ничего не интересовало, кроме тщеславия и наживы. Глава семьи, князь Василий, за внешним лоском прячет прогнившую натуру алчного, насквозь фальшивого человека. Главное для него – это деньги и общественное положение, поэтому он предпочитает заводить полезные знакомства, а семью воспринимает как обузу.
Его дети ничем не уступают отцу: внешне привлекательные, поверхностно умные и успешные в обществе молодые люди на деле – пустые и уродливые душой. Элен Курагина была самодовольной и расчетливой, Ипполит был глупым и лицемерным, а Анатоль – жестоким, беспутным и подлым. Они ничего не видят и не замечают из-за собственного эгоизма и жажды наживы. Можно сказать, что семья Курагиных была построена на пошлости, развратности и лжи. Поэтому дети унаследовали плохой пример родителей и разделили их судьбу. Для автора эта семья – олицетворение темной стороны «светского мира», которую сам автор презирал всей душой.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что тема семьи является одной из главных тем знаменитого произведения Льва Николаевича Толстого. Автор мастерски показал, как воспитание героев влияет на их дальнейшее мироощущение, отношение к людям и духовным ценностям.
2. Л.Н. Толстой «Детство»
Семейные ценности занимают важное место в творчестве Л.Н. Толстого. «Мысль семейная» зародилась еще в первой его повести «Детство». Это особенное произведение. «Детство» написано от первого лица в жанре автобиографической повести. За основу взяты воспоминания детства автора, который наделил героев свойствами характера и чертами, близкими членам его семьи. Направление произведения – реализм. В повести описывается жизнь дворянской семьи, ее нравы, даже бытовые зарисовки передают действительную обстановку, характерную для начала 19 века.
Отличительной особенностью сюжета является то, что внимание автора по большей части обращено на внутренний мир героя, а не на внешние события. Главный герой вспоминает о счастливых годах своего детства, которое сыграло ключевую роль в развитии системы его ценностей. Все дело во взаимоотношениях в кругу семьи: если ребенок наблюдает взаимное уважение по отношению друг к другу, заботу и любовь, то он будет стараться следовать родительскому примеру, когда станет взрослым.
Николеньке Иртеньеву посчастливилось расти в хорошей семье с любящими родителями, братом и сестрицей. Он отличался от других детей: был очень чувствительным, подмечал детали, которые раскрывали сущность человека. Николенька долго анализировал свои и чужие поступки. Чувствовалось, что мальчик был одаренным, но лучшие стороны его характера в то время только формировались, поэтому он, как и все дети, часто ошибался, но всегда потом осознавал, что был не прав.
К примеру, Николенька был склонен к обидчивости из-за своей ранимой натуры. Так он затаил небольшую обиду на учителя, который прихлопнул муху над его головой. Мальчик думал, что Карл Иванович специально надоедает ему, подшучивает, но потом понял, что этот добрый старик любит его и герою стало стыдно за себя. Было стыдно Николеньке и тогда, когда он не осмелился заступиться за мальчика, над которым издевался приятель Сережа. Главный герой тогда не смог противостоять несправедливости, но навсегда запомнил урок.
Прежде всего, влияние на формирование личности Николеньки оказала его семья, особенно мама, ставшая для него идеалом женщины. Наталья Николаевна была доброй и неконфликтной женщиной, окружила любовью и заботой свою семью. Несмотря на то, что отец Николеньки имел пагубные пристрастия, она не устраивала скандалы, не старалась исправить мужа, а просто принимала его таким, какой он есть.
В представлении Л.Н. Толстого большинство крепких семей держалось именно на таких мудрых женщинах. Наталья Николаевна научила своего сына жить ради других, принимать людей такими, какими они есть, помогать слабым. Отца Николеньки нельзя назвать идеальным человеком, но и он был дорог мальчику.
Главный герой жаждал его одобрения, хотел угодить отцу, который заботился об образовании и воспитании своих детей. Заботясь о будущем мальчиков, Петр Александрович принимает решение отвезти сыновей в Москву, где те продолжат учебу. Это было хорошим шансом для ребят не просто приобщиться к науке, но и к светской жизни. Однако главный герой сильно переживает по поводу предстоящего отъезда, ведь придется оставить маменьку и других близких ему людей. Наталья Николаевна тоже грустит, но, как и положено хорошей жене, не оспаривает решение своего мужа.
В своем произведении Лев Николаевич хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
3. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
«Господа Головлёвы» является одним из самых правдивых романов русской литературы, написанным Салтыковым-Щедриным в конце 19 века. В основе произведения лежит мораль «разложившейся» семьи и отсутствие подлинных человеческих ценностей. Все главные герои произведения предстают перед читателем в тот момент, когда подводится итог их жизни. Таким образом, становится понятно: с чем человек пришёл в этот мир, как жил, и что он после себя оставил.
Автор в своем романе решил наглядно показать к чему может привести отсутствие взаимопонимания, любви и наличие деспотизма в семье. Также ничего хорошего не стоит ожидать в будущем, если все свои силы тратить лишь на заработок и преумножение капитала, не уделяя при этом должного внимания самому дорогому – детям. Именно так и обстояли дела в богатом семействе Головлёвых.
Ключевой фигурой в этой семье является Арина Петровна. Она предстает как жадная, властная женщина шестидесяти лет, которая привыкла, что все живут по ее правилам. Хозяйка имения живёт уединённо, расчётливо, с соседями отношений не поддерживает. У нее требовательный, непримиримый характер, а присущая ей строптивость и жестокость приводит к тому, что ни один человек не может ей противостоять, и достойно ответить. Даже от собственных детей Арина Петровна требует полного послушания.
Глава семейства Владимир Михайлович Головлёв отличается безответственным, легкомысленным нравом. По жизни, он бездельник и для него главное, чтобы его никто не беспокоил. Часто запираясь у себя в кабинете, он подражал пению скворцов, петухов и волочился за крепостными девками. Такой человек не мог стать достойным мужем для Арины Петровны. Она быстро устала от его безразличия и нежелания принимать участие в делах семьи. При живом муже она не чувствовала себя ни женой, ни вдовой.
В браке родилось четверо детей: три сына и дочь. Со временем, между взрослыми детьми и матушкой устанавливаются прочные денежные отношения. Их не интересовал ни физический труд, ни умственный, поэтому они не могли отыскать свой путь. Жизнь наследников Головлёвых проходила в сфере потребления и питания. Еда служила показателем отношений, темой воспоминаний, размышлений и домашних сцен. Дети оказались не приспособленными к жизни. Получив родительское благословение, они были отправлены в столицу, но никто из них так и не выбился в люди. Старший сын, получив в наследство дом в Москве, прожил в нём пять лет, а затем стал играть в карты и разорился. Дом был продан за долги, и приличного годового дохода хватило ему ненадолго. Дочь сбежала с корнетом, вышла замуж, однако деревушка в тридцать душ с усадьбой и небольшое пособие не принесло ей счастья. Через два года корнет сбежал, оставив жену с двумя детьми. От болезней дочь скончалась, и круглые сироты остались у бабушки.
Так или иначе, но ни у кого из семьи Головлёвых жизнь не сложилась. Семья рушилась. С каждой главой умирал новый персонаж. Никто не мог долго выдерживать натиска, престарелой Головлевой. На протяжении всего романа, показана разрушительная связь этого семейства. Деспотизм, подавление личности младших, система суровых запретов и ненависть по отношению друг к другу – основа их существования. Под конец романа нас встречает «опустевшая» тишина и ползущие по дому тени. Потрясает сцена с душами покойной матери и давно умерших слуг. Отвернувшись от жизни, герои романа общаются с призраками.
Семейная сага заканчивается на печальной ноте. Сыновья Головлёвых не сумели удержать уровень благосостояния в своих руках, и не взяли от маменьки тех качеств, которые нужны были по жизни. Мать умерла окутанная со всех сторон праздностью, пустословием, а единственно оставшийся сын спился. При помощи такой развязки Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше.
4. М. Горький «Старуха Изергиль»
«Человек становится человеком только среди людей» — эту истину мы знаем с детства, ведь отправляемся в различные социальные институты (детский сад, школа, вуз) не только ради знаний, но и ради того, чтобы научиться держать себя в обществе и находить общий язык с коллективом. Без этого личность никогда не сможет развиваться гармонично, что подтверждают многие примеры из художественной литературы.
К примеру, в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Данко становится идеалом человека, помогая своему племени выбраться из леса. Эта помощь стоит ему жизни, ведь он вырывает сердце из груди и несет его, как факел, освещающий тьму. После успешного освобождения из чащи герой погибает, зато процветает его народ, нашедший место для славного жилища. Мы восхищаемся подвигом отважного юноши и недолюбливаем его вечно сомневающееся и ворчащее племя. Однако именно в нем, только в нем, Данко смог реализовать свой потенциал. Его личность сформировалась не без влияния соплеменников, он полюбил их, значит, было, за что. За них он идет на смерть, но если бы их не было, молодой человек никуда не пошел бы, а прожил жизнь единственно для себя, и мы бы уже им не восхищались.
Данко — пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.
Противоположный пример мы можем увидеть в этом же рассказе. Рассказывая историю Ларры, автор предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях. И все же, он человек, хоть и рожден от союза женщины с орлом. Вероятно, от такой наследственности он изначально был не похож на остальных людей, был гордым, безнравственным и жестоким, как и его отец. Поэтому перед ним стоял внутренний выбор, обусловленный конфликтом звериного и человеческого начал, а именно: ему предстояло принять решение – преодолеть свое порочное естество и жить в ладу с обществом или потворствовать инстинктам и отказаться от морали. Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой наказание – изгнание. Племя знало, что вдали от людей Ларра окончательно утратит человеческие черты, и уже не будет разрываться между двух огней, а, значит, больше никто от него не пострадает. Очевидно, что гуманность и человечность свойственны именно племени, а не тому, кто вычеркнул себя из него.
Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, оставшегося свободным, как отец его, обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек — существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне социума.
Таким образом, только общество может помочь личности обогатиться и стать полноценной, а вот изгнание является для нее худшим наказанием, ведь изоляция от людей – это тоже смерть человека, но духовная, нравственная и интеллектуальная, а не физическая гибель. По сути, без социума индивидуум уже не живет, а существует.
5. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
«Горе от ума» – социально-политическая комедия. Грибоедов описал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В чем же раскрывается основной конфликт? И почему проблема взаимоотношения человека и общества актуальна и в наши дни? В основе сюжета лежит вечная борьба старого и нового, которая с особой силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, радикально настроенными людьми «века нынешнего» и ярыми крепостниками, не желающими ничего менять, представителями «века минувшего».
Отдельное внимание автор уделяет в комедии фамусовскому обществу. Что с ним не так? Ответ мы находим в жизненных устоях и привычках его представителей.
Это общество испорчено. Люди, из которых оно состоит, подвержены традициям своих предков. Эти люди глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов. Все новое им чуждо, они стремятся уничтожить вольнодумство, в учении не видят смысла. Что больше всего ценит в людях фамусовское общество? Происхождение, материальное благосостояние, карьерный рост, число крепостных душ. К службе они относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу», уважают лесть и низкопоклонство. Почему Софья, будучи образованной девушкой, с сильным и независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой – использует свой острый ум для лжи, а любовь дарит недостойному человеку? Общество сделало ее такой, навязало свои устои. Оно заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества, подстраивает под себя, меняет, внушает свои идеалы. Для фамусовского общества привычно праздное существование, его интересы узки, распространяются лишь на сплетни да внешний вид. Такая жизнь прочно укрепилась в обществе, тверды его принципы. Но кто же противостоит традиционным устоям?
В роли борца с фамусовским обществом выступает Александр Андреевич Чацкий – представитель нового мыслящего русского дворянства, боец-декабрист, романтик. Чацкий борется против укоренившихся устоев московских крепостников, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами. Чацкий ответственно готовится к общественной жизни, он образован, умен, видит своё предназначение в служении народу, хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Но почему же он не находит себе места в родном городе? В попытке повлиять на представителей фамусовского общества, Чацкий понимает, что не сможет нарушить привычный уклад жизни этих людей. Чацкий любит Родину, но не «государство царей, помещиков и чиновников», он не привык заискивать и преклоняться перед вышестоящим чином: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкому не удается изменить фамусовское общество, но это не сломило его, он не отказался от своих убеждений и не перестал верить в лучшее.
Таким образом, автор подводит нас к мысли, что человек – хозяин своей судьбы и своего места в обществе. Каждый из нас способен, подобно Чацкому, сделать шаг навстречу переменам, принести свой вклад в развитие государства, повлиять на его будущее. Каждый из нас может изменить общество к лучшему, но начинать нужно с самих себя.
6. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В своей лирике Н.А. Некрасов сумел выразить беззаветную любовь к Отечеству, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании. Автор сумел отобразить прекрасные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» появляется в конце творческого пути писателя. Это его самое сложное произведение. В нем поэт-революционер сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком. Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал все недовольство реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу. В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». Счастье народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.
Сомнительно счастье молодого плечистого каменотеса, встающего до солнышка и работающего до полуночи, счастье каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, счастье бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?
Люди считали счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье — в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей.
Крепостное право отменено, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. В нем уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли.
Примеры из жизни
1. Семья – это то, с чего все начинается. Семья для человека всегда была источником самого необходимого – любви, заботы, защиты, знаний об окружающем мире. Именно в семье ребенок появляется и растет. Родные люди поддерживают его всю жизнь. Раньше просто представить себе нельзя было, чтобы у человека не было семьи. Это отразилось в народной мудрости, достаточно вспомнить поговорку о том, что один в поле не воин. Времена изменились, но люди по-прежнему считают семью важной частью своей жизни. Им хочется держаться вместе, даже если при этом появляются сложности. Какую же роль играет семья в жизни человека, почему имеет такое значение, зачем создается и от чего зависит ее благополучие?
В жизни каждого из нас семья – это люди, с которыми мы встречаемся в первый раз в своей жизни. Именно в семье человек проводит свои первые годы, на протяжении которых набирается навыков и на протяжении которых формируются нормы поведения человека. Просто создать семью недостаточно, нужно уметь правильно воспитать своих детей, сохранять в семье тепло и любовь. Семья должна являться опорой для каждого человека. Для человека не должно быть лучше общества, чем семья. В трудные моменты в своей жизни человек всегда должен иметь тех людей, которые смогли бы ему помочь, дать совет и просто поддержать. И даже если у человека нет биологических родителей и родственников, их смогут заменить другие люди, ставшие близкими на протяжении жизни.
Одной из основных функций семьи всегда было и остается рождение и воспитание детей. К сожалению, в современном обществе в семьях часто встречается такое, что родители отстраняют себя от процесса воспитания детей. В лучшем случае воспитание перекладывается на бабушек, нянь, воспитателей детского сада, в худшем – заменяется мобильными телефонами, планшетами и компьютерами. Это приводит к тому, что ребенок отдаляется от природы и общения, в результате чего становится одиноким и закрытым. Дети, обделенные вниманием, приобретают психические расстройства и чаще всего бывают несчастны.
Отношения между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, отношение к ребенку – это всё создает среду для нравственного формирования личности. В процессе формирования личности именно семья играет важнейшую роль. С рождения у ребенка формируются черты характеры, привычки и нормы поведения в обществе. Поведение ребенка, его характер напрямую зависит от отношений и обстановки в семье, в которой он растет. Чтобы вырастить творческую, культурную и высоконравственную личность, родители должны подавать хороший пример своим детям, делиться с ними опытом и знаниями, ну и конечно же, делиться добротой и любовью. Именно в семье закладываются основы личности. Всё приобретенное в семье, человек проносит через всю свою жизнь.
Таким образом, именно семье принадлежит основная роль в формировании нравственности человека. Семья создает личность, но может и разрушить её. Между родителями и детьми должны быть добрые и теплые отношения. Отношение человека к миру, его взгляды на жизнь, его отношение к людям напрямую зависит от отношений в семье, от обстановки, в которой воспитывался человек.
2. Любовь к своему Отечеству проявляется, прежде всего, в патриотизме. Истинным патриотом своего дела и своей родины был начальник службы пожаротушения столичного управления МЧС России Евгений Николаевич Чернышёв. Евгений Николаевич родился в г. Москва 31 августа 1963 года. После окончания московской средней школы Евгений Николаевич в 1981 году поступил в Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР. Окончив училище, был распределён для дальнейшего прохождения службы инструктором профилактики в военизированной пожарной части. С 1987 года проходил службу в Московском гарнизоне пожарной охраны. В 2002 году возглавил службу пожаротушения Главного управления МЧС России по городу Москве.
Евгений Чернышёв выезжал на самые тяжёлые и сложные пожары в столице. На его счету в должности руководителя службы пожаротушения более 250 крупных пожаров, десятки спасённых жизней. В 2000 году участвовал в тушении пожара на Останкинской башне, в 2006 году руководил тушением пожара в Главном здании МГУ им. М.В. Ломоносова.
Профессионализм и мужество Чернышёва не раз были отмечены руководством. Евгений Николаевич был награжден орденом «За личное мужество», медалями «За отвагу» и «За отвагу на пожаре».
Чернышева помнят как невероятно харизматичного, доброго и отзывчивого человека, настоящего профессионала своего дела. Увлеченный профессией, он постоянно читал, записывал, учился, интересовался техническими новинками. Евгений Николаевич пользовался безграничным уважением коллег, был примером для других. В среде огнеборцев столицы за ним закрепилось почетное звание «тушила».
20 марта 2010 года на севере Москвы в бизнес-центре по 2-й Хуторской улице, 38, произошёл пожар. Огонь охватил 4 этажа пятиэтажного здания. На момент прибытия первых пожарных огонь бушевал на первом этаже на площади 300 квадратных метров, после чего в считанные минуты перекинулся на пятый этаж по обшивке стен и по вентиляции, а оттуда — на нижние этажи. В итоге общая площадь возгорания составила 800 квадратных метров. Евгений Чернышёв лично вывел на улицу группу людей, а затем вернулся в здание. По рации Чернышёв сообщил, что у него заканчивается кислород в дыхательном аппарате. А потом в помещении, где он находился, обрушилась кровля, и он погиб под её обломками.
Имя Е.Н. Чернышева увековечено. Им названа 13 пожарная часть Московского управления МЧС, пожарно-спасательный катер, улица, теплозащитный экран «Согда» 1В. Также имя Героя Российской Федерации Чернышева Е.Н. присвоено ГБОУ «Школа № 1592» г. Москвы, а также кадетским классам: «Пожарный кадет» ГБОУ СОШ № 4 им. В.П. Глушко г. Байконура и ГБОУ «Школа № 2120» г. Москвы.
В августе 2013 г. у здания 13 специализированной пожарной части была открыта Аллея Памяти и установлен постамент памяти, посвященный Евгению Чернышеву. В этом же году памяти Героя была выпущена почтовая марка «Герой России Е.Н. Чернышёв».
Народная мудрость
- «Семья в куче – не страшна и туча». Данная пословица означает то, что для дружной семьи любые неприятности не страшны.
- «Вся семья вместе, так и душа на месте». Суть пословицы заключается в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, особенно когда далеко друг от друга.
- «В семье разлад, так и дому не рад». Смысл данной пословицы заключается в том, что когда в семье не ладится, когда родные люди не находят общего языка, а только ссорятся и скандалят, тогда и идти в такой дом нет никакого желания.
- «Муж и жена – одна сатана». Эта пословица означает, что муж и жена похожи друг на друга в поведении, образе мыслей и во многом остальном. Члены одной семьи часто не только действуют, но и думают одинаково, а супруги, долго живущие вместе, становятся даже внешне похожими друг на друга.
- «На весь мир не угодишь». В этой пословице говорится о том, что невозможно угодить всем, чтобы ты не делал, поэтому нужно всегда оставаться самим собой, не забывать о своей индивидуальности.
- «Если вздохнуть всем народом, – ветер будет». Смысл данной пословицы заключается в том, что сила народа в его единстве. Когда люди объединяются – они способны на многое.
- «Земля народом сильна». В этой пословице идет речь о величии народа. Наши предки гордились своим происхождением и пытались отразить исторический опыт своего народа в пословицах и поговорках.
- «Человек без народа, что дерево без плода». Смысл этой пословицы заключается в том, что жизнь человека теряет смысл, если он утратил единство со своим народом.
- «Где родился, там и пригодился». В данной пословице говорится о том, что человеку совсем не обязательно покорять другие города и страны, для того чтобы чего-нибудь добиться. Можно с таким же успехом совершать и на родной земле добрые дела, работая на благо общества.
- «Человек без Родины – соловей без песни». Смысл этой пословицы заключается в том, что человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может, так и человек не может без Родины.
Афоризмы
- «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной». Итальянский поэт и филолог Уго Фосколо говорил о том, что семья и родина – главное утешение человека в этом жестоком мире.
- «Человеческое общество… похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется, не умолкает…» Русскому социологу и культурологу П.А. Сорокину общество напоминало волнующееся море, а люди – волны, которые постоянно сталкиваются.
- «Общество – как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни». Американский философ Джордж Сантаяна считал, что человек не может жить без общества, как без воздуха, но и о своей индивидуальности забывать не нужно.
- «Можно не любить и родного брата, если он дурно человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования». Русский литературный критик и публицист В.Г. Белинский писал о всепоглощающей любви к Отечеству. Он считал, что человек обязан любить свое Отечество таким, какое оно есть и делать все для его усовершенствования.
- «Все дороги ведут к людям». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что человек всегда будет стремиться к обществу, к общению с другими людьми. По его мнению, без общества очень трудно жить, в одиночестве человек начинает деградировать.
- «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один». Английский философ Уильям Блэкстоун утверждал, что предназначение человека заключается в том, чтобы быть частью общества. По его мнению, люди не способны жить в одиночестве.
- «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Римский философ Луций Анней Сенека сравнил общество со сводом камней, который держится только благодаря тому, что каждый камень (человек) поддерживает друг друга. Только сообща люди могут создать что-то значительное и величественное.
- «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Французский писатель и философ эпохи Просвещения Шарль Луи де Монтескье говорил о важности личного примера. По его мнению, невозможно привить детям любовь к родине, если родители сами не испытывают такого чувства.
- «Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Русский литературный критик и публицист В.Г. Белинский считал, что в основе любви к Отечеству должна лежать любовь ко всему человечеству. По его мнению, невозможно любить свою родину, если не любишь все человечество.
- «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все». Французский революционер Максимильен Робеспьер, посвятив всего себя защите интересов народа, мог с уверенностью говорить о том, что истинный патриот должен сделать для своей родины все, что в его силах.