Аргументы: «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» из жизни и литературы

Аргументы: «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» из жизни и литературы Банк аргументов

Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы для итогового сочинения по направлению: «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина». Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», о личной ответственности, о счастье и долге, о сложном выборе, о социальной несправедливости. Также можно поделиться собственным мнением относительно виденья причин общественных пороков, предложить способы борьбы с ними, отметить то, что необходимо помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы.

Проблема

Какие права и обязанности есть у гражданина страны?

Что нужно сделать, чтобы в России люди жили лучше?

Отношение автора к проблеме

Понятие счастья весьма неопределенное. Нельзя точно дать определение этому слову, ведь для каждого счастье своё: кому-то нужно иметь много денег, кому-то любящую жену и здоровых детей, кому-то — верных друзей, а кто-то мечтает путешествовать и исследовать целый мир. В целом понятие счастья люди определяют для себя сами, исходя из своих жизненных целей и устремлений.

Однако каждый человек при рождении становится гражданином своей страны, со стороны которой он получает защиту своих прав и свобод. И настоящий гражданин думает не только о своем личном счастье, но и о счастливом будущем своей страны. Думает, чем он может быть полезным и что может сделать, для того чтобы его Родина процветала.

Быть гражданином — значит уважать свою землю, чтить законы своего государства, отстаивать его честь, брать на себя ответственность за будущую судьбу своего Отечества. 

Аргументы

  1. У человека может быть как активная гражданская позиция, так и полная ее отсутствие.
  2. Истинный гражданин действительно переживает за свою страну и ее будущее.
  3. Истинный гражданин действительно любит страну, в которой живет, не забывает историю своих предков, не закрывает глаза на происходящую несправедливость и всегда готов помочь своим согражданам. 
  4. Проблемы существуют всегда и в любом государстве. 
  5. Гражданин обязан даже ценой своей жизни защищать свою Родину.
  6. Прежде всего, нужно воспитывать себя как личность и тогда, неизбежно, ты будешь хорошим гражданином.
  7. Россия — великая и необъятная страна, которую каждый гражданин должен любить и уважать.
  8. Гражданин – это тот человек, который является частичкой своей страны, и всячески пытается поднять ее на высший уровень развития.
  9. Каждый гражданин должен знать историю своего государства, и чтить его память.
  10.  Каждый человек вкладывает в слово «Родина» что-то свое — близкое, родное и многозначащее. 

Эпитеты к слову «гражданин»

Среднестатистический, именитый, полноправный, почётный, рядовой, сознательный, образцовый, порядочный, состоятельный, честный, уважаемый, примерный, респектабельный, честной, полноценный, бдительный, израильский, равноправный, свободный, почтенный, обыкновенный, достойный, полезный, мирный, неизвестный, ответственный, простой, отдельный, обычный, солидный, подозрительный, пожилой, средний, любой, выдающийся, польский, приличный, взрослый, истинный, видный, плохой, богатый, идеальный, частный, скромный, добрый, незнакомый, великий, юный, будущий, данный, хороший, настоящий, английский, дорогой, иной, другой, молодой, первый, современный, новый, второй, высокий, лояльный, странный, последний, дееспособный, единственный, благонадёжный, благонамеренный, совершеннолетний, законопослушный, добропорядочный, советский.

Эпитеты к слову «Русь»

Киевская, северо-восточная, языческая, юго-западная, средневековая древняя, литовская, святая, северо-западная, православная, московская, новгородская, тогдашняя, боярская, феодальная, многострадальная, бродячая, южная, библейская, славянская необъятная, северная, западная, объединённая, остальная, великая, малая, восточная, христианская, далёкая, крестьянская, могучая, единая, старая, будущая, родная, деревенская, бывшая, нынешняя, историческая, бедная, новая, современная, настоящая, удельная, допетровская, исконная, необъятная, потерянная, далекая, многонациональная, страдающая, любимая, первоначальная, бывшая, милая, славная, духовная, подлинная, древняя, бескрайняя, прежняя, истинная, могучая, прекрасная, настоящая, обширная, собственная, свободная, единственная, большая, огромная, непобедимая.

Синонимы к слову «гражданин»

Горожанин, житель, обыватель, патриот, мещанин.

Синонимы к слову «Русь»

Россия, Родина, Отечество, отчизна, колыбель, мать, родная земля, родная страна, родная сторона, родные места, отчий край.

Примеры из художественной литературы

1. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Из «Повести о настоящем человеке» Б.Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. В основе драматической истории – реальные факты.

Самолет Мересьева во время воздушной битвы был сбит над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Он оказался в 35 километрах от линии фронта. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от голодного медведя. Три долгие недели он пробирался по лесу к ближайшему поселению. Часть пути ему пришлось даже передвигаться ползком, а когда руки перестали его держать, перекатываясь с боку на бок. Летчику сразу же оказали посильную помощь, но он слишком долго находился в немыслимых условиях с серьезными ранениями. Когда Алексей попал в городской госпиталь, ему ампутировали ноги, так как спасти их надежды не оставалось.

После ампутации Мересьев ушел в себя. Жизнь для него казалось законченной, ведь он с детства мечтал стать летчиком. Однако вскоре к нему в палату подселили тяжело контуженного комиссара, который смог заставить Алексея поверить в то, что он сможет летать без ног. После прочтенной статьи о летчике времен Первой Мировой войны, поручике Валериане Аркадьевиче Карпове, который, лишившись ступни, научился управлять самолетом, Мересьевым овладела жажда жизни и деятельности. Он стал ежедневно проделывать разработанный им же комплекс упражнения для ног и, несмотря на сильнейшую боль, постепенно увеличивал время зарядки.

Летом Мерьсьев получил протезы и стал осваивать их с уже ставшим обычным упорством. Через год его выписали. Вскоре герой, проявивший удивительную силу характера, вновь садится за штурвал истребителя. Он смог вернуться в армию, а также совершить настоящий подвиг. При этом сам Мересьев признался, что только любовь к Родине дала ему силы выжить и вернуться в строй, показав себя достойным сыном своей земли. За 1943-1945 годы он сбил пять немецких самолетов и получил звание Героя Советского Союза. Алексей Мересьев был «настоящим советским человеком».

2. А.Н. Островский «Гроза»

Люди в России будут жить лучше, если общество избавится от вредоносных предрассудков, ханжества и консерватизма. Эту закономерность продемонстрировал Островский. Быт и нравы Калинова портят такие лицемерные самодуры, как Дикой и Кабаниха. Они тиранят домочадцев, распространяют ложные сведения и клевету, не дают городу развиваться. Эти герои игнорируют закон, светский и нравственный, но при этом создают видимость религиозности и честности.

Когда единственный представитель новых взглядов механик Кулигин предлагает решить проблему с пожарами и ударами молнии громоотводом, методом современным и надежным, Дикой высмеивает его и полагается на древние предрассудки об Илье Пророке. Пусть все горит, пусть люди гибнут, зато стародавние истины не утратят власти. Лидеры мнений в Калинове — это алчные и корыстные странницы, которые пропагандируют ересь и невежество, лишь бы им дали больше подаяний. А за честный труд там не платят. Борис не получает ни наследства, ни даже зарплаты у Дикого. А.Н. Островский хотел показать, что России необходимо избавиться от Диких и Кабаних, от их вредоносной и устаревшей морали «Домостроя», от суеверий мошенников, для того чтобы жизнь наладилась и стала более справедливой.

3. Н.В. Гоголь «Шинель»

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» поднимаются многие социальные проблемы.
Так, при помощи образа «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина раскрывается проблема бедности. Шинель главного героя полностью изнашивается, но он не может позволить себе сразу же купить новую, поскольку у него не хватает для этого средств. Башмачкину приходится копить необходимую сумму долгое время, и он экономит для этого даже на еде и свечах.

Автор заставляет задуматься над следующим вопросом: если Башмачкин, будучи чиновником, имел небольшой оклад, то какими денежными средствами обладали крестьяне? В повести Н.В. Гоголем были обличены пороки чиновничье-бюрократического общества. Новую шинель Башмачкина, которая занимала в его жизни самое важное место, украли на улице Петербурга прямо рядом с местом, где служил будочник, который не видел, как совершается преступление. «Значительное лицо», которое должно служить на благо народа, совершенно равнодушно отнесся к несчастью Башмачкина, ничего не сделав для того, чтобы найти украденную шинель. Автор показывает, что безымянное «значительное лицо», которое было собирательным образом власти, не хотело раскрывать преступление, добиваться справедливости и наказывать виновных. Ему не было дела до того, что Башмачкин будет ходить по морозному Петербургу без верхней одежды, на которую он потратил все свои денежные средства.

Поднимая проблему личности и власти, Н.В. Гоголь осуждает представителей власти. Автор показал, что власть равнодушна к обычным гражданам. Представители власти думают лишь о собственных интересах, на что указывает тот факт, что после того как призрак Башмачкина украл у «значительного лица» шинель, полиции было дано распоряжение поймать мертвеца и «жесточайшим» образом его наказать.

Таким образом, можно сделать вывод, что заниматься поимкой реальных преступников, которые украли у Акакия Акакиевича шинель, никто не хотел, а расследованию преступления «мертвеца» было уделено должное внимание. То, что Башмачкин, который демонстрирует активную гражданскую позицию лишь после смерти, становится призраком и крадет верхнюю одежду у «значительного лица» и других высокопоставленных лиц, является своеобразным возмездием власть имущим за их равнодушие, отсутствие сочувствия и сострадания к простому народу.

4. Б. Васильев «Завтра была война»

В чем проявляется свобода гражданина и его ответственность? Герои повести Б. Васильева — девятиклассники, заканчивающие школу. Они дружны, весело проводят свободное время, учатся, как и все. Им выпало нелегкое время: они находились на пороге войны. Но чистые души ребят были полны веры в справедливость. Когда по доносу арестовывают отца их одноклассницы, они не могут поверить, что это правда. Самоубийство Вики, дочери арестованного, становится для них страшным ударом. И когда Люберецкий возвращается домой после допросов, ребята, несмотря на уговоры взрослых, все вместе приходят к нему, «врагу народа». Для них этот поступок — дело чести, они оказались более свободными людьми, чем те учителя, которые поверили в виновность инженера и стали бояться общения с ним. Очевидно, что свобода в понимании героев повести — это свобода выражения своего несогласия с несправедливостью, протеста против лжи. 
Не испугались они поддержать и исключенного из партии директора школы. Весь вечер ученики вместе с ним пели революционные песни, а он угощал их чаем и словно возвращался к жизни. Повесть не заканчивается этим эпизодом. Не случайно ее название «Завтра была война». Из последней главы мы узнаем, что все ребята ушли на фронт. И многие из тех, кто так восставал против несправедливости, которая шла от власть имущих, погибли, защищая свою Родину. Потому что эти ребята понимали: они несут ответственность за судьбу своей родной земли, они должны отстоять свою свободу и свободу всего русского народа.

5. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и вовсе нет, однако героям всё-таки удается сыскать того человека, которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны, по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.

Герои поэмы Н.А. Некрасова не просто так покидают свои дома и семьи, а для высокой цели: найти того, «кому живется счастливо, вольготно на Руси». Уже само это желание обусловлено жаждой справедливости, желанием понять, что не так в русской жизни и почему нет в ней счастья для всех. Разные судьбы различных сословий проходят перед глазами читателя: крестьянин, священник, разбойник, торговец, целая глава посвящена женской судьбе Матрены Тимофеевны.
Особое внимание привлекает судьба Савелия, богатыря святорусского, тесно связанная с поисками справедливости. История расправы с немцем—управляющим, не дававшим жизни крестьянам, стала для него точкой отсчета. Немец чувствовал свою безнаказанность и издевался над крепостными. Когда терпение народа лопнуло, вспыхнул бунт. Савелий признается, что вместе с другими бунтовщиками закопал немца Фогеля живым в землю. Затем последовала каторга, поселение, жизнь в деревне. Однако могучий дух Савелия продолжает жить в рассказе о нем. С точки зрения Некрасова, это выразитель народного понимания справедливости. Автор предупреждает: русский народ терпелив, но, когда доведен до края — беспощаден к своим угнетателям. И в основе его жизни — желание справедливости для всех: и для барина, и для каторжника, и для крестьянки.
6. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Какие качества должны быть присущи истинному гражданину Отечества? В комедии Д.И. Фонвизина, как в произведении классицизма, герои четко делятся на положительных и отрицательных. Конечно, не в Митрофанушке стоит искать идеал гражданина. Есть группа персонажей с говорящими фамилиями, в которых автор выражает свое представление о нравственных и гражданских качествах человека. Таковы Правдин и Милон. 

Как член наместничества, Правдин посещает имения помещиков и выявляет в них злоупотребления. То, чему он становится свидетелем в имении Простаковых, вызывает в герое негодование. В монологах он раскрывает свою позицию гражданина. Это и позиция самого Фонвизина. В чем же она состоит? 

Во-первых, настоящий гражданин Отечества не может оставаться равнодушным к преступлениям сильных мира сего. Так, Правдин говорит, что нельзя позволять помещикам, владеющим крестьянами, употреблять свою власть во зло. Во-вторых, наказывая виновных, следует одновременно и защищать обиженных. Правдин помогает униженным и бедствующим крестьянам. Третья черта, свойственная гражданину, — ответственное отношение к своему поприщу, к работе. Положительные герои комедии, подобно Чацкому, служат, а не прислуживаются. Они стараются быть максимально полезными на своем месте. 

В дополнение к названным чертам можно указать нравственные идеалы, которые присущи Правдину: честность, справедливость, уважение к человеку, презрение к «злонравию». Эти качества, названные писателем 18 века, в полной мере востребованы и в наши дни. 

Примеры из жизни

1. Петр Аркадьевич Столыпин

С именем русского государственного деятеля Столыпина связан целый ряд преобразований, изменивших жизнь нашей страны. Это аграрная реформа, укрепление русской армии и флота, освоение Сибири и заселение обширной восточной части Российской империи. 

Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 г. в потомственной дворянской семье. Его отец Аркадий Дмитриевич был военным человеком, поэтому семье пришлось многократно переезжать: 1869 г. — Москва, 1874 — Вильно, а в 1879 — Орел, где Петр Столыпин окончил гимназию, а после вопреки сложившейся традиции не поступил на военную службу, а был зачислен в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Там он скрупулезно изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию. Юноша отличался усердием и прилежанием, а его познания были настолько глубоки, что даже с великим русским химиком Д.И. Менделеевым во время экзамена он сумел затеять теоретический спор, вышедший далеко за рамки учебной программы.

По окончании университета Столыпин получил чин коллежского секретаря, который соответствовал X классу в Табели о рангах, в то время, как обычно, выпускники выходили из стен альма-матер в чине XIV и очень редко XII класса.

После окончания университета, Столыпин поступил на службу в Министерство внутренних дел. А вскоре попросил о переводе в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ – впоследствии аграрный вопрос станет основополагающим в его политическом курсе. Спустя всего несколько лет, в 1889 году, Столыпин был назначен уездным предводителем дворянства в Ковно и председателем Ковенского съезда мировых посредников – без его участия не решался ни один вопрос в регионе. Спустя ещё три года он становится Гродненским губернатором.

Все это время Столыпин активно занимался просвещением и образованием крестьян, а также организацией улучшения их хозяйственного быта. По его инициативе в Гродно были открыты народные училища, ремесленное училище, а также женское приходское училище особого типа. Он предлагал реформировать существующий строй, где право на образование принадлежало лишь определенным сословиям. Многие современники не понимали стремлений губернатора и даже осуждали его, и в первых рядах осуждающих находились помещики, которые критиковали его реформы и считали, что «образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…». Столыпин на это отвечал: «Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии».

В скором времени Столыпина назначают губернатором Саратовской губернии. Как только он вступил в новую должность, страну захлестнула первая революция. Начавшиеся беспорядки Столыпин встречает открыто и смело, несмотря на то, что Саратовская губерния оказалась одной из самых радикально настроенных. Он выступает перед митингующими, не опасаясь пасть жертвой толпы, жестко подавляет выступления и незаконные действия со стороны любой политической силы. Активная деятельность саратовского губернатора привлекла внимание императора Николая II, который в 1906 г. назначил Столыпина министром внутренних дел империи, а после роспуска Первой Государственной Думы — премьер-министром.

Назначение Столыпина было напрямую связано с уменьшением числа террористических актов и преступной деятельности. Были предприняты жестокие меры. Вместо малоэффективных военных судов, которые рассматривали дела о преступлениях против государственного порядка, 17 марта 1907 г. были введены военно-полевые суды. Они рассматривали дела в течение 48 часов, а приговор приводился в исполнение меньше чем за сутки после его объявления. В результате волна революционного движения спала, а в стране восстановилась стабильность.

Также Петр Столыпин издал указ о паспортах для крестьян — это уравняло их в правах с остальными сословиями Российской империи. Теперь крестьяне могли свободно менять место жительства и выбирать место учебы для своих детей. Министр говорил: «Главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила России. Их более ста миллионов».

После Столыпин начал разрабатывать масштабный проект аграрной реформы. Он предложил отдать крестьянам еще не освоенные земли Поволжья и Сибири и предоставлять в Крестьянском поземельном банке дешевый кредит на 50 лет для выкупа земли у помещиков. Так формировались рыночные условия: землю у помещиков не отбирали, а продавали наиболее эффективным собственникам.

Государственная дума не соглашалась с мерами Столыпина, она требовала отобрать земли у частных владельцев и раздать крестьянам. Постоянное противостояние законодательной и исполнительной власти мешало Российской империи выйти из кризиса после поражения в Русско-японской войне и революции, поэтому в 1906 году Николай II решил распустить Госдуму и заодно правительство. На пост премьер-министра император назначил Петра Столыпина. Став премьер-министром, Петр Аркадьевич продолжил вводить новые законы. Среди них — законы гражданского равноправия, свободы вероисповедания, отмена ограничений для старообрядцев, улучшение быта рабочих. За пять лет «столыпинских» реформ урожайность выросла на четверть, производство мяса — втрое. Увеличились площадь посевных земель, экспорт хлеба, количество закупок сельхозмашин, а население каждый год росло на три миллиона человек. Началось освоение сибирских и поволжских земель.

Следующей крупной после аграрной реформы должна была стать реформа самоуправления. Столыпин планировал создать общесословные волостные земства на основе невысокого имущественного ценза, посадить зажиточных землевладельцев и помещиков за один стол и позволить им самим решать местные проблемы.

Однако идеи Столыпина все чаще переставали получать поддержку — как у правых, так и у левых. С 1905 по 1911 год на него покушались 11 раз, и в 1911 году террористу Дмитрию Богрову удалось убить Петра Аркадьевича Столыпина в Киевском театре. Похоронили политика в Киево-Печерской лавре.

2. Иван Грозный

Одним из самых жестоких правителей в истории России является Иван IV, известный еще как Иван Грозный. Эксперты называют великого князя московского и всея Руси Ивана IV — одной из наиболее сложных и противоречивых фигур в российской истории. С одной стороны, Иван IV провёл целый ряд прогрессивных реформ, укрепил государственное единство и сделал многое для развития местного самоуправления. При нём территория Русского царства увеличилась почти вдвое, вырос уровень защищённости его южных и восточных границ. При этом Ивана Грозного обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к подданным, в репрессиях, поражении в Ливонской войне и провоцировании социально-экономического кризиса, в результате которого страна погрузилась в Смутное время. Историки, впрочем, отмечают, что фигура русского царя до сих пор воспринимается довольно предвзято.

Отец великого князя скончался от заражения крови, объявив перед смертью Ивана своим наследником, когда мальчику было всего 3 года. Пока ему не исполнилось восемь лет, власть на Руси принадлежала его матери Елене, однако через пять лет она умерла при невыясненных обстоятельствах — по одной из версий, была отравлена. Вокруг трона начались интриги. Бояре, считавшиеся опекунами малолетнего князя, развернули жестокую борьбу за власть. Это, по мнению части историков, оказало сильное влияние на мировоззрение Ивана. Согласно воспоминаниям царя, он и его брат Юрий подвергались со стороны бояр лишениям даже в одежде и пище.

В 1545 году Иван официально стал совершеннолетним и получил возможность править самостоятельно. Вскоре, как отмечают историки, он поднял вопрос о том, чтобы получить царский титул. Что привело его к этой мысли, эксперты затрудняются ответить, однако уже в 1547 году Иван Васильевич венчался на царство. В дальнейшем царское достоинство Ивана Васильевича было утверждено константинопольским патриархом и официально признано рядом европейских монархов.

Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Во время смотра невест он остановил свой выбор на Анастасии Захарьиной-Юрьевой, представительнице рода, который войдёт в историю России как Романовы. Однако супруга царя через 13 лет умерла после тяжёлой болезни. Боярская верхушка не любила царицу за недостаточно знатное происхождение. Иван Грозный подозревал, что жену отравили, и это ещё больше осложнило его отношения с боярами.

Начальный период царского правления Ивана Васильевича историки часто связывают с деятельностью органа, известного под названием «Избранная рада», — кружка приближённых к царю государственных деятелей. Именно в период предполагаемого функционирования «Избранной рады» (конец 1540-х — 1550-е годы) царь Иван Васильевич провёл ряд важных реформ.

Так, на Руси был значительно расширен компонент самоуправления в системе органов власти. Это произошло в рамках Земской реформы, вводившей целый ряд выборных административных и судебных должностей и передававшей на места многие управленческие полномочия. Также важную роль в истории России сыграли военные реформы Ивана Васильевича, упорядочившие систему комплектования войск и изменившие структуры управлениями ими, налоговые реформы, реформы государственной власти в целом.

Как напоминают историки, именно по инициативе царя была сформирована цельная система органов исполнительной власти — так называемых приказов, а также принят единый кодекс законов — Судебник, что позволяло подавить сепаратизм бояр и удельных княжеств. Кроме того, на восточных границах Иван Васильевич ликвидировал угрозу, исходящую от «осколков Золотой Орды» — Казанского и Астраханского ханств. В 1552 и 1556 годах они были завоёваны и присоединены к России. Позже при Иване Васильевиче было также начато освоение Урала и Сибири. Успешно развивал он торговые и дипломатические отношения как с западноевропейскими (Англия, Нидерланды), так и с восточными странами.

В 1558 году Иван Васильевич решил обеспечить Русскому царству широкий выход к Балтике и начал Ливонскую войну. Это решение сегодня оценивается неоднозначно. Многие современники критикуют Ивана Васильевича за поражение в Ливонской войне и считают более перспективными действия против Крымского ханства с целью получения выхода в Чёрное море. Однако существует мнение, что эту войну следует рассматривать как комплекс разных кампаний, в большинстве из которых Москва изначально одерживала победы. Российские войска разгромили силы Ливонской конфедерации и нанесли ряд болезненных поражений Великому княжеству Литовскому. Под контроль Москвы перешла большая часть современной Прибалтики.

В начале 1565 года Иван Васильевич разделил территорию страны на две части: земщину и опричнину. И если в земщине сохранялись старые порядки, то в опричнине вводился особый режим. На её территории отменялись традиционные права и привилегии родовой аристократии. Критиковавшие царя лица подвергались репрессиям. Опирался Иван Васильевич на особую силовую структуру — корпус опричников, который по своей структуре напоминал монашеский орден.Иван Васильевич стремился ровно к тому же, к чему и другие христианские монархи того времени — защитить веру и не дать победить еретикам, а таковыми объявлялись все, кто покушался на действующую власть. Такое положение вещей существовало как в России, так и в Англии, Франции, Германии, других странах. При этом методы европейских монархов, правивших в одно время с Иваном Васильевичем, были зачастую куда более жестокими.

В те времена строгость и жёсткость со стороны монарха воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Однако одновременно общество ожидало от христианского государя того, что при определённых обстоятельствах он мог бы проявить милость, но этого Ивану Васильевичу как раз и недоставало. Так, по подозрению в измене были казнены несколько тысяч новгородцев. Затем казни подверглись также около 200 представителей московской знати. Однако подобные усилия не решили существовавшие в стране проблемы.

В последние годы правления Ивана Васильевича страну охватил тяжёлый экономический кризис, связанный, в частности, с последствиями Ливонской войны. 28 марта 1584 года после продолжительной болезни царь Иван Васильевич скончался. По мнению части историков, он был отравлен представителями знати.

Иван Грозный был талантливым человеком во многих отношениях, но безупречным правителем его назвать, конечно, нельзя. И, прежде всего, из-за его чрезмерной жестокости и бескомпромиссности.

Народная мудрость

  1. «Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет». Данной пословицей наши предки хотели выразить уверенность в могуществе своей Родины. Они были уверены в том, что любой враг, который посягнет на их земли, падет замертво.
  2. «На Руси никто с голоду не умирал». В данной пословице говорится о том, что на Руси всегда была плодотворная земля, поэтому голод не был страшен русскому народу.
  3. «Человек без Родины, что соловей без песни». В этой пословице идет речь о значении Родины для человека. Люди, оказавшиеся вдали от Родины, теряют смысл в жизни, как и соловей, который не может петь.
  4.  «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». Смысл данной пословицы заключается в том, что настоящий гражданин своей страны всегда должен быть готов встать на ее защиту, не жалея при этом ни сил, ни жизни.
  5. «Не тот — человек, кто для себя живет, а тот — кто народу счастье дает». В этой пословице говорится о том, что настоящий человек думает, прежде всего, не о себе самом, а о своем народе и будущем своей Родины.
  6. «Родина – мать, умей за нее постоять». В данной пословице идет речь о долге перед своей Родиной. При необходимости каждый должен встать на защиту родной земли.
  7. «Одна у человека мать, одна у него и Родина». В этой пословице наши предки сравнивают мать и Родину. У человека может быть только одна родная мать и одна Родина.
  8. «Всякому мила своя сторона». В данной пословице говорится о том, что каждый человек любит то место, где он родился, и считает его лучшим уголком на всем свете.
  9. «Если дружба велика, будет Родина крепка». Смысл этой пословицы заключается в том, что дружный народ – залог процветания любого государства.
  10. «Где родился, там и пригодился». В данной пословице говорится о том, что каждому человеку лучше на своей Родине, там, где он родился.

Афоризмы

  1. «Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей». Русский писатель Н.В. Гоголь считал, что тот, кто действительно любит Россию – всегда будет готов служить ей.
  2. «Я Родину свою люблю, но государство ненавижу». Советский поэт и композитор Булат Окуджава говорил о том, что любовь к Родине и довольство ее государственным устройством – это две разные вещи.  
  3. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Русский писатель Н.А. Некрасов говорил о том, что каждый человек обязан быть настоящим гражданином своей страны, вне зависимости от своего рода деятельности.
  4. «Кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин». Литературный критик В.Г. Белинский говорил, что хороший гражданин должен быть, прежде всего, человеком.
  5. «Россия без каждого из нас обойтись может. Но никто из нас не может обойтись без России». Русский писатель И.С. Тургенев говорил о том, что никто не может обойтись без своей Родины. Стран разных много, но Родина у нас одна.
  6. «Даже цветы на родине пахнут по-иному». Русский писатель А.И. Куприн говорил, что в родных краях все по-другому. Там даже обычные цветы пахнут лучше.
  7. «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином». Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский считал, что хорошим гражданином может стать только тот человек, который может определить границы своим желаниям.
  8. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Древнегреческий философ Аристотель был уверен в том, что каждый гражданин должен самосовершенствоваться и направлять свою деятельность таким образом, словно ему предстоит самому стать правителем этого государства.
  9. «Несчастна та страна, которая нуждается в героях». Немецкий драматург Бертольд Брехт считал, что любая страна не должна нуждаться в героях, потому что ее граждане обязаны любить и ценить свою Родину. А того, кто любит родную землю не нужно заставлять геройствовать, такой человек сам будет рад совершить подвиг во имя Отечества.
  10. «В большинстве своем люди более склонны страдать, чем бороться, дабы устранить причину страданий». Третий президент США Томас Джефферсон говорил о том, что большинство людей страдают из-за несбывшихся надежд, а не борются или пытаются что-нибудь изменить в своей жизни.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий