Сочинение 15. 3. ОГЭ по русскому языку предлагает не только задуматься над многими нравственными вопросами, один из которых «Что такое эгоизм?», но и привести аргументы из литературы, из жизненного опыта обучающихся, из народной мудрости. Литеровед сформулировал определение понятия «эгоизм» и собрал некоторые примеры для аргументации в сочинении-рассуждении.
Проблема
Что такое эгоизм? Кого можно назвать эгоистом?
Отношение автора к проблеме
Эгоизм – это одно из самых худших качеств человека. Оно заключается в желании удовлетворять только личные интересы, не задумываясь об интересах, чувствах, переживаниях других людей.
Аргументы
- Эгоизм — это стремление к личной пользе, выгоде.
- Эгоистичных людей никто не любит, они подвергаются всеобщему осуждению.
- Сильные формы эгоизма, например, преследование — опасны для других людей.
- Эгоист может помогать другому человеку, если его помощь приносит личную выгоду.
- Эгоизм разрушительно действует на человека.
- Неумение слушать собеседника, хвастовство, поиск «виновных» в неудачах, чувство собственного превосходства – первые признаки эгоизма.
Синонимы к слову эгоизм
Себялюбие, своекорыстие, самолюбие, самолюбивость, шкурничество, эгоцентризм, эгоистичность, солипсизм, эгоцентричность, подсебягрябение, подсебятничество, стяжательство, гордыня, самомнение, зазнайство, амбиция, индивидуализм.
Эпитеты к слову эгоизм
Алчный, безграничный, бездумный, бездушный, безмерный, бескрайний, беспредельный, беспощадный, бессердечный, бессмысленный, бессознательный, бесстыдный, болезненный, большой, великий, возмутительный, гадкий, глубокий, глупый, грубый, дикий, жалкий, жестокий, жуткий, замаскированный, истинный, крайний, мелкий, мелочный
наглый, наивный, невероятный, неживой, неистребимый, немой, ненасытный, необузданный, непомерный, неприкрытый, непростительный, непроходимый, неумолимый, низменный, ничтожный, обыкновенный, огромный, оскорбительный, отвратительный, откровенный, первозданный, поразительный, равнодушный, расчётливый, свирепый, своеобразный, сильный, слепой, сухой, тёмный, тупой, тщеславный, ужасный, холодный
цинический, циничный, чёрствый, чистый, чудовищный, ядовитый.
Аргументы из художественной литературы
Среди литературных героев немало тех, кого можно назвать людьми черствыми, эгоистичными. Вот некоторые примеры.
- М.Горький «Старуха Изергиль».
Романтическое произведение М.Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей. Первая часть произведения – «Легенда о Ларре», в которой рассказывается история о том, как однажды орел украл молодую и красивую девушку и унес ее в горы. Там она стала его женой и родила сына. Потом орел состарился и умер, а девушка вернулась в свое родное племя, но не одна, а с сыном, которого звали Ларра. Он молод, красив и полон сил, ловок, но излишне горд, жесток и хищен. Он не уважает законы племени и отказывается жить по ним, не уважает старейшин племени, мог не отвечать им, если не хотел, относился к ним, как к равным себе, вел себя грубо, вызывающе. Ларра не считался ни с кем, решив, что он первый на земле и самый лучший, кроме себя он никого не видел и не слышал. Сын орла, он не способен испытывать теплых чувств, Однажды он убил девушку только за то, что она нашла в себе силы оттолкнуть его, отвергнуть. Таких героев, бездушных, черствых эгоистов, не любят в обществе, их осуждают. Поэтому Ларра за свою гордость, непростительный эгоизм был осужден племенем на вечное одиночество.
2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
Григорий Александрович Печорин – так зовут главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Его без сомнений можно назвать эгоистом. Действительно, все его поступки, действия говорят о самолюбии, эгоизме. Он не привык считаться с мыслями, чувствами, желаниями других людей. В первую очередь он заботится о себе. Приглянулась ему Бэла – он выкрал ее у отца, не подумав, что делает несчастными и отца, и дочь. Он эгоистично, неуважительно поступает и по отношению к Максиму Максимычу. Добрый старик напрасно прождал своего бывшего знакомого, надеясь, что Печорин обязательно захочет с ним увидеться, как со старым хорошим знакомым, но Печорин не только не пришел на встречу со стариком, но и не желает долго беседовать с Максимом Максимычем перед уездом из города, чем очень обидел его. Дневниковые записи героя снова убеждают нас в эгоизме Печорина. Он очень жестоко поступил с княжной Мери. Девушка искренне, всей душой полюбила его, но он признается ей, что добивался ее назло Грушницкому, на спор. Его нисколько не волнует ни состояние девушки, ни ее чувства. Автор подчеркивает, что Печорин – герой 30-х годов 19 века. Для таких умных, прекрасно образованных, деятельных, полных сил и энергии людей в то время не было настоящего, достойного дела, куда они могли вложить все свои силы, весь жар своего сердца. По этой причине они совершают эгоистичные поступки из скуки, будто играют чужими судьбами и чувствами, делают несчастными всех, кто оказывается рядом с ними. Но, по-моему, отсутствие дела нисколько не оправдывает их эгоизм, себялюбие, гордыню.
3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
Знакомя читателей с главным героем романа в стихах, А.С.Пушкин называет его своим добрым приятелем, родившимся на брегах Невы. Онегин – молодой повеса, столичный аристократ, «наследник всех своих родных». Он вел беспечную, полную наслаждений жизнь «золотой молодежи», не обременяя себя ни достойным образованием, ни службой. Главный герой не привык ни о ком заботиться, он типичный эгоист. Его себялюбие, эгоизм во всем своем блеске проявляются в деревне, куда он приезжает к больному дяде. Чувствуя свое превосходство, превознося себя над сельскими простаками, он не желает знакомиться и общаться с соседями-помещиками, сбегает от них, как только видит приближающуюся карету или бричку. Онегин сближается только с Владимиром Ленским, молодым поэтом, который знакомит героя с семьей Лариных. Поэт влюблен в Ольгу Ларину, младшую дочь семейства. Старшая дочь, Татьяна, влюбляется в Онегина, но тот отвергает ее любовь. Его проповедь Татьяне в саду похожа на самолюбование, характерное для всех самолюбцев. Эгоистично герой поступает и по отношению к Ленскому, который уговорил его приехать на именины Татьяны. Онегин начинает ухаживать за его невестой, не задумываясь о том, что причиняет страдания не только Ленскому, но и Татьяне. Он равнодушен ко всему, кроме своего спокойствия. Мне кажется, что такие люди не способны меняться, они остаются верными только самим себе.
4. Н.В.Гоголь «Мертвые души».
Еще один герой, который пополняет галерею эгоистов, — Павел Иванович Чичиков. Он знаком читателю по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков перед нами предстает человеком приятной наружности, аккуратным. Он следит за своим внешним видом, умеет преподнести себя в обществе, умен, наблюдателен, учтив, обходителен. Кажется, чем не положительный герой? Но он отталкивает своей душевной черствостью и эгоизмом. Он заинтересован только в своей выгоде, привык добиваться своей цели любыми способами и средствами. Чтобы получить хороший аттестат, он входит в доверие к учителю, больше всего ценившему послушание. Чтобы получить должность повыше, он ведет себя учтиво и обходительно с начальником, от которого зависело получение новой должности, даже обещает жениться на его дочери. Но как только Чичиков поднялся по карьерной лестнице, тотчас порвал отношения со своим начальником, не заботясь о том, что обманул его, опозорил его дочь, которую все уже называли его невестой. Главная цель его жизни – накопить денег. К этой цели он и упорно и настойчиво движется. Для личного обогащения он придумал аферу с мертвыми душами. Разъезжая по губернии с целью покупки умерших крестьян, он знакомится с помещиками, заезжает к ним в гости. И снова читатель невольно подчеркивает расчетливый эгоизм Чичикова. Он сначала интересуется мертвыми душами, потом делами имения и только после этого спрашивает имя владельца имения. Чичиков – приобретатель, и автор страница за страницей раскрывает хищнический эгоизм героя, его лживую, подлую сущность «приобретателя», человека, лишенного порядочности, совести и чести.
Аргументы из жизни
- Эгоизм присущ не только взрослым, но и маленьким детям. Думается, из маленьких эгоистов вырастают большие гордецы. Такого эгоистичного ребенка терпели в одной большой семье. Однажды все родственники собрались на свадьбу, конечно же, родители привезли с собой и сына. Мальчик не давал покоя ни взрослым, ни детям. Он хотел, чтобы все слушали его, тотчас подавали ему все то, что он хочет. Если что-то было не по нему, то он кричал во весь голос до тех пор, пока не удовлетворяли его капризы. А потом, когда его тетя прилегла на некоторое время отдохнуть, мальчик отрезал ее волосы, заплетенные в косу. Он хвалился тем, что у него есть теперь интересный кнут. Терпение девушки лопнуло. Она решила проучить племянника и навсегда отвадить его поступать так, как ему вздумается. Она теми же ножницами клочьями выстригла волосы маленькому хулигану, хотя тот страшно орал. Гости сначала разделились на два лагеря, но когда вспомнили все безобразия парнишки, то потерпевшую оправдали и встали на ее сторону. Родители мальчика обиделись и уехали, а все вздохнули с облегчением после их уезда. Мне кажется, что взрослые, которые воспитывают мальчика, не понимают, что портят его, развивают чувство эгоизма, которое будет расти с каждым днем вместе с мальчиком. Возможно, они опомнятся только тогда, когда сами однажды пострадают от себялюбия сына.
- Есть люди, к радости, которые «не болеют» эгоизмом. Такой является моя мама. Она уже старенькая, но, кажется, никогда за всю свою жизнь ни одной минуты она не жила для себя. Видно, что она заботится о ком-то, помогает нуждающимся, куда-то бежит, кто-то ее ждет. Она живет для всех: детей, любимых внуков, соседей, знакомых, сестер и брата, — но только не для себя. Если у нее появляется лишний кусок, то мама начинает уже переживать о том, что у нее есть вот лишний кусок, а кому-то, возможно, его не хватает. Тогда начинается целая операция по поиску того человека, кому можно подарить, отдать, вручить это лишнее. Если такой человек находится, мама искренне радуется и успокаивается ровно до тех пор, пока каким-то образом опять не появляется что-то лишнее. Она не любит отмечать дни рождения и юбилеи. Я подозреваю, что это оттого, что в этот день все внимание достается ей, все самые добрые слова, искренние пожелания, подарки сюрпризы – тоже ей. И маме от этого некомфортно, ведь она привыкла всем делиться с родными и близкими. Как же хочется, чтобы таких людей было побольше!
Аргументы из народной мудрости
- «Коли конь, да не мой — так волк его ешь!» — говорит русская народная пословица. Эгоистичного человека видно и по его отношению к чужому добру. Если конь чужой, то его не жалко отдать и волку на съедение.
- Русская пословица гласит об эгоизме так: «Хоть сгори целый свет, лишь бы он был согрет». Она имеет в виду, что эгоистичный человек будет готов спалить дотла целый свет ради того, чтобы самому согреться.
- «Хватайся за доску — пускай другой тонет», — говорили наши предки об эгоистичных людях. Такие в трудные, страшные минуты будут думать только о своем спасении. Им не придет в голову мысль, что нужно помочь другим, что можно спастись всем вместе, они способны думать только о себе.
- «Кто живет только для себя, тот для других умирает», — так говорят в русском народе. Люди всегда помнят тех, то живет для других, для общего блага, кто всегда помогает другим, заботится о нуждающихся, а о тех, кто живет только для себя, люди сразу забывают.
- «Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во пне», — так в русской народной пословице сравнивается свое горе и чужое. Для эгоиста, не способного сочувствовать и сопереживать, свое горе кажется раной, нанесенной стрелой, а чужое горе – ничего не значащим пустяком.
- «Больны раны на своих плечах», — говорили в народе с давних времен, отмечая, что раны на своих плечах болят сильнее. Чужая боль не чувствуется, чужая беда не страшит, а своя во сто раз страшнее и больнее.
- «Всякий хлопочет — себе добра хочет», — говорили в народе. Пословица отмечает, что каждый человек хлопочет о себе, желает себе добра и достатка, и редко кто переживает о других.
- «Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь», — говорит русская пословица об эгоизме. Свое добро жалко терять, даже если оно небольшое, а чужое никому не жалко.
- «Свой глаз — алмаз, чужой — стеклышко», — гласит русская пословица. Свой глаз для каждого представляется драгоценным алмазом, а чужой – простым стеклышком. Поэтому свой алмаз жальче чужого стекла.
- «Сперва ты меня повези, а потом я на тебе поеду», — говорится в русской пословице об эгоистах. Такие люди готовы во всем извлечь выгоду только для себя, преследуют только личные цели. Они умеют перевернуть ситуацию так, как выгодно для них.
Афоризмы
- «Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя», — писал немецкий социолог, философ Эрих Фромм. Он считал, что причиной эгоизма является недостаток любви к себе. Если человек себя не любит, он начинает переживать из-за этого.
- «Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают», — писал русский историк Василий Осипович Ключевский. Профессор утверждал, что эгоистичные люди жалуются на эгоизм других, потому что страдают от проявления безразличия к себе. Ведь каждый эгоист заботится не о другом эгоисте, а прежде всего о себе.
- «Эгоизм — такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе», — так писал американский религиозный деятель Генри Уорд Бичер. Действительно, любой человек, страдающий эгоизмом, не готов признаться в этом пороке ни себе, ни окружающим, но зато не может простить его в других.
- «Личный эгоизм — это родной отец подлости», — утверждал известный русский писатель Максим Горький. Классик утверждал, что эгоизм рождается от подлости. На это отвратительное чувство способны только люди безнравственные, лишенные душевности, чуткости, милосердия.
- «Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви», — утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он считал что эгоизм – это не просто любовь к себе, а излишек любви, когда не видно ни конца не края этому чувству.
- «Эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной», — говорил американский писатель, журналист Амброз Бирс. Эгоистом, по его мнению, он готов называть такого человека, который больше интересуется собственной персоной, нежели его, Амброса Бирса, личностью.
- «Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам», — так высказывался об эгоизме английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он считал, что эгоизм заключается не в желании человека жить так, как он хочет, а в его убежденности, что другие должны жить по его правилам.
- «Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего», — писал французский писатель Эмиль Золя. Он был убежден в том, что эгоизм, как яд, способен убивать все прекрасные чувства в человеке и превращать его душу в пустыню с одним только идолом — собственным «я».
- «Эгоизм — это первопричина рака души», — Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор. Он считал, что эгоизм похож на рак душу. Он съедает душу человека, отравляет его жизнь, одурманивает его мозг.
- «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают», — утверждал известный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Классик русской литературы делил эгоистов на три группы: эгоисты, которые и сами живут, и другим дают возможность жить спокойно. Другая категория – это такие эгоисты, которые живут сами, но не дают жить другим. А третья группа – эгоисты, которые и сами не живут, и не дают возможности жить другим.