Множество великих мыслителей задавалось вопросом «Что такое настоящее искусство», поэтому данная тема часто поднимается на ОГЭ по русскому языку в сочинении 15.3, для качественного написания которого необходимы аргументы из литературы и жизни.
Тяга к прекрасному всегда сопровождала человека на его жизненном пути. Своё выражение она находила в музыке, танце, литературе, скульптурах, картинах и других предметах искусства, прошедших через века. Для каждого человека понятие искусства имеет различное значение, поэтому так трудно отличить настоящее от фальшивого.
Проблема
Отличие настоящего искусства от ложного.
Отношение автора к проблеме
Только настоящее искусство ценится во все времена, мнимое отсеивается временем и стирается из человеческой памяти. Истинность искусства определяется воздействием на зрителя, слушателя или читателя. Душа человека способна преобразиться под влиянием великого творчества. Настоящее искусство не оставит кого-либо равнодушным, оно обновляет внутренний мир и даже всю жизнь в целом.
Аргументы
- Потребность в творчестве – неотъемлемое качество человеческой натуры.
- Только обладая большим талантом, можно создавать настоящие произведения искусства.
- Искусство включает в себя очень много направлений.
- Искусство способно спасти душу человека или погубить её.
- Картины талантливого художника способны отобразить не только внешность человека, а ещё и его душу.
- В тяжёлые жизненные периоды искусства придаёт человеку сил справиться с невзгодами.
- При помощи искусства можно передать то, чего нельзя выразить словами.
- Люди всегда стремились к прекрасному.
- Искусством можно назвать любое творение талантливого человека.
- Искусство способствует духовному обогащению человека.
Эпитеты к слову «Искусство»
Настоящее, истинное, подлинное, безграничное, вечное, бесценное, изобразительное, ораторское, античное, декоративное, художественное, музыкальное, театральное, драматическое, актуальное, гончарное, воинское, дипломатическое, современное, былое, забытое, утончённое, изумительное, словесное, классическое, абстрактное, удивительное, необычное, необыкновенное, виртуозное, отечественное, иностранное, незаурядное, мировое, возвышенное, непростое, тонкое, дивное, ювелирное, кулинарное, плодотворное, изящное, оценённое, блистательное, волнующее, высокое, жизненное, волшебное, сказочное, народное, неистребимое, могучее, правдивое, поразительное, чарующее, национальное, прогрессивное, модное.
Фальшивое, запретное, жуткое, колдовское, оккультное, безыдейное, бесплодное, бессодержательное, бессмысленное, пустое, равнодушное, пугающее, устрашающее, угнетающее, глупое, упадническое.
Синонимы к слову «Искусство»
Творчество, шедевр, ваяние, мастерство, живопись, художество, музыка, скульптура, литература, поэзия, хореография, архитектура, театр, артистичность, овладение, освоение, владение, талант, техника, искусность, умение, высокая квалификация.
Примеры из художественной литературы
- Р. Брэдбери «Улыбка».
Существуют вечные произведения искусства, которым не страшно время, эпохи, политические распри. К таким шедеврам относится «Джоконда» Леонардо да Винчи, воплощение загадочной и непостижимой женской красоты. Её портрет волновал воображение многих писателей, поэтому неудивительно, что именно улыбка Джоконды находится в центре сюжета новеллы Рэя Брэдбэри «Улыбка». Действие происходит осенью 2061 года, когда уцелевшие после атомной войны жители города отмечают праздник непривычным для нас способом: они ломают и разрушают всё, чему удалось выстоять после многочисленных бомбардировок. Невольным участником «празднества» стал мальчик Том. Детская искренность и непосредственность не принимает сложившиеся порядки взрослого мира, в образе Тома заключается надежда на светлое будущее. Главный герой встал в очередь, не понимая, чего ждут люди. Оказывается, власти придумали развлечение – выставить картину «Джоконды» и каждый желающий мог в неё плюнуть. Толпа, добравшись до полотна, рвёт его на части, ломает раму, втаптывает в грязь остатки шедевра художественного искусства. Это зрелище ужасно и отвратительно, оно символизирует упадок нравственных ценностей всего человечества. Рэй Брэдбери оставляет небольшую надежду, которая попала в руки Тома с небольшим кусочком картины, где была изображена улыбка Джоконды. Писатель побуждает читателя задуматься о будущем нашей планеты, куда нас ведёт сегодняшний образ жизни. Существует мнение, что красота спасёт этот мир, но вначале мы должны сохранить эту красоту.
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери затрагивает тему общественной деградации и обесценивания искусства. При помощи своего произведения он хотел показать, что может произойти с нашим миром, если люди перестанут читать, изучать науки и ценить искусство. На написание романа писателя подвигло бесчеловечное отношение к книгам нацистов во время Второй мировой войны. Они сжигали неугодные книги, содержание которых противоречило национал-социалистической идеологии.
Сюжет романа разворачивается в будущем, где людям запрещено сталкиваться с любыми проявлениями искусства, поэтому все найденные книги тут же сжигаются. Слишком образованный человек составлял опасность для государства, глупыми людьми легче управлять. Эту роль на себя возложило СМИ, населению позволительно было только смотреть телевизор. Главный герой романа Гай Монтэг был по профессии пожарным, но не в привычном для нас понимании. Он занимался сжиганием книг, которые загорались при температуре 451 градус по Фаренгейту. Гай любил свою работу, но однажды в его душе зародилось семя сомнения: он начал понимать, что общественные устои не дают развиваться человеческой личности. Подтвердила его мысли встреча с Клариссой, которая восторгалась книгами и природой. Окружающие считали её сумасшедшей из-за того, что она говорила, а Гаю захотелось изменить свою жизнь после этого знакомства. В итоге он примкнул к подпольной организации, боровшейся за изменение существующего режима, и стал заниматься заучиванием наизусть книг, которые удалось спасти. В таком случае информации хранилась уже не на книжных страницах, а в голове человека, способного избежать уничтожения.
Основная мысль романа Рэя Брэдбери заключается в том, что светлое будущее невозможно для человечества без опыта предыдущих поколений, который заключён в главных источниках знаний – книгах и остальных произведениях искусства. Предпочитая телевиденье чтению, люди обрекают себя на неизбежную деградацию, которая чревата серьёзными последствиями для всего общества в целом.
- Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».
«Портрет Дориана Грея» признан многими мировыми критиками как лучший роман обо всех аспектах искусства и учении о прекрасном. Ещё в предисловии Оскар Уайльд высказал своё мнение по поводу искусства, настоящего художника и красоты в её истинном проявлении. Художник, по его мнению, это творец прекрасного. Только избранные люди могут видеть одну красоту, а безнравственные – всегда находят уродливое в прекрасном. Искусство – это зеркало, которое отражает жизнь человека.
Действие романа начинается в мастерской талантливого художника Бэзила Холлуорда. Там читатель знакомится не только с ним самим, а ещё и с его друзьями: лордом Генри Уоттоном и молодым Дорианом Греем, который уже давно позирует для портрета. Бэзил с восторгом говорит Уоттону о том, что Дориан – это идеал, который каждый художник ищет всю свою жизнь, а отыскав, достигает небывалых высот. Лорд согласился с тем, что натурщик одарён ангельской красотой и весьма жаль, что такой красоте суждено увянуть всего через несколько лет. Холлуорд поздно осознал, что зря познакомил Генри Уоттона с Дорианом Греем, потому что светский повеса с лёгкостью мог испортить неопытного юношу, что впоследствии и произошло. Лорд открыто говорил Дориану о том, что нельзя впустую потратить годы, пока ему доступна такая красота.
Завершённый портрет явился неким идеалом красоты, венцом всего творчества Бэзила. Он восхитил не только самого художника, но и окружающих. Дориан был поражён великолепием своего портрета, а внушённая мысль о том, что этому скоро суждено исчезнуть, вводила его в дикий ужас. Отныне его стала беспокоить только неизбежная старость, поэтому в голове Грея зарождается мысль, что он готов и душу отдать за то, чтобы старел только портрет, а он оставался вечно молодым. Его желание сбылось, но какой ценой.
В начале романа главного героя волновала только красота искусства, а затем показан целый путь падения и гниения души Дориана в погоне за красотой внешней. С каждым его поступком портрет становился всё ужаснее и уродливее, поэтому главный герой не мог больше смотреть на него и надёжно спрятал от чужих глаз. Только Бэзил смог ещё раз увидеть своё творение, поразившись его преображением, но это осталось тайной, потому что Дориан в гневе убил его. Дальнейшее существование главного героя становится невыносимым, муки совести и память не давали ему покоя ни на минуту. В порыве отчаяние Дориан решает избавиться от портрета, как от причины всех своих страхов и горьких воспоминаний, освободив себя от прошлого. Он проткнул его ножом, но в результате умер сам, став тем, кем был на самом деле. А на его бездыханное тело смотрел с холста ангельски красивый юноша, нарисованный в тот самый день художником.
Образ портрета занимает в романе главное место, это совесть и душа главного героя. Кроме того, картина – это олицетворение вечного, бессмертного искусства, которое никогда не будет забыто, в то время как человеческая жизнь скоротечна и спустя определённый срок стирается из памяти.
Примеры из жизни
- Самый яркий пример человека искусства – это Леонардо да Винчи. Он известен не только как величайший художник и скульптор Италии, а ещё и как учёный, исследователь, инженер, химик, ботаник, философ, музыкант и поэт. Он был рождён вне брака: его матерью была простая крестьянская девушка, а отец – благородный вельможа. Первые три года жизни мальчик провёл с мамой, а на четвёртом его забрал родной отец в свой дом на воспитание, потому что законная супруга не могла родить ему наследника. Леонардо был сразу отдан в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо, который привил ему любовь к живописи и скульптуре. Кроме того, он занимался в то время изучением гуманитарных и технических наук, основам работы с металлами и химическими реактивами. Все эти знания пригодились мальчику в дальнейшем. Леонардо стал мастеров в 20 лет, но продолжал работу под руководством своего учителя. Он участвовал в создании его картин: рисовал фон и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская у талантливого ученика появилась только в 24 года. Через несколько лет Леонардо да Винчи отправился в Милан, где был причислен к герцогскому двору в качестве инженера. В его обязанности входило создавать оборонительные и увеселительные устройства. Великий гений пробыл при герцоге около семнадцати лет, за это время он развил свои навыки архитектора и дизайнера, а также написал несколько известных картин. В каком бы направлении искусства не пробовал себя Леонардо да Винчи, везде добивался небывалых высот. Со временем ему стало тесно в Италии, поэтому с удовольствием принимал приглашение французского короля стать придворным живописцем. После смерти Леонардо да Винчи был единогласно признан символом эпохи Возрождения.
- Надежда Рушева прославилась на весь мир своими рисунками, проникающими в самую глубь человеческой души. Надя родилась в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Девочке было дано при рождении имя Найдан, что означает в переводе с тувинского языка – «вечно живая». После рождения ребенка, семья перебралась в Москву из Улан-Батора. Отец Нади устроился работать художником на Центральное телевидение, а мама посвятила свою жизнь воспитанию дочки. Искусство появилось в жизни Нади еще в раннем детстве, первые значимые рисунки появились, когда девочке было всего пять лет, а в первом классе она уже всё свободное время посвящала искусству. В семь лет Надя нарисовала иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, а затем появились рисунки к таким произведениям как «Повести Белкина», «Евгений Онегин» и «Медный всадник». Вначале юная художница рисовала только графитовым карандашом, а в дальнейшем освоила фломастеры, перо и пастель. Когда девочке было двенадцать лет, прошла первая выставка её работ, а затем некоторые из них опубликовали. Рушева создавала настоящее искусство в его первоначальном виде: она никогда не рисовала эскизы и не правила уже нарисованное. Образы, рождённые в голове, просто переносились на бумагу и ошибки быть не могло. Талант Нади Рушевой был дан ей самой природой, она нигде не училась рисованию, а современники считали её великим книжным графиком. Мир искусства потерпел значительную потерю, когда молодая художница внезапно скончалась в возрасте 17 лет. Причиной смерти стали пороки сосудов головного мозга. Девушка умерла также внезапно, как покорила мир, а нам остались лишь воспоминания в виде бессмертных творений Нади.
Народная мудрость
- «Уменье – половина спасенья». Наши мудрые предки считали, что мало что-то просто уметь делать, человеку необходим талант.
- «Гусли-то те, да руки не те». В данной пословице говорится о том, что не все люди обладают способностями к какому-либо делу. На одни и тех же гуслях совсем по-разному сыграет обычный человек и талантливый.
- «Звенят бубны хорошо, да плохо кормят». В этой пословице говорится о том, что искусство – это хорошо, но приносит мало прибыли. Человек, который собирается посвятить свою жизнь искусству должен понимать на какие жертвы должен будет пойти.
- «Музыкант уж умирает, а пальцы всё играют». В данной пословице идёт речь о людях, посвятивших свою жизнь искусству. До последнего вдоха они отдают всего себя любимому делу.
- «Не вся та музыка, что звучит». Смысл этой пословицы заключается в том, что существует настоящее искусство и фальшивое. Истинная музыка задевает душу человека, способна полностью изменить его. А бывают просто мелодии, служащие для развлечения.
- «Под хорошую музыку и змеи пляшут». В этой пословице говорится о том, что настоящее искусство способно задеть душу каждого человека. Даже змей можно заставить танцевать правильной мелодией.
- «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает». Смысл данной пословицы заключается в том, что просто читать книги недостаточно, необходимо вдумываться в содержание написанного. В каждой книге содержится особый смысл, который не так просто разглядеть с первого взгляда.
- «Хорошую книгу читаешь – знания свои умножаешь». Наши мудрые предки знали, что книга – это кладезь знаний. Чтение помогает человеку стать мудрее, обрести новые знания и преумножить уже имеющиеся.
- «Книга крылья даёт». Смысл этой пословицы заключается в том, что книга делает человека лучше. Читая, он обретает особую силу, которая способна его вознести над обыденной жизнью, словно птицу в небо.
- «Жить – с песней дружить». Наши предки ценили искусство во всех его проявлениях, поэтому музыка была неотъемлемой частью их жизни. Песни и танцы вносили радость в их будни, делали людей счастливыми.
Афоризмы
- «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Французский писатель и философ Д. Дидро говорил о том, что искусство находится везде вокруг нас, просто не всем дано это понять. Истинно талантливые люди замечают необыкновенное даже в самых обыденных вещах, поэтому только они и способны создавать предметы искусства.
- «Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чём они видят жизненное благо, а в чём зло». Л.Н. Толстой считал, что искусство ценится людьми по-разному, потому что это зависит от их жизненных ценностей. Добрые люди по одному смотрят на достоинства искусства, а злые – совершенно другим образом.
- «У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность». Л.Н. Толстой говорил о том, что настоящее искусство от ложного отличает пошлость и искусственность. Истинное искусство идёт от чистого сердца, поэтому оно живое.
- «Искусство – есть высочайшее проявление могущества человека». Л.Н. Толстой считал искусство – самым великим творением человека. Это лучшее из того, на что оказались способны люди.
- «Искусство – это одежда нации». Французский писатель Оноре де Бальзак считал искусство – главным достоянием каждой нации. Это словно её одежда, которая сразу бросается в глаза. Чем значительнее искусство, тем богаче нация.
- «Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что искусство – это самое прекрасное, что есть в нашей жизни. Люди, создавая произведения искусства, просто пытаются сделать свой мир лучше.
- «Искусство без мысли, что человек без души». Известный русский литературный критик В.Г. Белинский считал, что настоящее искусство содержит в себе глубокую мысль, иначе это просто любительское творчество. Как человек без души – вовсе не человек, так и искусство без мысли – совсем не искусство.
- «Жизнь коротка, а путь искусства долог». Древнегреческий целитель и философ Гиппократ ещё несколько тысячелетий назад сказал, что искусство бессмертно. Человеческая жизнь скоротечна, всё вокруг меняется, неизменными остаются только предметы искусства. Они проходят сквозь века и остаются актуальными в наше время.
- «Лучшей школой для изучения искусства является само искусство, а не жизнь». Английский писатель Оскар Уайльд считал, что истинные творцы рождаются только в то время, когда они творят. Нельзя научиться создавать искусство, можно только совершенствоваться в самом процессе.
- «Душа есть только у искусства, у человека её нет». Оскар Уайльд был разочарован окружающей его действительностью, в частности современным обществом. Он считал людей чёрствыми и жестокими, неспособными на высокую нравственность. Только искусство, по его мнению, имело душу. Оно несло в себе свет, способный сделать наш мир лучше.