Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое нравственный выбор» (ОГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое нравственный выбор» (ОГЭ по русскому языку) Банк аргументов

Каждый человек ежедневно сталкивается с проблемой как поступить правильно, поэтому вопрос «Что такое нравственный выбор» часто поднимается в письменных работах по русскому языку, в частности в сочинении 15.3 ОГЭ, где необходимы аргументы из литературы и жизни для подтверждения своих мыслей. Наивысший балл на экзамене можно получить, правильно сформулировав проблему и прокомментировав её, опираясь на текст. Найти вопрос, на который пытается дать ответ автор часто бывает достаточно трудно, поэтому наша команда решила собрать подходящие примеры и опубликовать их в данной работе для облегчения подготовки выпускников.  

В работе мы попытаемся не только дать определение понятию «нравственный выбор», но и вспомним некоторые литературные произведения, в которых герои оказываются в непростой ситуации выбора, обратимся к народной мудрости и высказываниям известных людей об этой нравственной категории.

Проблема

Что такое нравственный выбор и в чём он заключается.

Отношение автора к проблеме

Сделать правильный нравственный выбор достаточно трудно, потому что приходится выбирать между удобным и верным вариантом. Человек ежедневно сталкивается с необходимостью нравственного выбора: помочь ли нуждающемуся, порадовать ли родителей, сдержаться ли в гневе, сказать правду или солгать? В такие моменты мы задаёмся вопросом, как правильно поступить, а метод разрешения сложившихся ситуаций показывает истинные качества человека.

Нравственный выбор – это непростой, но осознанный выбор между добром и злом, честью и подлостью, правдой и ложью, ленью и трудолюбием, жадностью и щедростью. Этот выбор всегда основывается на моральных принципах человека.

Аргументы

  1. Нравственный выбор бывает непосильно трудным.
  2. Только малодушный человек может предать ради собственной выгоды.
  3. Внутренний мир человека раскрывается во время нравственного выбора.
  4. Никакие жизненные обстоятельства не заставят благородного человека сделать неправильный выбор.
  5. Нравственный выбор – это выбор между хорошим и плохим.
  6. Нравственный выбор зависит от воспитания, мировоззрения и жизненных ценностей.
  7. Истинная сущность человека становится заметна по поступкам в экстремальных ситуациях.
  8. Выбор – это всегда трудно.
  9. Нравственность и совесть делают человека человеком.
  10.  Нравственность ориентирует человека в жизни.
  11. Нравственный выбор – это поступки и решения, на которые способен человек ради других людей.
  12. Нравственный выбор связан с моральными ценностями человека.
  13. В течение жизни человек много раз сталкивается с ситуацией, когда нужно сделать нравственный выбор.
  14. Часто от нашего нравственного выбора зависит жизнь и благополучие других людей.

Эпитеты к слову «Выбор»

Нравственный, жизненный, осознанный, сознательный, совершённый, правильный, верный, непростой, трудный, сложный, судьбоносный, лёгкий, обоснованный, нелёгкий, добровольный, окончательный, обдуманный, удачный, рациональный, свободный, разумный, логичный, оптимальный, осмысленный, богатый, однозначный, принципиальный, личный, общественный, мудрый, принципиальный, моральный, альтернативный, тщательный, продуманный, уверенный, роковой, ответственный, подсознательный, важный, изначальный, превосходный, лучший, особый, ответственный, неизбежный, судьбоносный, решающий, прекрасный, особенный, интересный, неожиданный, вольный, рискованный, принципиальный.

Неосознанный, бессознательный, неправильный, ошибочный, неудачный, нерациональный, неверный, принудительный, мучительный, бездумный, осуждённый, плохой, скудный, болезненный, сомнительный, нежелательный, жестокий, жёсткий.

Эпитеты к слову «Нравственность»

Человеческая, общественная, безупречная, строгая, христианская, высокая, народная, объективная, истинная, подлинная, настоящая, личная, семейная, добрая, значительная, чистая, поразительная, собственная, абсолютная, новая, совершенная, воплощённая, удивительная, поразительная, редкая, великая, главная, любая, иная, несомненная, сдержанная, исключительная, природная, определённая, внешняя, внутренняя, полная, прирождённая.

Сомнительная, фальшивая, ложная, наигранная, гнилая, мнимая, порочная, низкая, утерянная, потерянная, запятнанная, показная, губительная, обманчивая.

Синонимы к слову «Выбор»

Дилемма, вопрос, проблема, задача, тема, решение, рассмотрение, усмотрение, отбор, подбор, сортировка, разделение, разграничение.

Синонимы к слову «Нравственный»

Порядочный, моральный, добродетельный, этичный, целомудренный, справедливый, честный, благородный, благой, духовный, душевный, сердечный, правильный, верный, благочинный, высоконравственный, благонравный, неиспорченный, чистый, возвышенный, несомненный, подлинный, истинный, непрочный, дозволительный, незапятнанный, благоприличный, воспитанный, приличный, бескорыстный, чинный.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина».

Перед Анной Карениной стал сложный нравственный выбор: семейное благополучие или собственное счастье. На одной чаше весов находилась безграничная любовь к сыну и привычная жизнь, а на другой – пылкие, страстные чувства к Вронскому.  Главная героиня романа предпочла любовь и оставила свою семью, разрушив облик образцовой жены и матери. Муж Анны отчасти сам виноват в сложившейся ситуации, потому что не окружил свою супругу необходимой любовью, нежностью и заботой. Поэтому она и решилась разбить брак, Анне просто хотелось любить и быть любимой, это простая человеческая потребность затмила все остальные её мысли и желания. Но союз Карениной и Вронского не оказался счастливым, хотя у них было всё для этого: дочка, богатство, роскошь, домашний уют. Анне не хватало душевной стойкости, чтобы пережить разлуку с сыном. Единственное, что давало ей силы жить дальше – это любовь, поэтому она отчаянно цеплялась за Вронского, ревнуя его и ограждая от всего окружающего мира. Даже дочь не смогла дать главной героине необходимое счастье, поэтому она увидела единственное разрешение сложившейся ситуации в самоубийстве.

Л.Н. Толстой показал в своём романе, что неправильный нравственный выбор может стать роковым. Его главная героиня не смогла выдержать общественного осуждения и, потеряв всё, что любила до новой жизни, решила покончить с собой, прекратив все мучения.

  1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Эраст имел доброе сердце, но не сумел сделать правильный нравственный выбор и страдал из-за этого до конца своих дней. Одной из главных негативных черт характера этого персонажа была легкомысленность, он находился в постоянном поиске новых впечатлений и удовольствий. Развлечения для Эраста составляли основу всей жизни, поэтому встреча с Лизой оказалась для него просто очередной игрой. Изначально он испытывал к ней определённые чувства, но оказался неспособен оценить по достоинству то, что имеет. У влюблённых были разные ценности и взгляды на жизнь, поэтому Эрасту быстро стало скучно. Когда молодой дворянин начинал свои отношения с крестьянской девушкой, он знал, что общество никогда их не примет, но всё равно пошёл на это. Естественно, спустя некоторое время он оказался перед нравственным выбором: отвернуться от своего окружения или предать любовь. Эраст оказался слишком трусливым, поэтому выбрал собственное благополучие, разбив тем самым сердце Лизы. Он не смог ответить за свои поступки, а судьба бывшей возлюбленной мало его волновала. Желание занимать высокое положение в высшем свете и жажда денег для молодого человека оказались выше чистой любви и искренних чувств. Его неправильный выбор привёл к трагедии, изменить которую было невозможно. После известие о смерти Лизы, Эраст сожалел о своём решении до конца жизни.

  1. А.Н. Островский «Гроза».

Главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» находилась в конфликте между собственными желаниями и мнением общества. Она хотела самостоятельно выбирать свой путь, а не соответствовать принятым устоям современной ей действительности. Катерина оказалась перед нравственным выбором: подчиниться судьбе или расстаться с жизнью. Она вышла замуж за безвольного Тихона против своей воли, так было положено. Будучи хорошей женой, главная героиня искренне жалела своего мужа, но жить дальше так просто не могла. Ей хотелось обыкновенного тихого счастья, любить и быть любимой, а вместо этого девушка подвергалась ежедневным унижениям со стороны деспотичной свекрови. Тихон не был главой семейства, он был морально слабым человеком, целиком и полностью зависящим от своей матери. Катерина мечтала о другой судьбе, поэтому часто задавалась вопросом «От чего же люди не летают как птицы?». Именно стремление к большему и привело главную героиню драмы к измене. Роман с Борисом помог ей вознестись над всей общественной несправедливостью, она жила своей любовью, только ей и дышала. Но Катерина была истинной христианкой, её высокая нравственность не позволила девушке спокойно наслаждаться долгожданным счастьем, зная, что ради него ей пришлось нарушить свои моральные принципы. Внутреннее нарастающее волнение, давление окружающих, невозможность разделить душевный порыв и жизненные устои стали причиной трагедии. У неё было множество вариантов разрешения сложившейся ситуации, но единственным приемлемым выходом для духовного мира главной героини стала смерть.

  1. И.С.Тургенев  «Порог».

У каждого из нас свой порог. Часто приходится выбирать: перешагнуть его и уйти в голод, холод, неизвестность или остаться в уютной, привычной обстановке, в безопасности и спокойствии. Перед таким выбором стоит и героиня стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Порог». Главная героиня произведения – честная и самоотверженная девушка-революционерка. Она  внутренне уже сделала свой выбор и готова перешагнуть за символический порог, чтобы пожертвовать собой ради других людей, ради их счастья и свободы. Ее не страшат ни голод, ни холод, ни смерть, ни тюрьма. Она не ждет ни благодарностей, ни сожаления и готова даже на преступление. Люди по-разному оценивают ее поступок: кто-то называет ее дурой, а кто-то – святой. Это зависит от нравственных ценностей тех, кто оценивает ее поступок. Читателя же стихотворение в прозе заставляет задуматься над своей жизнью, осмыслить ее и понять, что у каждого из нас есть право выбирать.

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека»

Нельзя умолчать о рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека», который учит нас смелости, мужеству, доброте и милосердию. Герой рассказа – простой работяга, которого судьба наградила и доброй женой, и здоровыми, послушными детьми, и уютным домом. Но все отняла у него война, оставив без всего, что было дорого его сердцу. Много раз испытывает его на прочность судьба, ставя перед сложным выбором, но всякий раз с честью выходит из этого поединка Андрей Соколов. Вот читатель видит его перед комендантом лагеря, Мюллером. Он предлагает герою выпить за победу немецкого оружия. Что значило для Андрея Соколова это предложение? Это значило сделать выбор: выпить и этим угодить врагу, который убил его семью, оставил без дома и любимых людей, или отказаться, но, возможно, лишиться жизни. Андрей Соколов не смог перешагнуть через свои моральные принципы и выпить за победу врага. Он сделал свой выбор, смело глядя в лицо Мюллеру: умереть, но не пить за врага.  Открыто глядя в глаза противнику, он озвучивает свое решение и, к удивлению, слышит слова уважения за честность и прямоту. Автор реалистично описывает сцену допроса, давая возможность читателю оказаться на месте героя. «Как бы ты повел себя на месте Соколова?» — будто спрашивает нас писатель. А ответ у каждого свой.

  1. И.С.Тургенев «Два богача»

Многих своих героев И.С.Тургенев ставит перед нравственным выбором, чтобы читатель лучше понял, какими качествами он обладает. Перед непростым выбором оказывается и крестьянин-бедняк из стихотворения в прозе «Два богача». У него осталась сиротой племянница Катька. Жена уговаривает отказаться от девочки, не брать ее в их убогое семейство, в разоренный домишко, так как потом последние гроши пойдут на нее, даже соли не на что будет купить. Но муж остается непреклонным. Он готов есть похлебку и несоленую, но отказаться от сироты не может. Этот выбор крестьянина указывает на его добрую, милосердную, сострадательную душу. Для него материальные ценности не имеют большого значения. Автор называет его богачом и сравнивает с Ротшильдом. Известный миллионер тратит тысячи на благотворительность, из своих доходов уделяет деньги на воспитание сирот, на призрение стариков, лечение больных. Легко быть щедрым, когда у тебя не скудеют богатства. Но бедняк- крестьянин богаче Ротшильда, потому что у него есть золотое сердце, чистая совесть и искренняя доброта. А это дороже всяких богатств. Таким образом, нравственный выбор героя обнажает его моральные ценности.

  1. В.Быков «Сотников»

В художественной литературе встречаются примеры, когда два разных героя в одной и той же ситуации делают разный выбор. Например, в повести В.Быкова «Сотников». Один из героев произведения – Рыбак, простой русский солдат. Это взрослый человек, умеющий наблюдать и мыслить, смелый, мужественный. Ему не страшно идти в разведку,  он, как и все советские люди, защищает свою землю от захватчиков. По отношению к Сотникову, с которым Рыбак отправился на разведку и который был ранен, понятно, что Рыбак —  хороший товарищ. Он не бросает раненого друга, сочувствует ему и помогает. Сотников – интеллигент, смелый, мужественный, принципиальный человек. Он тоже отличный товарищ, всегда готов поддержать и спасти. В плену по-настоящему обнажается натура каждого из друзей. Сотников пытается взять всю вину на себя, чтобы спасти товарищей. Его не страшит смерть, он умирает, как герой, не став предателем. Рыбак же пытается выжить, переходит на сторону полицаев. Он оправдывает себя тем, что, находясь рядом с врагом, будет иметь возможность помогать партизанам, сумеет перехитрить фашистов. И только когда его назначили участником казни Сотникова, он понимает весь ужас своего положения и свою роковую ошибку. Но было уже поздно. Так на примере двух героев автор наглядно показывает непростую ситуацию, когда герои оказываются перед выбором, который они совершают, исходя из своих внутренних качеств.

Примеры из жизни

  1. Несколько лет назад моя сестра столкнулась с проблемой нравственного выбора. Она учится в университете на филологическом факультете, и некоторые дисциплины даются ей достаточно трудно. Одним из таких предметов является Языкознание. Она тратит много времени на подготовку, но чаще всего получает низкие оценки, потому что всегда допускает ошибки. Приближающееся время экзамена пугало её, но отступать было некуда. В назначенный день моя сестра пришла в нужную аудиторию, вытянула билет и написала всё, что знала по этой теме. В одном вопросе она совсем не разбиралась, поэтому даже не стала пытаться что-либо ответить. Каково же было удивление нерадивой студентки, когда вывесили результаты экзамена, у неё стояла пятёрка. Моя старшая сестра сразу заподозрила неладное, так как не могла получить самый высокий балл, не выполнив одно из заданий, но ей очень не хотелось разбираться, потому что мысль о пересдаче была невыносимой. Она спокойно ушла домой и тихо радовалась неожиданной удаче. На следующий день она встретила одногруппницу, которая была сильно огорчена. Оказывается, она лишилась возможности получить красный диплом, сдав экзамен на тройку. Девушка не могла понять, как такое могло получиться, ведь она знала всё от корки до корки. В этот момент моя сестра начала догадываться, что произошло на самом деле: в экзаменационной работе титульные листы лежали отдельно, и по неосторожности, преподаватель мог их перепутать. Трудно далось старшей сестре верное решение,
  2. Одним из ярких примеров правильного нравственного выбора является военный лётчик, командир 2 эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, капитан Николай Гастелло. Он родился в Москве, куда его семья перебралась на заработки из Белоруссии. Мальчик с детства был трудолюбивым и ответственным, уже с 16 лет он работал слесарем на заводе вместе с отцом, параллельно заканчивая школу. В 1932 году Николай был призван в Красную армию и отправлен учиться в луганскую школу пилотов. Великая Отечественная война была не первым боевым опытом молодого лётчика, до этого он успел поучаствовать в боях на Халхин-Голе, а также в советско-финской войне. Через несколько дней после нападения фашистского войска на СССР экипаж, вверенный капитану Гастелло, вылетел для уничтожения немецкой техники, двигающейся по дороге от белорусского города Молодечно к городу Радошковичи. В самолёте находилось четверо бойцов, атака началась удачно: удалось скинуть несколько бомб и проредить вражеские ряды. Однако колонна хорошо охранялась вражеской артиллерией, и завязался ожесточённый бой. Самолёт был подбит из зенитного орудия, из-за повреждённого топливного бака начался пожар. Перед капитаном Гастелло встал трудный нравственный выбор: катапультироваться и спастись или исполнить свой долг. Николай решил довести дело до конца, несмотря на то, что это стоило ему жизни. Он развернул горящий самолёт и направил его прямо на колонну врага, это был первый в истории СССР огненный таран. Всех последующих солдат, решившихся на столкновение с врагом, называли гастелловцами.
  3. Около двадцати лет назад в одной семье случилась трагедия: разбилась на машине семейная пара. Она была замечательным врачом-стоматологом, он – госслужащим. Супруги возвращались домой с юбилея близкого друга семьи и угодили под фуру. Шансов выжить ни у одного из них не было. Сиротами остались трое детей: две девочки и мальчик. Бабушки детей были уже старыми и опекунство оформить уже не могли. Тогда родная тетя, у которой было двое своих мальчиков, забрала племянников к себе, чтобы не отдавать их в детский дом. Тетя Надя смогла их вырастить, воспитать, дать достойное образование. Она относилась к детям своей сестры, как к собственным, старалась ничем их не обделить: ни любовью, ни советами, ни одеждой, ни сладостями. Сейчас все они уже взрослые, у каждого из них своя семья, дети, но при первой возможности они приезжают к той, которая смогла заменить им мать и подарила им частичку своего сердца.
  4. Когда-то в детстве у меня была лучшая подруга Люда. Мы с ней жили в одной деревне, учились в одном классе, правда, сидели не за одной партой, но на переменах и после школы были, как говорят, не разлей вода. Мы делились своими секретами и знали друг о друге почти все. Но однажды летом к своей бабушке приехала городская девчонка, наша ровесница. Во мне она сразу увидела соперницу, видимо, потому, что я была лучше подкована в знаниях, так как  всегда много и вдумчиво читала. Всех деревенских девочек она попыталась переманить на свою сторону, в том числе и мою лучшую подругу. Вначале она не поддавалась на ее уговоры и интриги, а потом я с удивлением обнаружила, что Люда пополнила ряды ее подруг. Конечно же, вскоре я узнала, что послужило причиной этого ее поступка. Это была заколка! Красивая, с разноцветными стеклянными камешками. Она променяла нашу многолетнюю искреннюю дружбу на пусть и красивую, но вещь. Лето закончилось, та девочка уехала в город, а Люда попыталась наладить со мной отношения, я ее, конечно, простила, общалась в ней, но прежнего доверия уже не было. Эту историю я часто вспоминаю, и думаю, как хорошо, что тот выбор, который сделала моя бывшая подруга, показал ее истинные моральные ценности.
  5. Иногда нравственный выбор нужно сделать очень быстро, счет идет даже не на минуты, а на секунды, а от нашего выбора порой зависит жизнь человека. Почти каждый день в Московском метрополитене случаются трагедии. Запомнился один случай, о котором  я прочитала в сети Интернет. Молодая девушка, сотрудник полиции, ехала утром на работу. На одной из станций метро на рельсы упал мужчина, потерявший сознание. У девушки была, конечно, возможность остаться стоять на платформе и увидеть ужасную картину гибели человека под поездом, но она выбрала другое: не мешкая, спрыгнула на рельсы. Ей на помощь бросился еще один неравнодушный человек, с которым вдвоем они и подняли на платформу упавшего мужчину всего за три минуты до приближающегося состава. Девушка не испугалась, не раздумывала долго, а, рискуя своей жизнью, бросилась на помощь человеку. Она понимала, что от нее зависит жизнь человека, и если она не поможет ему, то будет об этом жалеть всю жизнь.

Народная мудрость

  1. «Честные глаза вбок не глядят». В данной пословице говорится о том, что честному человеку нечего скрывать, поэтому он смотрит прямо, не избегая ответа. Только лживые люди отводят взгляд в сторону, испытывая чувство стыда.
  2. «Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный». Наши предки ценили в человеке ,прежде всего, честность, а уже потом силу. Поэтому правда всегда оставалась за честным человеком, сила оказывалась беспомощной в таких случаях.  
  3. «Языком, что хочешь мели, а рукам волю не давай». В этой пословице идёт речь о недопустимости насилия при любых обстоятельствах. Обидеть словом – это одно дело, а распустить руки – совсем другое.
  4.  «Правда, что шило в мешке, — не утаишь». Смысл этой пословицы заключается в том, что рано или поздно всё тайное становится явным. Сколько бы человек правду не скрывал, она всё равно станет известна.
  5. «Своя земля и в горсти мила». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек всегда будет тянуться к тому месту, где родился. Родина одна для человека, можно сменить место жительства, но не место рождения.
  6. «За край свой – насмерть стой». Данная пословица призывает к патриотизму. Родина – одна из главных ценностей в жизни человека, поэтому он должен её защищать до последнего вздоха.
  7. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Смысл данной пословицы заключается в том, что ложь рано или поздно раскрывается, поэтому лучше сразу знать правду, чтобы потом не разочаровываться. Сладкая ложь может слишком сильно ранить того, кто захотел в неё поверить.
  8. «Скромность каждому к лицу». Скромность высоко ценилась во все времена, наглые и хвастливые люди у всех вызывают неприязнь. Поэтому наши предки призывали свой народ стремиться сделать себя лучше, обрести добродетели, которых ещё не имеют.
  9.  «Кто любит труд, того и чтут». Наши мудрые предки ценили в человеке, прежде всего, трудолюбие, поэтому и говорили о том, что трудолюбивым людям везде почёт и уважение.
  10.  «Честных почитай, а гордых презирай». В этой пословице говорится о том, что честность – это добродетель, а гордость – это порок. Поэтому честных людей нужно уважать и чтить, а к гордым относиться соответственно их поведению.
  11. «И среди зол есть выбор», — гласит русская пословица. Она имеет в виду, что выбор есть всегда, даже среди зол. Какое-то зло можно вытерпеть, понять, простить, а какое-то нет.
  12. «Выбор правильного решения приходит с опытом, опыт приходит с выбором неправильного», — говорил русский народ. Действительно, правильное решение часто приходит к человеку только после принятия неправильного, то есть путем проб и ошибок.
  13. «Погнавшийся за джейраном на цветущий луг попадет, погнавшийся за свиньей угодит в грязь», — говорит азербайджанская пословица. Тот, кто сделает добрый, правильный выбор, получит только положительные эмоции и жизненные блага, а тот, кто ошибется и сделает выбор в пользу безнравственного, потеряет честное имя и наживет немало проблем.
  14. «Кто долго выбирает, тому плешивая жена достается», — гласит башкирская пословица. Башкиры отмечают, что тот, кто долго выбирает, рискует остаться с худшим вариантом или без всяких вариантов и получит то, что осталось.
  15. «Поспешный выбор – долгие сожаления», — повествует английская пословица. А англичане же утверждают, что тот, кто делает поспешный выбор, рискует ошибиться и потом долго об этом сожалеть. К выбору нужно подходить ответственно, взвешенно, торопиться в этом деле не стоит.
  16. «Если уйдешь оттуда, где тебя любят, придешь туда, где тебя ненавидят», — говорится в русской пословице. Уйти или остаться – это тоже выбор. Но народ предупреждает в пословице, что уйти от любимых – значит выбрать худший, ошибочный вариант, потому что он обязательно приведет туда, где тебя ненавидят.
  17. «Судьба судьбой, но выбор всегда за тобой», — говорили наши предки. Они отмечали, что у человека всегда есть право выбора, и если что-то получается не так, как ожидалось, в жизни, то жаловаться на судьбу совсем не стоит.
  18. «Выбирай себе дело по плечу», — учили нас наши предки. Они говорили, что дело нужно выбирать по себе, по своим силам, по плечу, чтобы потом не пришлось жалеть и раскаиваться.

Афоризмы

  1. «Вся нравственность человека заключается в его намерениях». Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо говорил о том, что о человеке нужно судить по его намерениям, именно в них заключается его истинная сущность.
  2. «Главное условие нравственности – желание стать нравственным». Древнеримский философ Сенека считал, что истинно нравственный человек должен сам хотеть быть таким, по-другому не получается.
  3. «Нравственность должна лежать в характере». Немецкий философ Иммануил Кант считал, что истинная нравственность изначально заложена в человеческом характере,
  4. «Нравственность – это вечная проблема примирения наших личных потребностей». Иоганн Вольфганг Гёте говорил о том, что люди ставят свои потребности выше законов морали. Нравственность требует от человека соответствия общим требованиям, которые далеко не всегда соответствуют его интересам.
  5. «Нравственность и жизнь – единое целое. Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни». Немецкий писатель Томас Манн считал нравственность – неотъемлемой частью жизни. Нравственный человек – это образец для подражания, а этика – это учение о том, как стать на путь нравственности.
  6. «Нравственность – это разум сердца». Немецкий поэт Генрих Гейне говорил о том, что нравственность – это то, что учит наше сердце сдерживаться при необходимости. Человеческие чувства и порывы тяжело обуздать, для этого нужны нравственные законы, требующие неприкосновенного выполнения.
  7. «Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно». Немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что людям необходимо вначале найти обоснование своим моральным принципам, а затем уже проповедовать их всем окружающим. Легко делать то, что не тянет за собой размышлений.
  8. «Добродетель сама себе награда». Древнеримский поэт Овидий ещё несколько тысячелетий назад говорил о том, что добродетель не требует никаких благодарностей, она сама по себе уже является наградой человеку за его нравственные достижения.
  9. «Собственная нравственная нечистоплотность – это знак презрения к самому себе». Древнеримский писатель Апулей считал, что люди, нарушившие свои нравственные принципы, выявляли неуважение к самим себе. Соблюдение собственных законов нравственности является непреложным правилом каждой честной души.  
  10. «Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придаёт красоту и достоинство нашей жизни. Сделать её живой силой и помочь ясно осознать её значение — главная задача образования». Альберт Эйнштейн выразил своё мнение по поводу понимания нравственности и её воплощения в жизни человека. Он говорит о том, что только нравственность способна наполнить нашу жизнь смыслом и сделать её лучше.
  11. «Сила привычки бессильна перед выбором», — утверждает российский футболист Александр Минченков. Он имеет в виду, что даже сила привычки, которая имеет над нами большую власть, эту власть теряет перед выбором.
  12. «Все, кто не следуют своей стезей, испытают жестокое недовольство собой и вынуждены будут делать выбор. А выбор таков: либо бытие, окруженное частоколом разочарований и боли, либо понимание того, что все родились для счастья», — писал бразильский поэт и прозаик Пауло Коэльо. По его мнению, всем, кто выбирает не свой путь, придется в конце концов сделать непростой выбор: или продолжить идти по чужому пути и смириться с недовольством собой, или понять, что все люди родились для счастья. Но чтобы быть счастливым, следует встать на свою жизненную дорогу и продолжить идти уже по ней. 
  13. «Человек должен делать  выбор . В этом и состоит его сила — в могуществе его решений», — это высказывание Пауло Коэльо, бразильского поэта и писателя, который утверждал, что человеку часто приходится делать выбор. Он не всегда дается легко, приходится все взвешивать, просчитывать и только тогда принимать решение. Если у человека огромная сила воли, если он мудр, то решения такого человека и его выбор всегда восхищают.
  14. Австрийский писатель и драматург Артур Шницлер писал: «Можно выбрать свой путь , но не людей, которых встретишь на нём». Он имел в виду, что каждый человек выбирает свой путь самостоятельно, но, к сожалению, он не вправе выбирать тех людей, которые встретятся ему на этом пути.
  15. «Тщательнее всего следует выбирать врагов, », — писал английский писатель, поэт и драматург Оскар Уайльд. Он утверждал, что с самым ответственным и тщательным образом следует подходить к выбору врагов, потому что от них порой зависит наша жизнь и наше спокойствие.
  16. «Если бы нам был дан выбор: умереть или жить вечно, никто бы не знал, на что решиться. Природа избавляет нас от необходимости выбирать, делая смерть неизбежной», — говорил знаменитый французский моралист жан де Лабрюйер. Он отмечал, что природа – мудра: она избавляет человека от сложнейшего выбора – умереть или жить вечно. Ведь этот выбор сделать очень непросто, никто бы не знал, на что решиться.
  17. «По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену», — говорил фон Гете. Он утверждал, что по выбранной невесте можно судить о нравственных ценностях жениха. Видимо, классик имел в виду, что человек с высокими моральными ценностями будет ориентироваться на внутренние качества невесты: доброту, скромность, порядочность, —  а вовсе не на красоту. Человек же пустой, безнравственный скорее отдаст предпочтение красивой, богатой, но бездушной подруге.
  18. Пол Самюэльсон писал: «Даже дети, взрослея, понимают, что «оба» – недопустимый ответ на вопрос «какой из двух?». Этим высказыванием он хотел подчеркнуть, что человек часто ставится перед выбором, и его хоть и не просто, но нужно сделать. Ведь даже дети понимают, что на вопрос: «Какой из двух?», — нельзя ответить: «Оба».
  19. «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни», —  писал Козьма Прутков. Он  сравнивал возможность выбора с компасом. Как в компасе магнит показывает или север, или юг, так и у человека есть право выбрать себе правильный или неправильный путь в жизни.
  20. «Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей», — говорил гениальный физик-теоретик Альберт Эйнштейн. Ученый доносит до нас важную мысль: не нужно роптать на Бога, винить Его во всех катастрофах. Они случаются прежде всего по вине человека, зависят от его выбора, потому что Бог сделал для нас очень многое: дал нам свободу выбора, указав перед этим путь добра и зла. То, какой путь выбирает человек, зависит только от него самого.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 4.2 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий