Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое самовоспитание» (ОГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое самовоспитание» (ОГЭ по русскому языку) Банк аргументов

На ОГЭ по русскому языку в основном поднимаются вопросы нравственного направления, для раскрытия которых необходимы аргументы из литературы и жизни, подходящим примером подобного задания выступает тема сочинения 15.3 «Что такое самовоспитание». Зачастую в школе на уроках русского языка просто не хватает времени для подготовки к ОГЭ, поэтому ученикам приходится готовиться самостоятельно. Наша команда решила помочь выпускникам в их нелёгком деле, создав наиболее полную подборку аргументов на данную тематику.

Проблема

Что такое самовоспитание и как к нему прийти.

Отношения автора к проблеме

Самовоспитание – это система работы над собой, которую каждый из нас понимает по-разному. С самого детства необходимо дать понять ребёнку, что он должен сам себя воспитывать на протяжении всей жизни, для того чтобы быть достойным членом общества. Каждый человек строит себя сам. Родители дают основу воспитания, на которую потом можно опираться, но главную роль в дальнейшем будет играть самоанализ и самоконтроль. Самовоспитание даётся намного труднее, чем воспитание кого-либо другого.

Аргументы

  1. В процессе самовоспитания человек сталкивается с рядом сложностей и проблем.
  2. Правильная мотивация – основа успеха.
  3. Самовоспитание поможет осуществиться мечте.
  4. Самовоспитание – ключевой фактор в развитии каждого человека.
  5. Одним из способов самовоспитания являются книги.
  6. Ценности, убеждения и привычки меняются каждый год.
  7. Воспитывая в себе нравственность, человек становится достойным членом общества.
  8. Самовоспитание – это самый важный вид деятельности человека.
  9. Самовоспитание необходимо для контроля собственных эмоций.
  10.  Человек, занимающийся воспитанием, достигнет в жизни успеха.

Эпитеты к слову «самовоспитание»

Духовное, личное, внутреннее, творческое, личностное, долгожданное, гармоничное, выстраданное, всестороннее, закономерное, планомерное, приоритетное, последующее, историческое, долгожданное, ожидаемое, логичное, неблагоприятное, преимущественное, динамическое, логичное, спонтанное, постепенное, недостаточное, успешное, непредсказуемое, противоречивое, быстрое, нормальное, потенциальное, идейное, нравственное, усиленное, естественное, драматическое, самостоятельное, неопределённое, будущее, актуальное, возможное, недостаточное, отличное, низкое, организованное, неорганизованное, плохое, посредственное, утончённое, сознательное, элементарное, общественное, религиозное, безукоризненное, надлежащее, безупречное, превосходное, суровое, совместное, отменное, полноценное, разное, своеобразное.

Синонимы к слову «самовоспитание»

Воспитание, саморазвитие, самообразование, научение, самопознание, обучение, самодисциплина, дисциплинированность,  потенциал, развитие способностей, преодоление трудностей, формирование личности, жизненные задачи, достижение целей.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Одним из самых ярких примеров самовоспитания в отечественной литературе является герой романа «Война и мир» Пьер Безухов. К осознанию необходимости совершенствования его привело разочарование в семейной жизни и светском обществе. Причинами жизненных перемен стали предательство жены, дуэль, подлость близких друзей. Пьер всегда выделялся в современной ему действительности, он был уверен, что жизнь состоит не только из балов и званых обедов, в ней есть особый смысл, познать который под силу далеко не каждому. После знакомства с ложей масонов Пьер начал воспитывать себя совершенно другим образом, а в их философии нашёл много ответов на интересующие его вопросы. У него было много свободного времени для своих рассуждений, неожиданное наследство освободило молодого человека от необходимости работать. После долгих раздумий главный герой разочаровывается и в масонстве, потому что его душа искала другой правды, истинной. Изменить отношение Пьера к жизни удаётся Платону Каратаеву. Их знакомство произошло в плену у французов, где обыкновенные вещи приобретали особую ценность. Пьер Безухов начал понимать, что причина всех несчастий – богатство, точнее человеческое отношение к нему. Чем меньше у человека денег, тем он счастливее. Спустя долгое время самовоспитания у главного героя получилось стать мудрее и проницательнее, он научился радоваться настоящему, принимать неизбежное и ценить то, что имеет.

  1. Джек Лондон «Мартин Иден».

Судьба Мартина Идена – это самый яркий пример самовоспитания и саморазвития в художественной литературе. Мартин Иден рос в бедности, в состоянии крайней нужды. Он рос среди людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Главного героя романа не устраивает его положение в обществе, он хочет добиться большего, изменить предначертанную судьбу и избежать участи окружающих его жалких людей. Мартин не хочет верить в свою незначительность, он отказывается мириться с бедностью и ничтожностью. На перемены его подвигла в первую очередь любовь. Главным стремлением необразованного матроса стало добиться ответных чувств у девушки из высшего общества. Мартин Иден влюбился в Руфь, которая была дочерью банкира Морзе. Она стала воплощение идеала, к которому стремился главный герой. Воодушевленный любовью, молодой человек с энтузиазмом отправляется покорять неизведанные вершины. Он движим чистыми помыслами, его интересует не материальная сторона, а сами знания и культура. Мартин с упоением увлекается чтением и самообразованием в целом. Правда, его стремление к писательской деятельности никто не одобряет, даже сама Руфь. Девушка надеется, что это сумасбродство со временем пройдет. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны близких, главный герой верит в свои силы и рассылает во все известные редакции стихотворения и рассказы. Ради своей мечты Мартин терпит нужду и голод, потому что последние деньги уходили на марки для конвертов, которые постоянно возвращались с отказом. Пытаясь осознать недостатки своего творчества, новоиспеченный писатель осознает мелочность и продажность окружающего мира. Поэтому неожиданно пришедший успех не удовлетворил Мартина Идена, он больше не видел в этом смысла жизни. Его судьба закончилась внезапной смертью, которая оказалась единственным выходом из состояния внутреннего опустошения.

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

Андрей Штольц – полная противоположность своего лучшего друга Ильи Ильича Обломова. Удивительно, как сохранилась их дружба на протяжении стольких лет, учитывая отсутствие общих интересов. Андрей не может сидеть на одном месте, он всегда чем-то занят: любит новые знакомства, путешествует, всегда учится чему-то новому. Этот герой постоянно находится в потребности к саморазвитию и самовоспитанию. Его активный образ жизни выделяет его среди всей системы персонажей романа «Обломов». Отец Андрея был немцем, отсюда у молодого человека такая целеустремлённость и тяга к трудолюбию. А его мать мечтала вырастить образованного человека, любившего искусство, музыку и книги. Родители не держали его под чрезмерной опекой, как в семье Ильи Ильича, поэтому Штольц рано стал самостоятельным и понял, что нужно хорошо постараться, для того чтобы добиться, чего хочешь. Единственная прореха в самовоспитании Андрея – неумение выражать свои эмоции. Он не умел любить и мечтать. Он не умел расслабляться, боялся ухаживать за понравившейся женщиной, потому что думал, что она может расценить это как слабость. Но, несмотря на эти недостатки, данный персонаж романа достоин уважения: он сам добился всего в жизни, сам сформировал сильный характер и чувство собственного достоинства.

При помощи образа Штольца И.А. Гончаров хотел сказать то, что в процессе саморазвития человек может слишком увлечься процессом, настолько, что даже перестанет замечать маленькие радости жизни и то, что делает нас счастливыми.

Примеры из жизни

  1. Человеку трудно начать заниматься самовоспитанием. Мы всегда чего-то хотим, но часто это так и остаётся всего лишь желаниями. Так было и со мной, я очень хотела научиться играть на фортепиано, но никак не могла решиться начать. Каждый раз, когда я слышала какое-нибудь великое творение Моцарта или Бетховена, в голове рождалась мысль, что со следующей недели я точно начну брать уроки игры на пианино. Но проходило несколько дней, и желание утихало до следующего раза. Однажды, я услышала мнение, что привычка вырабатывается у человека за 21 день. Получается, что нужно всего лишь заставить себя три недели делать то, что необходимо, а потом это станет совсем не сложно. Я собралась с духом и записалась в музыкальную школу. Первые три занятия дались мне с трудом, я проявила неимоверную силу воли, чтобы не бросить свою затею сразу же. Но я понимала, что самовоспитанием заниматься нужно и полезно, поэтому держала себя в руках. Через две недели занятий, мне стало намного интереснее, потому что уже даже начало кое-что получаться. Спустя месяц у меня в голове не было и мысли о том, чтобы бросить начатое. Три раза в неделю я ходила в музыкальную школу, замечая, что мне это действительно нравится. Теперь я не могу представить свою жизнь без музыки и планирую поступать в Музыкальную консерваторию. Если бы я в тот момент не начала воспитывать саму себя, жизнь сложилась бы совершенно иным образом, иногда просто необходимо прислушаться к голосу разума и поступить правильно.
  2. Одним из самых ярких примеров самовоспитания и становления собственного характера является Гай Юлий Цезарь. Он был умён от природы, но задатки могли бы не проявиться, если бы не железная сила воли и самовоспитание. Его родители с раннего детства стремились дать мальчику хорошее образование: он изучал ораторское искусство, этикет, философию, поэзию и увлекался конным спортом. Когда Юлию было 13 лет, он был избран жрецом благодаря ходатайству родной сестры, а через несколько лет юноша был вынужден бежать из города под страхом смерти из-за перемен в управляющей верхушке. Он осмелился противостоять решению самого императора, но тот не видел в нём особой угрозы и даже разрешился вернуться на родину. Затем началась череда событий, которая привела к гражданской войне. После её окончания единственным повелителем Римской империи стал Юлий Цезарь, он был прирождён для этой должности и правил во благо Рима. Его самовоспитанию и развитию способствовала феноменальная память, а также умение анализировать. Пример великого римского императора говорит о том, что начало самовоспитания – это залог успеха в дальнейшей жизни.

Народная мудрость

  1. «Человек без твёрдого характера, что пружина без закалки». В этой пословице идёт речь о безвольных людях, которые такие же податливые как пружина без закалки. Отсутствие воли духа приводит к тому, что любой посторонний человек может оказать своё влияние на такую личность.
  2. «Труд приносит здоровье, а лень – пороки». С давних пор известно, что труд способствует физическому здоровью человека. А безделье порождает глупые мысли, которые толкают на нехорошие поступки.
  3. «Век живи – век трудись, а трудясь – век учись». Наши предки считали, что человек всегда должен стремиться к большему. Нельзя останавливаться на достигнутом, всю свою жизнь необходимо развиваться и воспитывать свою личность.
  4. «Наше счастье в наших руках». Человек сам творец своего счастья, мы можем строить свою жизнь так, как нам необходимо. Наша судьба в наших руках, никакие обстоятельства не способны её сломать без нашего согласия.
  5. «Каждый человек кузнец своего счастья». В данной пословице говорится о том, что каждый человек способен добиться счастья в жизни, просто нужно постараться. Сидя на одном месте, счастья не дождёшься.
  6. «Нет судьбы кроме той, которую мы сами себе выбираем». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек сам строит своё будущее. Всегда можно изменить свою судьбу, просто необходимо приложить для этого определённые усилия.
  7. «На безделье дурь в голову лезет». В этой пословице говорится о том, что человеку, который занят делом, не хватает времени на глупые мысли. Если голову посещают плохие идеи, необходимо чем-нибудь заняться и всё пройдёт.
  8. «Слабеет тело без дела». Все наши проблемы от лени. В здоровом теле – здоровый дух, а нет ничего полезнее для физической формы, чем труд.
  9. «Знание приобретёшь – не пропадёшь». Наши мудрые предки знали, что умному человеку – везде дорога. Поэтому призывали свой народ учиться, познавать что-нибудь новое.
  10.  «Учиться никогда не поздно». В этой пословице говорится о том, что человек всегда может изменить свою жизнь к лучшему. В любом возрасте мы способны к обучению, главное просто начать.

Афоризмы

  1. «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил о том, что решающую роль в воспитании играет сам человек. Никто не способен его воспитать лучше, чем он сам себя.
  2. «Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой». Л.Н. Толстой говорил о том, что человек всегда должен стремиться к большему. Он должен замечать все свои недостатки и стремиться их исправить.
  3. «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя». Русский педагог и публицист А.Н. Острогорский говорил о том, что человек, воспитывающий другого, применяет эти же требования и к себе. Поэтому самовоспитание неизбежно при влиянии на других людей.
  4. «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания». Залуженный педагог и писатель К.Д. Ушинский считал, что человеческая душа должна всегда оставаться юной, только тогда самовоспитание возможно, иначе никак.
  5. «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания». Л.Н. Толстой говорил о том, что человек должен научиться замечать и принимать свои ошибки, только их осознание способно сделать нас лучше.
  6. «Если совершенствуешь себя, то разве трудно будет управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?». Древний китайский мыслитель Конфуций высказал своё мнение по поводу истинных правителей. Настоящий глава государства должен всегда самосовершенствоваться, стремиться стать лучше, иначе у него не получится оказать благотворное влияние на свой народ.
  7. «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности». Английский философ Г. Спенсер считал, что человеку, прежде всего, необходимо совершенствовать самого себя, а затем уже требовать чего-либо от других.
  8. «Кем бы ты ни был – будь лучше». Авраам Линкольн призывал окружающих к самовоспитанию. Каким бы хорошим не был человек, он всегда может стать ещё лучше.
  9. «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». Древнегреческий философ Сократ считал, что лучшее в жизни человека – это самосовершенствование. Постоянное стремление к познанию нового – истинное счастье, по его мнению.
  10. «Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего-то да стоит». Заслуженный американский педагог Дейл Карнеги говорил о том, что человеку в начале пути самовоспитания необходимо осознать все свои ошибки. Начало исправления заключается уже в том, что мы начинаем понимать, в чём не правы.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий