Для раскрытия собственных мыслей в сочинении 15.3 ОГЭ по русскому языку необходимы аргументы из литературы и жизни, поэтому, прежде всего, нужно разобраться в том, что такое жизненный опыт и как его можно использовать. Навыки, полученные в качестве жизненного опыта, успешно применяются на протяжении всей жизни. Не имея подобного опыта, человек совершает множество ошибок, осознание которых приходит лишь со временем.
Проблема
Значение жизненного опыта в жизни человека.
Отношение автора к проблеме
Жизненный опыт – это знания, которые человек обрёл на протяжении всего своего существования. Накопленные знания помогают избежать прежних ошибок в будущем. Без жизненного опыта ситуации повторялись вновь и вновь. Жизненным опытом можно считать реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдение и выводы, а также традиционный исторический опыт.
Аргументы
- Жизненный опыт – багаж знаний, умений и навыков, которые с каждым годом лишь увеличиваются.
- Жизненный опыт позволяет выжить в современном обществе.
- Жизненный опыт – это знание жизни, основанное на пережитом.
- Негативные впечатления тоже необходимы для всестороннего развития.
- Тяжёлые жизненные обстоятельства позволяют человеку закалить свой характер и обрести новые положительные качества.
- Человек обзаводится жизненным опытом в раннем детстве.
- Без жизненного опыта человечество не смогло бы развиваться и оставалось бы на одном и том же месте.
- Жизненный опыт способствует развитию личности его обладателя.
- Жизненный опыт неповторим, как и судьба конкретного человека.
- Жизненный опыт помогает в саморазвитии и самореализации.
Эпитеты к слову «опыт»
Богатый, большой, вековой, великий, всемирный, гигантский, громадный, дедовский, длительный, долгий, долголетний, душевный, живой, жизненный, житейский, индивидуальный, исторический, коллективный, колоссальный, личный, мировой, многовековой, многолетний, накопленный, народный, немалый, непосредственный, обобщенный, общественный, объективный, огромный, основательный, практический, реальный, сгущенный, серьезный, скромный, сложившийся, собственный, солидный, социальный, субъективный, фамильный, фундаментальный, чужой, широкий, бесценный, высокий, горький, драгоценный, жестокий, замечательный, мрачный, мудрый, неоценимый, передовой, печальный, плачевный, полезный, положительный, поучительный, сокровенный, творческий, трезвый, трудный, тяжелый, хладный, холодный, ценный, борзой, военный, деловой, литературный, педагогический, первый, политический, производственный, революционный, сценический, технический, трудовой, волшебный, необходимый, восхитительный, дивный, настоящий, осмысленный, приятный, полноценный, увлекательный, человеческий, несчастливый, тяжелый, безрезультатный.
Синонимы к слову «опыт»
Практика, умение, навык, знание, познание, учёность, образованность, результат, самоанализ, багаж знаний.
Синонимы к слову «жизненный»
Житейский, необходимый, важный, правдивый, практический, насущный, обыденный, естественный, реалистический, подлинный, современный, правдивый, актуальный, наболевший, внутренний, острый, важный, актуальный.
Примеры из художественной литературы
- М. Горький «Старуха Изергиль».
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» представляет собой воспоминания о жизни одной пожилой женщины. Она рассказывает о своей судьбе и многочисленных мужчинах, которых она любила, но затем бросала ради других. Изергиль всегда поступала эгоистично, не задумываясь о чувствах других. У неё не было необходимого опыта, для того чтобы перестать совершать одну и ту же ошибку. Девушка думала, что всю жизнь останется молодой и сможет играть чужими сердцами.
Её главным оправданием было то, что она действительно считала каждого любовника своей судьбой, отдавалась им полностью и была счастлива. Первый её возлюбленный был молдавским рыбаком. Он влюбился в красавицу Изергиль без памяти, звал с собой за Дунай. Но пыл юной девушки быстро угас, и она предпочла его другому. Эта связь тоже продлилась недолго, Изергиль с лёгкостью поменяла рыжего гуцула на богатого пожилого турка. Попав в его гарем, девушка быстро потеряла интерес к такой скучной жизни, к тому же у неё появилась новая любовь в лице шестнадцатилетнего сына турка. Влюблённые знали, что им грозит за запретные чувства, поэтому решились на побег. Изергиль понимала, что изнеженному юноше не место в суровой жизни беглецов, но поступила по-своему. Спустя недолгое время молодой турок погиб и его смерть не вызвала у возлюбленной никаких мук раскаяния. Она не осознавала, что её прихоть стала причиной гибели молодого мальчика. Далее в её жизни появился женатый болгарин, жена которого в порыве ревности ранила Изергиль ножом. Даже эта история ничему не научила девушку, она влюбила в себя неопытного монаха, находясь на лечении в монастыре, и сбежала с ним в Польшу. После этого случая в её жизни был не один польский пан, девушка даже начала торговать своим телом, ублажая собственное самолюбие тем, что мужчины сражались друг с другом за право обладать ею.
Когда возраст Изергиль приблизился к сорока годам, она познакомилась с красивым и обаятельным шляхтичем Аркадэком. В этой истории сама судьба решила Изергиль спустить с небес на землю, так как немалый жизненный опыт не помогал ей перестать совершать ошибки. Молодой пан долго добивался её, но получив желаемое, тут же бросил. Этот поступок принёс женщине большие страдания, впервые она побывала на месте всех своих отвергнутых любовников. Она никак не могла забыть Аркадэка, долго пыталась добиться его любви, но безрезультатно. Когда он попал в плен, Изергиль бесстрашно бросилась на выручку и освободила возлюбленного, хладнокровно убив стражника. Вместо благодарности женщина получила только насмешки и унижения, не вытерпев подобного отношения, она уехала из Польши навсегда. Ещё долгое время на душе Изергиль оставался горький след неразделённой любви, зато эти чувства научили её пользоваться собственным жизненным опытом, и пришло осознание того, что красота не вечна, поэтому пора остепениться. Она «осела» под Аккерманом и даже вышла замуж, без любви, зато с уважением.
Изергиль гордилась тем, что прожила яркую незабываемую жизнь и верила в то, что должна обязательно передать свой жизненный опыт молодому поколению. Её личный пример давал слушателям выбор, по какому пути пойти дальше.
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Савелий был главой семьи, в которую попала Матрёна Корчагина, от чьего лица ведётся повествование о «богатыре святорусском». Такое прозвище Савелий получил благодаря своей внешности: мощное телосложение, высокий рост, длинные густы сивые волосы, не стриженые более двадцати лет, и такая же густая длинная борода. Возраст согнул спину старика, но не согнул его волю.
Судьба Савелия была очень трудной и сложной. Сначала был господин Шалашников, который больше всего любил пороть крепостных. После его наказаний спина становилась дубовой и не ощущала боли. Затем появился немец-душегуб, который обманул крестьян, втершись предварительно к ним в доверие. Савелий не выдержал издевательств над собой и односельчанами, поэтому стал инициатором жестокого убийства обидчика: немца закопали живьём в яму. После совершённого преступления справедливый старик оказался на каторге. Более двадцати лет находился Савелий в неволе, за это время сердце его очерствело и стало сторониться людей. Он страдал за всех русских мужиков, которым хотел обеспечить лучшее будущее своим поступком.
Из заточения Савелий извлёк опыт и пользу: он научился грамоте и стал разбираться в людях. Несмотря ни на что, он не терял надежды. Рабство не было уделом для настоящего русского мужика, «клейменый, да не раб» — любил говаривать старик.
На каторге Савелию удалось сколотить небольшое состояние, которое он потратил на обустройство своего дома по возвращению на Родину. Близкие уважительно относились к главе семейства ровно до тех пор, пока у него были деньги. Затем даже родной сын позволял себе оскорблять отца и издеваться над ним. Но ничто не могло сломить волю Савелия, неоценимый жизненный опыт, приобретённый им в крепостном угнетении и неволе, научил старика абстрагироваться от происходящего. Только гибель Дёмушки, которого Савелий полюбил всем сердцем, надломила богатыря. После этого происшествия Савелий отправился в монастырь, замаливать свои грехи.
Примеры из жизни
- Ярким примером достижения успеха в жизни, благодаря только собственному опыту, является известный политик, учёный и философ Бенджамин Франклин. Бенджамин родился в многодетной семье бостонского мыловара. Он был пятнадцатым ребёнком в семье. В школе мальчик смог проучиться всего два года, так как у его отца не хватало денег на образование своих детей. Бенджамин с десятилетнего возраста начал помогать отцу варить мыло, но это занятие не отбило тягу к знаниям, и после тяжёлого трудового дня, мальчик взахлёб читал книги. Стремление к чтению радовало родителей, но отсутствие желания трудиться в мыловарне или стать священником – огорчало. Спустя недолгое время Бенджамин был отправлен к старшему брату, работать подмастерьем на типографии. Там ему удалось тайно стать журналистом издания и публиковать заметки в виде писем, где обличались общественные нравы. Его анонимное творчество пользовалось успехом до тех пор, пока брат не узнал, кто настоящий автор сатирических заметок и не выгнал Бена с работы. Мальчик скопил денег и купил себе билет в Филадельфию, где ему удалось устроиться в типографию и зарекомендовать себя талантливым мастером, которому доверили закупку печатных станков в Лондоне для открытия нового филиала. Спустя десять лет Бенджамин открыл собственную типографию, приносившую большой доход. В первую очередь молодой человек обеспечил безбедное существование своей семье, а затем углубился в науку и политику. Первым достижение начинающего политика было открытие первой общественной библиотеки в Америке, являвшейся в то время английской колонией. Тринадцать лет Франклин представлял интересы четырёх штатов в Британии, стал делегатом колоний на континенте. Именно он подписал Версальский договор, который стал финальной точкой в войне США за независимость. В науке Бенджамин тоже добился поразительных результатов: изобрёл молниеотвод, сформулировал закон о сохранении электрического заряда, изобрёл лампы для уличных фонарей, испытывал металлы на теплопроводность и изучил распространение звука в воде.
- Творческий путь В.А. Жуковского был непростым и тернистым. Писатель не мог заработать себе на жизнь созданием собственных произведений, поэтому брался за переводы. В этой сфере его талант высоко ценился. Ещё в студенческие годы Жуковский познакомился с Н.М. Карамзиным, который стал наставником и учителем для начинающего поэта на долгие годы. Учитель не баловал Василия Андреевича лишней похвалой, зато вволю критиковал, считая это своим долгом. Истинную популярность Жуковскому принесли баллады «Людмила» и «Светлана». «Людмила» — это творческий перевод поэмы немецкого поэта Г.А. Бюргера, а работа над «Светланой» заняла 4 года. Переводы так и оставались неотъемлемой частью жизни Жуковского, потому что он был уверен, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. Жизненный опыт дал понять великому поэту, что успеха можно добиться маленькими шажками, осторожно, но уверенно продвигаясь к цели. Временами Василий Андреевич помогал детям в изучении различных наук, в том числе и литературы. Общение с ребятами подвигло его к созданию сказок, которые на протяжении многих лет знакомы всем малышам. В 1815 году Жуковский поступил на службу в царскую семью, где остался на ближайшие двадцать пять лет. В начале он был просто личным чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а спустя два года приступил к педагогической деятельности. Жизненный опыт и знания позволили Василию Андреевичу продвинуться по карьерной лестнице, он был назначен наставником цесаревича. Эта должность требовала большой ответственности не только перед маленьким мальчиком, а и перед всем государством в целом. Влияние учителей оставляет неизгладимый отпечаток на формирующейся личности ребёнка, а цесаревич был не просто мальчиком, а наследником престола, в чьих руках окажется вся Российская империя. Жуковский хотел видеть на престоле образованного государя, поэтому уделял огромное внимание урокам Александра. Даже те занятия, которые проводились другими педагогами, находились под его строгим контролем. Василий Андреевич осознавал, какая важная миссия на него возложена, поэтому чётко сформулировал себе качества будущего правителя, которые необходимо развивать в цесаревиче.
Народная мудрость
- «Опыт – лучший учитель». Наши мудрые предки знали, что наилучший учитель в жизни человека – это личный опыт.
- «Старый ворон даром не каркнет». В данной пословице говорится о том, что человек в возрасте имеет богатый опыт, поэтому плохого не посоветует.
- «Поживёшь подольше – увидишь побольше». В этой пословице говорится о том, что, чем дольше человек живет, тем больше у него жизненный опыт.
- «Не спрашивай старого, спрашивай бывалого». В этой пословице говорится о том, что не всегда старый человек обладает богатым опытом. Поэтому лучше спрашивать совета у опытного человека, а не старого.
- «Кто в море бывал, тот лужи не боится». Смысл данной пословицы заключается в том, что опытный человек знает, чего стоит опасаться, а чего нет.
- «Опыт не покупается, а приобретается». Наши мудрые предки знали, что опыт купить нельзя, его можно только заслужить с возрастом.
- «Стреляный воробей». Так говорят об опытном человеке, который много повидал в своей жизни.
- «Сквозь огонь, воду и медные трубы прошёл». Так говорят о человеке, который многое пережил.
- «Искусный пловец даже в море не утонет». В этой пословице говорится о том, что опытному человеку ничего не страшно.
- «Хороший опыт лучше всяких поучений». Смысл данной пословицы заключается в том, что личный опыт лучше всего учит человека.
Афоризмы
- «Ты не научишься кататься на коньках, если боишься быть смешным. Лёд жизни скользок». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу говорил о том, что нельзя бояться оказаться смешным, когда что-то начинаешь делать. Страх мешает любому начинанию.
- «Жизнь — это соло на скрипке перед публикой, только играть учишься во время выступления». Английский писатель Сэмюэл Батлер писал о том, что у человека нет черновика, он учится жить во время самой жизни.
- «Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня». Древнегреческий философ Сократ говорил о том, что человек может давать советы только исходя из собственного опыта.
- «В пятьдесят лет мужчина более опасен, чем во всяком другом возрасте, ибо обладает дорогостоящим опытом и часто состоянием». Французский писатель Оноре де Бальзак говорил о том, что мужчины с возрастом становятся только лучше, потому как у них появляется опыт и часто богатство.
- «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». Немецкий поэт Готхольд Эфраим Лессинг призывал людей жить собственными мыслями. Только личный опыт способен сделать жизнь лучше.
- «Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты». Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил о том, что нельзя прощать обиды и, тем более, забывать их. Если это сделать, теряется драгоценный нажитый опыт.
- «Бедность нас учит жизненному опыту». Римский поэт Публий Сир говорил о том, что жизненный опыт быстрее всего обретается в трудных условиях.
- «Человек большую часть своей жизни проводит в том, что выкорчевывает из сердца все то, что пустило там ростки еще в юности. Операция сия именуется обретением жизненного опыта». Французский писатель Оноре де Бальзак писал о том, что жизненный опыт зарабатывается ещё в юности. С возрастом он просто анализируется.
- «Пока сам не споткнешься об камень, на котором уже падали миллионы раз до тебя, ничего не поймешь и ничему не научишься». Русский писатель Борис Акунин говорил о том, что человек не в силах понять что-либо, пока сам лично с этим не столкнётся.
- «Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим». Французский писатель Андре Моруа говорил о том, что жизненный опыт приносит человеку удовольствие, только после того, как научишь мудрости другого.