Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Добро и зло» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Добро и зло» (ЕГЭ по русскому языку) Банк аргументов

Для раскрытия темы «Добро и зло» в сочинении 15.3 необходимы аргументы из художественной литературы и жизненные примеры, только таким образом можно добиться высоких результатов на ЕГЭ по русскому языку. Рассуждения о нравственных вопросах ведутся уже на протяжении очень долгого времени, поэтому эти проблемы часто поднимаются в экзаменационных работах. Задача учащего состоит в том, чтобы максимально развёрнуто высказать свою точку зрения, опираясь на литературный опыт талантливых писателей и истории жизни реальных людей.

Противостояние добра и зла началось со времён зарождения человечества и продолжается по нынешний день. Вся суть вопроса заключается в том, что порой эти понятия чересчур тесно переплетаются в человеке и становится слишком трудно определить, какое же из них является главным.

Проблема

В чём заключается противостояние добра из зла?

Отношение автора к проблеме

Борьба добра и зла – это извечная проблема, волнующая умы многих людей. Человеку свойственно ошибаться, поступать против своей совести. Делать добро намного труднее, чем зло, ведь оно основано на самопожертвовании. Истинная доброта проявляется в поступках, которые совершаются с бескорыстными целями и чистой душой. Единственная награда за добрые дела – это осознание, что смог сделать чью-то жизнь лучше.

Аргументы

  1. Один и тот же поступок может быть для кого-то добрым, а для кого-то злым.
  2. Доброта – это проявление внутренней силы.
  3. В мире поддерживается равновесие между добром и злом.
  4. Добро нужно хранить не только внутри себя, но и делиться ним с окружающими.
  5. В современном мире слишком много зла и жестокости.
  6. В сказках добро всегда побеждает зло.
  7. Зло зарождается в негативных эмоциях.
  8. Хорошие поступки – это поступки по чести и совести.
  9. Доброта может проявляться по-разному: в словах, мыслях, действиях, а иногда и в бездействии.
  10.  Художественная литература полна примерами, подтверждающими проявление искренней доброты.

Эпитеты к слову «добро»

Великое, абсолютное, воплощённое, ценное, нравственное, бескорыстное, душевное, совершенное, вечное, истинное, настоящее, всеобщее, мировое, удивительное, человеческое, бесценное, единственное, главное, ангельское, безмерное, беспредельное, неисчерпаемое, бескорыстное, редкостное, необычайное, неподдельное, необыкновенное, вселенское, изначальное, подлинное, христианское, естественное, простое, особое, собственное, внутреннее, чистое, проявившееся, сделанное, величайшее, ответное, побеждённое, торжествующее, отвергнутое, сохранившееся, ненужное, проявившееся, предназначенное.

Эпитеты к слову «зло»

Воплощённое, вселенское, непоправимое, неизбежное, абсолютное, торжествующее, мировое, изначальное, безусловное, потустороннее, древнее, неведомое, необходимое, неизвестное, чудовищное, леденящее, сущее, очевидное, совершенное, великое, неудержимое, главное, чистое, невидимое, задуманное, бессмысленное, настоящее, немыслимое, сплошное, земное, истинное, реальное, грядущее, подлинное, пугающее, явное, старое, бесконечное, старое, человеческое, внутреннее, всеобщее, особое, прежнее, сильное, первородное, неисправимое.

Синонимы к слову «добро»

Доброта, благо, польза, благость, любовь, счастье, альтруизм, участие, сила, благоденствие, гуманность, благородство, сострадание, милосердие, человечность, отзывчивость, чуткость, процветание, благосостояние, теплота, добросердечие, добродушие, благодушие.

Синонимы к слову «зло»

Злоба, худо, вред, лихо, злосчастие, злополучие, несчастье, ужас, беда, бедствие, удар, несправедливость, катастрофа, ярость, гнев, горе, горесть, напасть, невзгода, поруха, кручина, ненависть.

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сольери».

Основу сюжета трагедии А.С. Пушкина составляет противостояние двух известных композиторов одного и того же времени. И хотя Моцарт занимал лидирующую позицию, основное внимание в произведении писатель уделил именно Сальери. Моцарт нужен был всего лишь для раскрытия эмоций другого персонажа. Можно провести аналогию между противостоянием композиторов и борьбой добра и зла, один герой символизирует светлую сторону, другой – воплощение тёмной.

Моцарт был человеком, одарённым талантом. Он создавал музыку не ради славы и денег, а делал это, потому что в творчестве заключался смысл всей его жизни. Сальери тоже жил музыкой и посвятил ей всю свою жизнь, но для того, что давалось Моцарту с такой лёгкостью, менее талантливому композитору приходилось прилагать большие усилия. Сальери полностью посвящал себя процессу творения, уделив этому всё своё время и лишая себя многочисленных благ мирской жизни. Эта несправедливость сводит его с ума, талант конкурента не даёт ему покоя. Почему Моцарт получил свой дар, а ему досталась только возможность понимать музыку? Помутившийся от зависти рассудок, приводит Сальери к мысли, что раз ему не удалось прославиться как композитору, он может получить известность злого гения, отобравшего жизнь у талантливейшего из людей. Только в смерти оппонента видит он единственно возможный выход.

Трагедия в произведении заключается не только в преждевременной смерти Моцарта, но и в судьбе самого Сальери. Он был не готов признать, что кто-то может быть лучше и поэтому решился на преступление.

  1. И. Гёте «Фауст».

В драме И. Гёте воплощением зла и добра является сам главный герой Фауст, учёный, который мечтает познать Вселенную. Автор представляет человеческую душу как поле битвы между добром и злом. Бог и Рафаэль спорят о том, чью сторону выберет Фауст. Бог верит в доброту, сокрытую в душе даже самого порочного человека, а Рафаэль является воплощением самого зла. Он всеми способами пытается соблазнить Фауста, для того чтобы заставить доктора продать свою душу. Ни пьянство, ни деньги, ни любовь не прельстили главного героя настолько, чтобы он был готов расстаться с душой. Коварство Рафаэль подействовало противоположным образом, Фауст смог увидеть главные ориентиры в жизни и теперь его душа стала недоступной для зла. Для двух противостоящих сторон он был всего лишь подопытным материалом, в итоге Рафаэль потерпел поражение, так и не добившись своего. Фаусту удалось выиграть эту битву, но добро и зло бессмертны, значит, их борьба будет длиться вечно и проблема выбора человека останется навсегда открытой.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал вечное противостояние добра и зла, причём сделал это своеобразно: он соединил под одним переплётом две совершенно разные истории. Автор описал события, происходившие в 30-е годы 20 века и события древних времён. Получился некий роман в романе, объединенный общей идеей – поиском добра и борьбы за него. Сразу мы попадаем в далёкий Ершалаим во дворец прокуратора Понтия Пилата, там решается судьба человека по имени Иешуа, который побуждал народ к разрушению храма. По мнению Понтия Пилата, весь мир устроен таким образом: есть люди имеющие власть, а остальные им подчиняются. Поэтому прокуратор сильно удивлён, что существует те, у кого иная точка зрения, а Иешуа ещё и не боялся ему возражать. Страх лишиться уважения нужных людей побеждает жизненные принципы Понтия Пилата, и он казнит невиновного. После этого прокуратора начинают преследовать кошмары и мучить совесть, с этих пор ему стало неведомо, что такое покой.

Все пороки мира, окружающие Иешуа и Мастера, обличает Воланд. Воланд – это переосмысленный автором образ дьявола. Он явился в Москву с целью выявить все тёмные стороны человечества и выставить их на всеобщее обозрение. В итоге он смирился с тем, что люди во все времена остаются одинаковыми. В их жизни много зла, но есть и такие, в чьём сердце до сих пор живёт вера в Бога. Предназначение Мастера заключался в том, чтобы он раскрыл открывшуюся ему истину в своём романе об Иисусе Христе. Но общество не было готово к такой правде и Мастеру пришлось уйти, оставив после себя ученика и свой труд, который напоминал о том, что людям самим предстоит разбираться в своих проблемах, а противостояние добра и зла будет продолжаться вечно.

Примеры из жизни

  1. Крайне остро поднимаются понятия добра и зла на войне, где очень сложно совершать добрые поступки, так как там нет места для жалости и сочувствия. Любое проявление доброты резко выделялось на фоне военной жестокости. Моему прадеду на момент начала Войны было 19 лет. Он сразу же отправился на фронт и попал в дорожно-строительный батальон. Спустя два года он стал командиром взвода и помощником штаба дорожного полка. Вместе с солдатами мой прадедушка строил дороги и возводил мосты для транспортировки военной техники. Работа была трудной, иногда приходилось не спать сутками, трудиться днём и ночью, в жару, дождь и снег. Немцы, понимая, важность наличия дорог для переправы техники, всячески старались уничтожить строительные батальоны. Моему прадеду пришлось пережить большое количество обстрелов и нападений. Однажды, в период временного затишья, он с однополчанами выбрался к небольшому озеру покупаться. Находясь в воде, он заметил кудрявую головку в траве, неподалеку от берега. Выбравшись на сушу, прадедушка обнаружил мальчика лет трёх, прячущегося в зарослях орешника. Оказалось, это сын немецкого офицера, потерявшийся в лесу во время их отступления. Одни солдаты предлагали использовать ребёнка для обретения полезной информации в качестве выкупа, другие проявили невероятную жестокость, высказав своё предложение отдать его в плен, но мой прадед принял собственное решение оставить малыша при себе. Война войной, а ребёнок ни в чём не был виноват. Это было настоящим проявление доброты в условиях зла. Немецкий мальчишка стал приёмным сыном моего прадедушки и моим вторым дедушкой. Никто не знает, как сложилась бы его судьба, если не этот случай.
  2. Часто родители при воспитании детей совершают большие ошибки. Они хотят только хорошего для своего чада, но необдуманные действия способны навредить ребенку. Знакомые нашей семьи долго не могли обзавестись детьми, что только они не делали. Очень много сил и средств было потрачено на обследования и лечения, поэтому, когда подруге моей мамы удалось, наконец, забеременеть их радости не было предела. Поздний долгожданный ребенок стал смыслом всего существования своих родителей. Они чрезмерно его оберегали и лелеяли. В раннем детстве мальчика ограждали от общения с другими детьми, потому что они могут его обидеть или заразить. Когда пришло время идти в детский сад, родители нашли тысячу отговорок, чтобы не отпускать своё чадо от себя ни на шаг. Но ребёнок не может находиться всю жизнь у маминой юбки и наступил тот момент, когда мальчику пора было идти в первый класс. Тут уже выбора у его родителей не было. Вот тогда-то и появились первые признаки неприспособленности ребенка для взаимодействия с социумом. Мальчик просто не знал, как контактировать с другими детьми, как вообще нужно вести себя в обществе. В дальнейшем его проблемы усугубились, и былое непонимание превратилось в жестокость и озлобленность по отношению к окружающему миру. Его родители хотели только добра для своего ребенка, а оказалось, что своими же руками нанесли непоправимый вред. На примере этой семьи можно прийти к выводу, что воспитание ребенка – это очень ответственный процесс, к которому нужно подходить с умом, взвешивая все за и против.

Народная мудрость

  1. «Добро творить – себя веселить». Наши мудрые предки считали, что добрые дела, исходящие от чистого сердца, приносят человеку радость. Поэтому тот, кто творит добро – находится в хорошем расположении духа.
  2. «Кто добро творит, тому Бог отплатит». В данной пословице идёт речь о том, что все добрые поступки будут вознаграждены по заслугам. Не нужно ждать награды сразу, когда придёт время – Бог поможет.
  3. «Кто добро творит, тому зло не навредит». В этой пословице говорится о том, доброму человеку можно зла не бояться. Зло не способно поселиться в душе того, чьи помыслы заняты добрыми делами.
  4. «Добрые люди правду скажут, да путь верный покажут». Данная пословица призывает прислушиваться к добрым людям. У добрых людей чистые помыслы, они честны и способны дать нужный совет.
  5. «Доброе слово доходит до сердца». Наши предки уже давно заметили могущественную силу слова. Словом можно обидеть, ранить, даже убить. А доброе слово способно поддержать в трудную минуту, дать надежду, спасти душу.
  6. «Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно». Данная народная мудрость гласит: истинно добрые поступки делаются бескорыстно, поэтому люди ими не хвастаются. Если же человек рассказывает на каждом углу о своём хорошем поступке, его доброе дело теряет свою ценность.
  7. «Добро не лихо: бродит по миру тихо». Смысл этой пословицы заключается в том, что не каждый человек способен заметить добро в своей жизни. Иногда оно совсем рядом, просто нужно внимательнее присмотреться.
  8. «Злоба лишает человека силы». Все негативные эмоции слишком изнурительно действуют на человека, а злость и вовсе выпивает все соки. Поэтому в данной пословице и говорится о том, что злоба способна лишить человека всяческой силы.
  9. «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает». С древних времён больше всего ценилось в человеке его умение контролировать свои эмоции. Тот, кто способен подавить в себе проявление злости – обладает крепким характером.
  10.  «Сделав зло, на добро не надейся». В жизни всем воздаётся по заслугам. Если человек сделал кому-нибудь зло, это же зло ему со временем и вернётся. Добро присутствует в жизни того, кто сам творит добрые дела.

Афоризмы

  1. «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней». Оноре де Бальзак сравнивает жизнь с куском ткани, сотканной из двух нитей: одна нить – это добро, вторая – зло. В любом материи нити очень тесно переплетаются, так и в жизни: добро и зло всегда граничат друг с другом.
  2. «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Американский писатель Марк Твен даёт собственное определение доброте: это то, что может почувствовать каждый человек в мире. Даже те, кто не сталкивался с добротой, сразу её узнает.
  3. «Добро – есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы не понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру». Лев Николаевич Толстой считал добро – главной целью человеческой жизни. Вся жизнь, по его мнению, заключалась в том, чтобы стремиться к абсолютному добру.
  4. «Мы добры к другим, чтобы больше нравится себе». Французская писательница Жорж Санд не верила в человеческую доброту, поэтому считала, что люди совершают добрые дела только для того, чтобы превозноситься в собственных глазах.
  5. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Людвиг ван Бетховен считал доброту наивысшим достоинством человека. Добрый человек, по его мнению, находился выше всех остальных людей.
  6. «Безумна до того любовь моя, что зла в тебе не замечаю я». Уильям Шекспир хотел сказать то, что любовь слепа. Когда сильно любишь человека, не обращаешь внимания на его недостатки.
  7. «Человек зол по своей природе». Родоначальник немецкой философии Иммануил Кант всю свою жизнь пытался раскрыть проблему человеческой сущности. Он пришёл к выводу, что человек – самое жестокое и злое создание в нашей природе. Только люди охотясь, могут убивать ради своего удовольствия, а не из чувства голода.
  8. «Все дурные дела порождались благими намерениями». Великий римский император Гай Юлий Цезарь говорил о том, что часто человек хочет сделать доброе дело, но по неопытности или незнанию не может. А затем каждое событие тянет за собой следующее. Так и выходит, что изначально благие намерения в итоге приводят к дурным делам.
  9. «Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». Английский философ Джон Локк был ещё и педагогом, поэтому он не понаслышке знал о том, что для воспитания в ребёнке доброты важнее всего личный пример. Можно создавать сколько угодно правил, но если родители сами им не следуют, то и ребёнок тоже не будет.
  10.  «Живут лишь те, кто творит добро». Лев Николаевич Толстой много думал о смысле жизни и пришёл к выводу, что он заключается в доброте. Люди, которые творят добро – живут по-настоящему, остальные – просто существуют.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий