Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Мечта и реальность» (ОГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Мечта и реальность» (ОГЭ по русскому языку) Банк аргументов

Мечта и реальность в жизни человека часто находится слишком близко и много великих людей пыталось разобраться насколько, поэтому аргументы из художественной литературы и жизни необходимы для раскрытия этих понятий в сочинении 15.3 ОГЭ по русскому языку.

Человеку нужно мечтать, для того чтобы стремиться к лучшему, но мечта должна формировать цели, а не становится заменой реальной жизни. Слишком тонкая грань между действительностью и миром фантазий, а под влиянием внешних факторов она стирается вовсе. Возможно, поэтому данное направление присутствует в творчестве русских и зарубежных писателей. Они пытались разобраться: в каком случае мечта помогает человеку, а когда способна разрушить его жизнь.

Проблема

В чём заключается отличие мечты от реальности?

Отношение автора к проблеме

Каждый человек о чём-то мечтает. Наши мечты вдохновляют, вселяют веру, дарят надежду. Их исполнение зависит только от готовности человека действовать ради достижения своей цели. Нужно прикладывать усилия, бороться за воплощение мечты в жизнь. Иногда люди предают собственные мечты, оправдывая это жизненными обстоятельствами. Необходимо помнить, что воплощённые в жизнь мечты – это результат упорного и долгого труда, ничто не даётся нам слишком легко.

Аргументы

  1. Необходимо правильно сочетать мечту с реальностью.
  2. Мечта должна стать целью, а цель должна добиваться поступками.
  3. Мечтой может быть образ идеального будущего.
  4. Существует тип людей, для которых мечты – это пустая трата времени.
  5. Мечты не всегда становятся реальностью.
  6. Мало людей предпочитают реальность своей мечте.
  7. Мечта существует только в голове человека.
  8. В своей мечте ты хозяин, а в реальности – гость.
  9. Мечта одурманивает, а реальность отрезвляет.
  10.  Реальность – это всё, что нас окружает.

Эпитеты к слову «мечта»

Недостижимая, великая, неисполнимая, реальная, нереальная, волшебная, сказочная, основная, главная, детская, женская, светлая, далёкая, мужская, заветная, высокая, глобальная, общая, американская, русская, взлелеянная, осуществленная, реализованная, младенческая, земная, крылатая, голубая, розовая, золотая, давнишняя, сокровенная, давняя, тайная сладостная, смелая, чистая, человеческая, юношеская, мальчишеская, девичья, прекрасная, настоящая, грандиозная, роскошная, наивная, безумная, заманчивая, трепетная, чарующая, волнующая, красивая, народная, единственная, благородная, собственная великолепная, большая, новая, важная, достойная, наивная, сокровенная, отважная, заоблачная.

Мелкая, несбыточная, скучная, обречённая, пропащая, пустая, недосягаемая, неосуществимая, нереализованная, глупая, разбитая, безнадёжная, обречённая, испорченная, эгоистичная, уродливая, жадная, жалкая, капризная, мучительная, мятежная, напрасная, низкая, алчная, нелепая, нескромная, нелепая, призрачная, преступная, странная, чудная, нехорошая, страшная, туманная, грязная.

Эпитеты к слову «реальность»

Объективная, виртуальная, альтернативная, параллельная, неоспоримая, ощутимая, вымышленная, обыденная, несомненная, подлинная, необратимая, удивительная, будничная, безусловная, текущая, ежедневная, человеческая, жизненная, трезвая, привычная, иная, фундаментальная, простая, изменённая, символическая, изначальная, условная, видимая, сегодняшняя, единственная, базовая, истинная, общепринятая, внешняя, земная, неизменная, сказочная, независимая, нынешняя, завтрашняя, будущая, скрытая, необъяснимая.

Суровая, жестокая, странная, дикая, искажённая, кошмарная, ужасная, болезненная, мнимая, неотвратимая, дикая, страшная, ужасающая, неумолимая, бессердечная, беспощадная, чужая, пугающая, запрещённая, грубая, призрачная, мрачная, гнетущая, мучительная.

Синонимы к слову «мечта»

Воображение, фантазия, химера, желание, ценность, идеал, грёзы, видение, иллюзия, утопия, мираж, фантасмагория, надежда, сказка, чудо.

Синонимы к слову «реальность»

Действительность, факт, фактичность, конкретность, подлинность, явь, материальность, достижимость, существование, осязаемость, вещественность, реалия, выполнимость, очевидность, предметность, бытие, сущность, достоверность, осязаемость, истинность.

Примеры из художественной литературы

  1. И.А. Гончаров «Обломов».

Главному герою романа И.А. Гончарова Илье Ильичу Обломову была в тягость реальная жизнь. Он не мог себя заставить совершать ежедневные обязанности представителя дворянского сословия, поэтому просто лежал и мечтал. Все его мечты были о беспечном времени, прожитом в родной Обломовке, где главными заботами были еда и сон, а остальное делали слуги. Изначально он был резвым и любознательным мальчиком, который наслаждался жизнью. Но навязанная родителями скучная жизнь сделала из него ленивого и толстого ребёнка. Он никуда не спешил, много спал и часто сытно ел. Отсутствие стрессов, забот и сложных ситуаций сломали личность Ильи Ильича, он стал воплощением мечты родителей, но перестал быть самим собой. Привычный образ жизни очень трудно изменить, поэтому переехав в Петербург, Обломов через недолгое время возвращается к прежним занятиям. Он попробовал работать, но ушёл, потому что боялся быть уволенным из-за допущенной ошибки. После этого он перестал выходить из дома, участвовать в светской жизни, просто лежал целыми днями на диване. Он не представлял себя во внешнем мире, его суета и движение были чужды Илье Ильичу. Обломов всеми силами старался избегать реальности, прячась в своих мыслях, мечтах и иллюзиях. Дни напролёт проводил главный герой, думая о желаемом будущем в Обломовке. Он действительно не понимал, что все его планы – всего лишь мечты, которым не суждено осуществиться. Он не мог понять, что сказкам, рассказанным ему в детстве няней, не место в реальной жизни. Постепенно мир мечты и мир реальности смешались в одно целое для Ильи Ильича, он сам не заметил, как перестал жить в настоящей действительности и застрял в трясине обломовщины.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

М.А. Булгаков показал, насколько велика пропасть между мечтой и реальностью. Главный герой мечтал опубликовать книгу, которая была делом всей его жизни. Ради её создания он ушёл с работы и потратил все имеющиеся деньги. Но мечта разбилась о действительность в тот момент, когда Мастер опубликовал отрывок из своего романа. Критики жестоко выразили своё мнение, которое полностью не совпадало с мыслями автора. В итоге Мастер оказался в сумасшедшем доме, а свой роман сжёг. Получилось, что мечты, исполнившись, испортили жизнь своему обладателю.

А на примере самой Маргариты М.А. Булгаков показал сколько нужно пережить ради воплощения в жизнь своей мечты. Она больше всего на свете хотела вернуть пропавшего без вести возлюбленного. Маргарита сделала все, что могла, но так ничего и не узнала о нём. Именно в момент полнейшего отчаяния в ее жизни появился незнакомец, предложивший ей чудодейственный крем. Также он пообещал ей встречу с человеком, который знает местонахождение Мастера. Маргарита очень боялась неизвестности, но ради своей мечты навсегда оставила мужа и всю прежнюю жизнь. Мечтая о встрече с любимым, она пошла на сделку с дьяволом и стала хозяйкой на его балу. Девушке пришлось пройти через боль, страх, унижение ради своей любви и в итоге ей удалось вызволить Мастера, заплатив за это дорогую цену. История Маргариты говорит о том, что ради достижения желаемого, нужно приложить большие усилия, потому что просто так ничего не даётся.

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

У Родиона Раскольникова была благородная мечта: равные права для каждого человека в мире. Он хотел победить социальную несправедливость, отдав деньги представителей высшего класса бедным людям. Но для воплощения своей мечты ему необходимо было поступиться собственными жизненными принципами и совершить убийство. Его жертвой стала старуха-процентщица, представитель вражеской части населения, которая обладала богатством. Она не заслуживала жить, потому что обогащалась в тот момент, когда много нуждающихся еле сводили концы с концами и умирали из-за голода. По его мнению, её деньги могли принести гораздо больше пользы другим людям, в частности ему самому. Раскольников решился на убийство, потому что считал себя сверхчеловеком в отличие от Алёны Ивановны. Он мечтал об изменении жизни, но все его цели были основаны на теории, в которой одни люди обладают особенным правом, а другим просто-напросто нет места в этом мире. Главный герой надеялся, что убив старуху, изменит реальность, покинет ряды униженных, нищих и голодных. Но убийство не осуществило мечту Родиона, а обрекло его на душевные страдания и угрызения совести. Он тяжело переживал о содеянном, стал замкнутым и отдалился от своей семьи. Раскольников всё просчитал, но реальность оказалась совершенно другой. В справедливом мире не могут страдать одни люди ради блага других. Ф.М. Достоевский показал в своём романе, насколько могут быть опасными и губительными наши мечты.

Примеры из жизни

  1. Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому человеку. Он сделал огромный вклад во все отрасли естествознания, создал первую химическую лабораторию, провёл множество опытов и даже помог развитию русского языка. Великий русский учёный родился в небольшой деревне в семье зажиточного купца. Он рано потерял свою мать и мучился от нападок злой мачехи. Единственной отдушиной Михаила были рыбалки с отцом, в ходе которых он наблюдал за природой и размышлял над её устройством. Хорошо читать мальчик научился только к 14 годам, после этого книги стали его любимым увлечением. Стать образованным человеком – было заветной мечтой Ломоносова, но в его семье это не ценилось. Мачеха отрицательно относилась к тому, что пасынок слишком много времени тратил на чтение. Поэтому девятнадцатилетний парень сбежал, а через три дня присоединился к рыбному обозу и отправился с ними в Москву, для того чтобы поступить в академию. С собой он прихватил только несколько книг, тулуп и две рубахи. Даже январский мороз не испугал Ломоносова, три недели он шёл пешком по сугробам ради знаний. Безумная тяга к учёбе затмила все остальные его желания и потребности. Общее расстояние от родного села Михаила Васильевича до Москвы превышало тысячу километров, но это оказалось не преградой для осуществления мечты.
  2. Арнольд Шварценеггер родился в 1947 году в маленьком австрийском городке Таль-Грац. Его отец был шефом полиции, а в своё время состоял в нацистской армии. Густав Шварценеггер был строг в отношении сына и серьёзно подошёл к его спортивной подготовке. С раннего детства Арнольд играл в футбол, тренируя свою выносливость. Хорошей физической форме мальчика также способствовала тяжёлая работа на земельном участке. Огромное впечатление на будущую знаменитость произвёл русский силач Власов, участвующий в чемпионате мира по тяжёлой атлетике. С тех пор у Арнольда появилась мечта: он хотел стать похожим на советского тяжелоатлета – победителя соревнований. Отец был против подобного видного спорта, но это не остановило пятнадцатилетнего Арни. Он прилежно «качался» изо дня в день. Мальчик настолько был охвачен идеей стать атлетом, что тайно проникал в спортзал даже в выходные дни, когда здание было закрыто. Спустя два года занятий Арнольд уже добился высоких результатов в родном городке. После окончания школы, он добровольно вступил в ряды австрийской армии, где год прослужил в танковых войсках. Там ему довелось даже побывать под дисциплинарным арестом, за самовольное отлучение ради участия в соревнованиях по культуризму «Мистер Европа». Наказание воспринялось легко, потому что конкурс был выигран. Сила воли и упорство помогли преодолеть Шварценеггеру все трудности. С тех пор, где бы ни участвовал австрийский культурист, все первые места становились его. В 1967 году стал самым молодым обладателем титула «Мистер Вселенная», Арни с лёгкостью побеждал более взрослых и опытных атлетов. Спустя год он повторно подтвердил свой титул, что вознесло его популярность до небывалых высот. В 1968 году Арнольд Шварценеггер переехал в США, но там он стал знаменитостью далеко не сразу. Вначале он просто пытался заработать денег, занимаясь кирпичным бизнесом, который принёс огромную прибыль после землетрясения 1971 года, когда множество жителей Лос-Анджелеса активно занялись восстановлением пострадавших домов. Заработанные деньги молодой культурист вкладывал в выигрышные бизнес-проекты, поэтому заработал свой первый миллион задолго до успеха в кино. Параллельно он работал над своим телом и регулярно участвовал в конкурсах, делая себе имя. Карьера бодибилдера складывалась трудно, дважды проиграв соревнования, он поклялся, что больше никогда не потерпит поражения и своё обещание сдержал. Одна победа последовала за другой, медали со всех престижных конкурсов сделали его настоящей иконой бодибилдинга. В то же время молодого спортсмена заметил заслуженный продюсер Обри Вайсберг, снимающий фильм про мифического силача Геркулеса. Он посчитал, что Шварценеггер лучше всего подходил на главную роль. Уже в 1980 году Арнольд добился всех возможных титулов в культуризме и, уйдя из спорта, стал спонсором и организатором соревнований по бодибилдингу. Все силы в то время были брошены начинающим актёром на покорение кинематографа, где спустя несколько лет добился огромных успехов. Арнольду Шварценеггеру удалось не только воплотить свою заветную мечту в жизнь, но и достичь гораздо большего. Он настоящий пример выдержки, упорства и силы воли, необходимой для достижения высоких целей.

Народная мудрость

  1. «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек всегда стремится к лучшему. Рыба, прислушиваясь к инстинктам самосохранения, плавает около дна, а человек ищет лучшей судьбы, чтобы чувствовать себя счастливым.
  2. «Хотелось на коня, а досталось под коня». В этой пословице говорится о том, что часто нашим мечтам не суждено воплотиться в жизнь. Человек мечтает об одном, а реальность складывается совершенно другим образом.
  3. «Кто хочет, тот и может». Наши предки были уверены в том, что добиваются своих целей только те люди, которые верят в успех. Неуверенность – главный враг человека.
  4. «Много желать – добра не видать». Этой поговоркой наши предки хотели сказать то, что слишком много мечтать вредно. Излишняя мечтательность до добра не доведёт.
  5. «Много захочешь – пораньше с постели вскочишь». В данной пословице говорится о том, что необходимо действовать для осуществления своих желаний. Ничто в этой жизни не даётся просто так.
  6. «Захочет сена коза – будет у воза». Смысл этой пословицы заключается в том, что человек, который сильно чего-то хочет, обязательно этого добьётся рано или поздно. Уверенность в собственных силах помогает добиваться задуманного.  
  7. «Думы за горами, а беда за плечами». В этой пословице идёт речь о жестокой реальности, которая нас окружает. Мечты находятся где-то далеко и не факт, что им суждено сбыться.
  8. «Не говори: не могу, говори: не хочу». Наши мудрые предки говорили о том, что человек способен на многое, главное этого захотеть. Все наши неудачи – чаще всего результат собственной лени.
  9.  «Хотел чёрт на луну влезть, да сорвался». В этой пословице говорится о том, что нужно здраво оценивать собственные силы. Можно хотеть чего-угодно, но не всему суждено сбыться.
  10.  «Ладно уселся, так и сиди». Данной поговоркой наши предки хотели сказать то, что людям свойственно всегда желать чего-то большего. Если мечта осуществилась, нужно тихо наслаждаться результатом, иначе всё может разрушиться.

Афоризмы

  1. «Умей мечтать, не став рабом мечтаний». Английский писатель Редьярд Киплинг предостерегал людей от излишних мечтаний. Всего в жизни должно быть в меру, мечтать необходимо, но так, чтобы знать, где заканчивается мечта и начинается реальность.
  2. «Есть две трагедии в жизни человека: одна – когда его мечта не осуществляется, другая – когда она уже осуществилась». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу говорил о том, что человек всегда остаётся недовольным. Если его мечта не сбылась – это разочарование, если мечта осуществилась – человеку больше не к чему стремиться.
  3. «Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее». М.М. Пришвин был уверен в том, что мечтатели способны изменить наш мир в лучшую сторону. По его мнению, люди, уверенные в своих желаниях, воплотят мечты в жизни.
  4. «Реальность плохо вяжется с мечтами». Паоло Коэльо считал, что в реальности нет места для мечты. Мир грёз остаётся по ту сторону, в жизни всё складывается по-другому.
  5. «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». Бывшая первая леди США Элеонора Рузвельт считала, что только люди, которые верят в свои мечты, способны добиться небывалых высот. Все остальные будут просто жить, не выходя за рамки дозволенного.
  6. «Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая». Альберт Эйнштейн был гением, поэтому смотрел на мир по-особенному. Он считал, что всё в мире изменчиво, даже окружающая нас реальность.
  7. «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого». Л.Н. Толстой говорил о том, что мечта и действительность хороши по-своему. Если бы они слились в жизни человека воедино, наступило бы состояние полнейшего удовлетворения жизнью.
  8. «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном». Известный американский педагог Дейл Карнеги говорил о том, что люди всегда хотят чего-то недостижимого и не замечают того, что у них под носом. Чаще всего человек ищет то, что находится совсем рядом, просто нужно быть внимательнее.
  9. «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям». Виктор Гюго считал, что истинная сущность человека заключается в его мечтах. Желания человека говорят о его натуре.  
  10.  «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» Н.В. Гоголь был разочарован окружающей его действительностью, поэтому он высказал своё мнение, заключающееся в том, что мечта намного лучше реальности.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий