Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Вседозволенность» (ОГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Вседозволенность» (ОГЭ по русскому языку) Банк аргументов

Вседозволенность всегда приводит к ужасным последствиям, поэтому эта проблема так часто поднимается в письменных работах по русскому языку, в частности в сочинении 15.3 ОГЭ, где необходимы аргументы из литературы и жизни для доказательства своей точки зрения. Творчество русских и зарубежных писателей является лучшим источником для аргументации собственных идей. Наша команда рада предоставить вашему вниманию наиболее актуальную подборку тезисов и примеров для подтверждения ваших мыслей в экзаменационной работе.

Проблема

Вседозволенность и её последствия.

Отношение автора к проблеме

Вседозволенность – это манера поведения человека, который чувствует себя свободным от установленных обществом правил и норм приличия. Такое чувство неограниченной свободы приводит к тому, что человек перестаёт признавать не только нормы морали, но и государственные законы. Именно вседозволенность становится наиболее частой причиной совершения преступлений. В первую очередь человек таким поведением разрушает свою жизнь, освобождая все пороки.  

Аргументы

  1. Вседозволенность, которая ничем не ограничена – опасна.
  2. У всего должна быть мера.
  3. Вседозволенность может привести к серьёзным последствиям.
  4. Любое насилие – это следствие вседозволенности.
  5.  Часто путают понятия вседозволенности и свободы.
  6. Самая ужасная вседозволенность – моральная.
  7. Вседозволенность разрушает жизнь человека.
  8. Вседозволенность – пагубное явление, с которым необходимо бороться.
  9. Нельзя быть свободным от всего, чувство ответственности всегда ограничивает свободу действия.
  10.  Человек может быть счастливым только в том случае, если его свобода не ущемляет права других людей.

Эпитеты к слову «вседозволенность»

Полная, абсолютная, ужасная, немыслимая, убийственная, неконтролируемая, собственная, преступная, вопиющая, коллективная, пресловутая, мнимая, хвалёная, вожделенная, возмутительная, безграничная, желанная, личная, безусловная, подлинная, абстрактная, тотальная, нравственная, моральная, необузданная, религиозная, совершенная, творческая, небывалая, изначальная, максимальная, укоренившаяся, человеческая, финансовая, былая, политическая, неожиданная, окончательная, внезапная, прежняя, общественная, ложная, нынешняя, предельная, тайная.

Синонимы к слову «вседозволенность»

Всевластие, безнаказанность, беззаконие, распущенность, безнравственность, беспредел, безответственность, беспринципность, раскрепощённость, свободомыслие, всесилие.

Примеры из художественной литературы

  1. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Один из героев романа лорд Генри Уоттон проповедовал принцип полной вседозволенности. Он высмеивал нравственные ценности и моральные устои современного ему мира. Он придерживался мнения, что самой важной целью в жизни должно быть только собственное самовыражение. Проявление личности – единственное стремление истинно мудрого человека, по его мнению. Лорд Уоттон считал, что люди слишком сильно влияют друг на друга и это влияние угнетает их, не даёт развиваться и добиваться поставленных целей.

Он уверен, что в мире главенствует страх: мораль основывается на страхе перед обществом, религия – на страхе перед Богом. В результате такого мирового устройства все люди чего-то боятся, даже собственных желаний и стремлений. А глубоко спрятанное внутри желание всегда даёт о себе знать, оно медленно съедает душу и отравляет жизнь. Поэтому идея Генри Уоттона заключается в том, что человеку необходимо в кратчайшие сроки избавляться от собственных желаний, а сделать это можно, только удовлетворив их. Лучше согрешить, по его мнению, чем страдать, оставаясь чистым.

Лорд Генри не только сам жил по своим принципам, но и проповедовал их окружающим. Одной из его жертв был Дориан Грей, который, следуя жизненной философии старшего товарища, сломал свою судьбу и судьбу близких людей. Дориан стал считать, что все окружающие хуже него, поэтому он вправе поступать с ними так, как ему заблагорассудится. Вседозволенность главного героя отражалась на его портрете. С каждым гнусным поступком, совершённым ради собственного удовольствия, нарисованное лицо старело и покрывалось изъянами. Эта картина стала напоминанием того, что ничего не сходит человеку с рук, все деяния оказывают влияние на душу, уродство которой не скрыть.   

  1. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Одним из ярких примеров вседозволенности является королева из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». По факту она всего лишь четырнадцатилетняя избалованная девчонка, которая рано лишилась родителей, способных оказать влияние на её воспитание. Никто в королевстве не мог перечить наследнице престола, поэтому с детства она не понимала слова «нет». Девочка росла с уверенностью, что её позволительно абсолютно всё.

Впервые читатель узнаёт о королеве из рассказа старого солдата. Он рассказывает падчерице о том, что девочка рано осталась сиротой, и её просто некому научить уму-разуму. Знания она получает от Профессора, но это книжные науки, а как нужно жить её никто не надоумил. Именно после описания одного из уроков начинает складываться первое мнение о королеве. Она знает, что ей никто не может перечить, поэтому делает всё, что захочется. Учёба слишком скучна для неё, может из-за этого девочка не имеет успехов ни в чистописании, ни в арифметике. Королеве с трудом удаётся написать несколько строчек, когда ей принесли приказ, который требовал королевского решения – казнить или помиловать, она выбрала первое слово просто, потому что в нём меньше букв. Её заботило лишь то, как быстрее написать, а человеческая жизнь ничего не значила.

Для юной правительницы вообще не существовало законов, казнь не была чем-то серьёзным, она пугала расправой всех своих подданных при любом удобном случае. Именно вседозволенность поселила в голову королевы желание получить подснежники любой ценой, несмотря на то, что за окном был декабрь месяц.

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» написал статью, в которой изложил свою теорию о неравенстве и вседозволенности. Он разделил людей на два типа: особенных и «тварей дрожащих». Первому типу, по его мнению, было позволительно абсолютно всё. Они могли совершать преступления ради мнимого всеобщего блага, идти к своей цели по головам и не задумываться о чужих судьбах. Такие люди, по мнению Родиона, способны сами принимать решение, как поступать позволительно, а как нет.

В голове Раскольникова перепутались свобода действий и вседозволенность. Убийство процентщицы Алёны Ивановны было своеобразной проверкой данной теории. Выходит, что главный герой решился на преступление осознанно, он посчитал, что ему позволительно отнять чужую жизнь ради утверждения собственных идей. Раскольников решился на убийство во имя добра, по его мнению, но всё пошло не по задуманному сценарию, потому как в квартире оказался невинный человек – сестра жертвы. Этот инцидент помог разрушить теорию вседозволенности, после происшедших событий главный герой начал разбираться в самом себе и не мог избавиться от душевных терзаний из-за содеянного насилия. Но причиной истинных переживаний стало осознание того, что он оказался «тварью дрожащей», а не «право имеющим».

Главный замысел романа «Преступление и наказание» состоит в том, чтобы показать недееспособность теории о вседозволенности. На примере главного героя демонстрируются последствия воплощения подобных идей в жизнь.

Примеры из жизни

  1. В современном мире всё чаще сами родители прививают своим детям чувство вседозволенности. Ребёнку покупается всё, что он пожелает, для того чтобы избавиться от чувства вины из-за недостаточного внимания. Взрослые слишком много времени уделяют работе и бытовым заботам, в результате молодое поколение растёт само по себе. Дети привыкают, что любое их желание тут же исполняется. У меня есть пример подобного поведения в соседской семье. Мальчику всего 10 лет, а у него уже есть все новейшие гаджеты. Он не задумывается о том, каким тяжёлым трудом достаются деньги его родителям на такие дорогостоящие покупки. Его мама работает педиатром в местной городской поликлинике, а отец – обыкновенным рабочим на заводе, подрабатывая в выходные дни на ремонтах. Они слишком много времени находятся вне дома, и очень мало уделяют внимания своему сыну. Это не означает то, что они плохие родители, просто стараются заработать на жизнь как могут. Именно осознание собственной несостоятельности в плане воспитания своего ребёнка и стало причиной покупки дорогих подарков, чтобы порадовать его. Но такое поведение дало обратный эффект, мальчик просто стал требовать больше и больше, не думая о том, что родителям негде взять столько денег, а расстраивать сына им очень не хотелось. В итоге образовался замкнутый круг: подарки покупались из-за недостатка внимания, а чтобы их купить, необходимо было ещё больше уделять времени работе.
  2. Царь Пётр I вошёл в историю как основной преобразователь России. Он сделал много хорошего для родного государства, но совершенно не считался с мнением своего народа. Виной всему стала вседозволенность, которая образовалась путём отсутствия страха наказания. Одной из его самых возмутительных реформ стал указ об обязательном бритье бороды. Мужчинам было дозволено сохранить её только за уплату определённого налога, иначе царь мог лично обрезать бороду ослушавшимся боярам. С представителями более низких сословий разбирались специально уполномоченные цирюльники. В то время бороду носили практически все, начиная с простых крестьян и заканчивая знатными боярами. Пышная и густая борода являлась не только украшением, но и признаком мужества, силы, а также почитанием православной веры. Именно поэтому конкретно данное нововведение вызвало такой яростный протест. Принудительное бритьё было равносильно сильному оскорблению, унижению и угнетению. Налог на ношение бороды был высоким, но истинные приверженцы устоявшихся традиций были готовы платить любую сумму, лишь бы избежать позора. По поверьям того времени, бритье было сродни греху. Указ, который обрёк миллионы людей на мучения, был подписан Петром I после его знаменитой дипломатической миссии, в ходе которой он познакомился с жизнью и порядками Европы. Длинные бороды считались в западном мире проявлением настоящего варварства, они символизировали уродство и нарушение правил гигиены. Петр I настолько сильно хотел сделать русский народ похожим на европейский, что не ограничился удалением волосяного покрова на лице своих поданных, а решил ещё и переодеть их в зарубежные наряды. Многие были в ужасе от вседозволенности государя, но перечить ему никто не рисковал. «Русь превратилась в цирюльню, битком набитую народом, где один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили», — писал о той эпохе Н.В. Гоголь.

Народная мудрость

  1. «В ком есть стыд, в том есть и совесть». Наши мудрые предки говорили о том, что стыд – это верный признак совести. Бесстыдные люди не знакомы с понятием нравственности, они не придерживаются никаких норм приличия.
  2. «После меня – хоть потоп». В данной пословице идёт речь о тех людях, для которых не имеет никакого значения судьба другого человека. Таких интересует только то, что происходит лично с ними, остальное – неважно.
  3. «Волосом сед, а совести нет». В этой пословице говорится о тех людях, которые дожили до старости, а чувство стыда им так и осталось неведомо.
  4. «У него стыда – что волос на камне». В этой пословице идёт речь о людях, которым неведомо чувство стыда. У камня нет ни одного волоса, так и у такого человека нет даже задатков совести.
  5. «Жили, жили, а стыда не нажили». Эта пословица повествует о тех людях, которые даже под конец жизни не познали чувство стыда. Всю свою жизнь они жили по принципу вседозволенности, только ради себя.
  6. «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Смысл данной пословицы заключается в том, что чувство стыда необходимо вырабатывать у человека с раннего детства. Родители должны уделять много внимания формированию нравственных ценностей своего ребёнка, а не решать все вопросы при помощи применения силы.
  7. «Без рук, без ног – калека, а без совести – полчеловека». Наши предки считали, что человек без совести – это не человек. Совесть – это значимая часть человеческой души, а без неё остаётся только физическая оболочка.
  8. «Когда совесть раздавали, его дома не было». В этой пословице идёт речь о людях, у которых нет совести. В иронической форме говорится о том, что их не было дома, когда раздавали совесть.
  9. «Чистая совесть – самая лучшая подушка». Смысл данной пословицы заключается в том, что люди с чистой совестью всегда спят спокойно. Их ничего не тревожит, в отличие от тех, чья совесть запятнана.
  10.  «Ни бога не боится, ни людей не стыдится». Наши предки были верующими людьми, поэтому всегда боялись гневить бога. Именно поэтому они говорили о тех, кто жил по принципу вседозволенности, что они ничего не бояться – ни бога, ни людей.

Афоризмы

  1. «То, что один считает безнравственным, другой делает правилом жизни. Нельзя установить всеобщий кодекс порядочности». Советский писатель А.Г. Алексин говорил о том, что понятие нравственности у каждого человека разное, поэтому трудно создать рамки и нормы, которые будут приемлемы для каждого.
  2. «Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста». Знаменитый русский психиатр, психолог и невропатолог В.М. Бехтерев считал, что нравственное несовершенство является следствием плохого воспитания. На преступления чаще всего решаются те люди, которым родители уделяли мало внимания в детстве или слишком строго себя с ними вели. Все причины агрессии кроются в раннем детстве человека, по его мнению.
  3. «Собственная нравственная нечистоплотность – это признак презрения к самому себе». Древнеримский писатель и поэт Апулей говорил о том, что человек может гордиться собой, только тогда, когда он чист душой. В остальных случаях появляется ощущение презрения к самому себе, от которого очень трудно избавиться, по его мнению.
  4. «Кто привык идти нечестным путём, рано или поздно окажется в бездне». Популярный художник В.Э. Казарян был уверен в том, что жизнь рано или поздно всё расставит по своим местам. Подлые люди всегда получают по заслугам, их нечестные поступки не окажутся безнаказанными.
  5. «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что знания ничего не значат без нравственного развития. Человек должен быть в первую очередь высокоморальной личностью, а образование находится уже на втором месте.
  6. «Кто бы что ни делал и не говорил, я должен оставаться хорошим человеком». Римский император Марк Аврелий прославился не только как мудрый правитель, но ещё и как философ, который много рассуждал над предназначением человека. Он говорил о том, что человек всегда должен быть достойным, несмотря на поведение окружающих. Чужие слова или поступки не должны оказывать никакого влияния на хорошего человека.
  7. «Угрызения совести начинаются там, где заканчивается безнаказанность». Французский философ Клод Гельвеций считал, что у человека, ощущающего безнаказанность, никогда не проснутся угрызения совести. Лучший способ разбудить совесть – это страх наказания, по его мнению.
  8. «Наибольший соблазн преступления заключается в расчёте на безнаказанность». Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил о том, что люди решаются на преступление только тогда, когда рассчитывают на избежание наказания. Страх расплаты никогда не позволит сделать что-либо противозаконное.
  9. «Возмездие преследует всякого, но догоняет не многих». Австрийская баронесса Мария Эбнер фон Эшенбах прославилась своими психологическими романами, в которых описывала человеческую личность с разных сторон. Она говорила о том, что, к сожалению, вседозволенность процветает только благодаря тому, что возмездие приходит не к каждому. Безнаказанность порождает противоправные деяния.
  10.  «Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло». Франсуа де Ларошфуко писал в философско-моралистическом направлении, поэтому так много его высказываний превратились со временем в афоризмы. Он говорил о том, что часто добрые поступки, совершаемые человеком, исходят не от чистого сердца. Хорошие люди всегда входят в доверие, и положительная репутация работает на них, именно поэтому так легко творить зло, притворяясь добрым.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий