Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое свобода» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое свобода» (ЕГЭ по русскому языку) Банк аргументов

На вопрос «Что такое свобода» у каждого человека свой ответ, поэтому для сочинения ЕГЭ по русскому языку необходимы аргументы из литературы и жизни, чтобы подтвердить собственную точку зрения мнением людей с большим опытом и багажом знаний. Во все времена люди стремились к свободе, но у каждого поколения формируется свой взгляд на то, в чём она заключается. Нельзя утверждать, кто прав, а кто нет. Все имеют право на личное мнение.

Проблема

Что такое свобода и как она проявляется?

Отношение автора к проблеме

Понятие свободы подразумевает возможность поступать в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями. Во все времена свобода очень высоко ценилась, люди были готовы даже расстаться со своей жизнью ради идеи всеобщей свободы. Большинство войн и революций начиналось именно из-за желания свободы, которая притеснялась. Современному обществу повезло больше своих предков: человек имеет гражданские права, может свободно передвигаться по миру, свободен в выборе веры, у него есть возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни в целом. В прошлом люди могли только мечтать об этом. Но всё же абсолютной свободы не существует, у человека есть не только права, но и обязанности. Его свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека.  

Аргументы

  1. Свобода – это важнейшее условие для самовыражения человека.
  2. Часто свободу символизирует образ птицы.
  3. В современном мире основными понятиями являются «свобода выбора» и «свобода слова».
  4. Свобода каждого человека должна ограничиваться ответственностью.
  5. Полной свободы быть не может, для всего есть свои ограничения.
  6. Свобода – это жизнь.
  7. Все люди стремятся к свободе, но иногда, получив её, не знают, что с ней делать.
  8. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
  9. Свобода – это возможность самому принимать решения.
  10.  Внутренняя свобода гораздо важнее физической.

Эпитеты к слову «свобода»

Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.

Синонимы к слову «свобода»

Независимость, освобождение, вольность, право, суверенитет, выбор, воля, непринуждённость, доступность, непосредственность, простота, простор, приволье, раздолье, развязность, беспрепятственность, раскованность.

Примеры из художественной литературы

  1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле и больше всего в жизни мечтал о свободе. Ещё ребёнком он попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал ребёнка в монастырь. Однако монастырские стены не стали ему домом, они были для Мцыри тюрьмой. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла свобода, и поэтому он совершил побег.

Мцыри хотел повидать родные места, мечтал ступить на землю, где был его дом. Однако этой мечте не было суждено исполниться. Три дня он скитался, рисковал собственной жизнью, но ни на минуту не пожалел о содеянном. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на свободе стоили целой жизни в неволе для него. Молодой горец вдохнул горный воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Юноша любовался бушующей природой, такой же мятежной, как и он сам. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни.

В конце поэмы главный герой погибает, но он умирает свободным и непобеждённым. М.Ю. Лермонтов показал на его примере, на что способен человек ради своей свободы.

  1. М. Горький «Старуха Изергиль».

Тема свободы является одной из основных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Во всех трёх частях поднимается данная проблема. Старуха Изергиль, Ларра и Данко понимают свободу по-разному, хотя для всех них она является неотъемлемой частью жизни.

Ларра желает своей личной свободы, он рос вдали от общества и не признавал человеческие законы. Он осуждал и презирал старейшин, отрицал общественные порядки и правила. Единственное, что имело значение в его жизни – это собственные интересы и нужды, чужие чувства сыну орла были безразличны. Получив отказ от понравившейся девушки, Ларра жестоко её убивает, даже не задумываясь о том, что нарушил чужую свободу. Он не понимает, что не имел права посягнуть на чужую жизнь. Выходит, что свобода для Ларры заключается только в вольности поступать, как ему вздумается. Поэтому она же и стала его наказанием: после убийства невинной девушки он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был человеком, а не орлом, как его отец.

Понимание свободы старухой Изергиль было в чём-то схоже с позицией Ларры. В отличие от него она не отказывается от общества, но живёт только ради собственного удовольствия, не считаясь с чужими чувствами и желаниями. Она делает всё, что ей захочется. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин. Однако подобный образ жизни не сделал главную героиню счастливой, она не смогла стать свободной внутренне, чувство невыполненного предназначения тяжким грузом легло в её душе.

Совсем в другом смысле представлялась свобода Данко. Он мечтал не о собственной свободе, а о свободе своего народа. Данко пожертвовал собой ради счастья других, он отдал сердце, чтобы вывести из тьмы своё племя. Он оказался свободным душой, что намного важнее физической независимости.

М. Горький в своём рассказе противопоставил свободу Ларры свободе Данко, а отношение к этому понятию самой старухи Изергиль оказалось смешанным.  

  1. Легенда о Дедале и Икаре.

Ещё в давние времена люди мечтали о безграничной свободе, эта мечта отразилась в древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре. Афинянин Дедал был самым талантливым скульптором и строителем своего времени. В каждом городе были его творения, статуи Дедала называли живыми. Его единственным учеником был родной племянник Тал, который даже превзошёл своего учителя. Ещё в юности он изобрёл гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и множество других строительных инструментов, упрощающих жизнь человека.

Дедал завидовал Талу, не хотел оставаться в тени своего ученика, поэтому в порыве злости столкнул его с городской стены. Чувство вины и стыда за содеянное убийство заставили его сбежать из родного города на остров Крит, где царь Минос дал известному скульптору сложное задание. Ему нужно было построить лабиринт для Минотавра, в котором бы он смог скрыться от человеческих глаз. Дедал блестяще справился с заданием, создав целую сеть извилистых ходов, из которых было невозможно найти выход.

Каждые девять лет народ Крита должен был отдавать в жертву Минотавру семь красивых юношей и девушек. Их приводили в лабиринт и отпускали навстречу чудовищу. Дедалу были не по нраву такие жестокие обычаи, и он начал безумно тосковать по своей родине. Однако Минос не хотел отпускать от себя такого талантливого мастера, поэтому о возвращении домой не было и речи.

Поразмыслив, Дедал пришёл к выводу, что раз не получается сбежать по морю, он это сделает по воздуху. И начал создавать искусственные крылья, связывая короткие и длинные перья нитками и воском. Маленький сын Дедала Икар с удовольствием помогал своему отцу, поэтому работа была быстро окончена. После испытания собственных крыльев, греческий скульптор сделал такие же для своего сына.

В день, когда Дедал и Икар собрались бежать, отец дал своему сыну наставление, чтобы он летел прямо за ним, опустившись слишком низко, он намочит крылья в морской воде, а поднявшись слишком высоко – пострадает от солнца, которое расплавит воск, скрепляющий перья. Их полёт начался прекрасно, они словно две большие птицы летели в родные края, и вот, когда уже был виден берег Греции, Икар, опьянённый безграничной свободой, отстал от отца и полетел вверх к солнцу. Жаркие лучи мгновенно растопили воск и крылья распались за считанные секунды. Мальчик упал в морские волны, так и не успев позвать отца на помощь. Когда Дедал обернулся, уже никого не увидел, лишь заметил остатки крыльев на морских волнах.

Этот миф является напоминанием о том, что у любой свободы есть ограничения, которых необходимо придерживаться.

Примеры из жизни

  1. Ф.М. Достоевский признан классиком русской литературы и лучшим создателем романов на мировом уровне. Его судьбу трудно назвать лёгкой и безоблачной, чего стоил хотя бы арест. Писатель имел в числе своих приятелей М.В. Петрашевского, который устраивал пятничные встречи, где обсуждались запрещённые темы: отмена крепостного права, изменения в политике, свобода книгопечатания. На одном из этих вечеров Ф.М. Достоевский познакомился со Спешневым, который создал тайное общество с целью переворота в стране и создания противозаконной типографии. 23 апреля 1849 года Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали. Писатель отрицал свою вину и причастность к революционной деятельности, но власти были хорошо осведомлены и даже приговорили его к смертной казни. На долгих восемь месяцев забыл Фёдор Михайлович о свободе, ожидая своей смерти. К счастью, смертную казнь заменили восьмилетней ссылкой, а позже Николай I лично распорядился сократить срок ссылки в Сибирь до четырёх лет. Кроме свободы, Достоевский лишился чина и своего состояния, а по истечении срока отбытия наказания был произведён в рядовые солдаты. Император пожалел молодого писателя, не лишая полностью его гражданских прав. Годы, проведённые на каторге, произвели на Фёдора Михайловича неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал одиночество, не мог принять происходящие события. Лишь в 1856 году всем петрашевцам было даровано помилование новым императором Александром II, а спустя год Достоевский получил полную амнистию и обрёл возможность снова публиковать свои произведения. Каторга сформировала личность Достоевского, он стал глубоко религиозным человеком и построил собственную систему жизненных принципов. Иногда отсутствие свободы оказывает на человека необходимое действие.   
  2. Статуя Свободы – это один из самых величественных и значимых монументов США. Идея создания статуи приписывается французского мыслителю, писателю и политическому деятелю Эдуарду Рене Леферву де Лабулэ. Он возглавлял антирабовладельческое общество во Франции. Находясь под впечатлением от победы над рабством в результате гражданской войны США, он представил скульптору Фредерику Батольди свою идею, который давно мечтал о создании подобного монумента на входе в Суэцкий канал. Статуя была задумана как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости. По договорённости Америка должна была подготовить пьедестал, а Франция построить саму статую. В первый же год создания будущего шедевра Батольди отправился в США на выставку, представив там публике руку статуи Свободы с факелом. Экспозиция имела ошеломительный успех, что помогло с финансированием проекта в будущем. Готовая статуя была разобрана на 350 частей и отправлена на французском фрегате к берегам Нью-Йорка. Там она пробыла в коробках почти год, потому что пьедестал оказался неготовым. Начало его строительства откладывалось из-за недостатка средств и только после напечатанной просьбы родоначальника жанра жёлтой прессы Джозефа Пулитцера в самой популярной газете страны эта проблема решилась. Статую собрали на новом постаменте за четыре месяца, и на торжественном открытии президент Гровер Кливленд сказал, что этот монумент является воплощением духа свободы всего американского народа.

Народная мудрость

  1. «Свободный человек ничего не боится». Наши мудрые предки считали, что свободному человеку нечего бояться. Страхи не дают быть по-настоящему свободными.
  2. «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка». В данной пословице говорится о том, что никакая золотая клетка не заменит свободы. Богатство не главное в жизни, оно не позволяет человеку быть самим собой.
  3. «В чистом поле четыре воли». Наши предки говорили о том, что свободный человек волен идти, куда ему угодно, на все четыре стороны.
  4. «Воля велика, да тюрьма крепка». В данной пословице говорится о том, что человек может лишиться своей свободы, совершив преступление. Нет худшего наказания, чем быть заключённым в тесных тюремных стенах.
  5. «Была бы шея, а хомут найдётся». В этой пословице идёт речь о подчинении чужой воли. Всегда найдётся тот, кто захочет ограничить свободу другого человека для своей выгоды.
  6. «Вольному воробью и соловей в клетке завидует». Смысл данной пословицы заключается в том, что свобода ценится превыше всего. Лучше иметь низкое происхождение и быть свободным, чем находиться в золотой клетке.
  7. «И медведь в неволе пляшет». В данной пословице говорится о том, что ограничив чужую свободу, можно заставить человека делать то, что нужно другим. Даже медведя можно заставить танцевать.
  8. «Плохая воля лучше неволи». Наши мудрые предки знали, что лучше трудная свобода, чем её отсутствие.
  9. «Своя воля всего дороже». В этой пословице говорится о том, что человеку всего в жизни дороже его свобода.
  10.  «И золотые удила коню не милы». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку не приносит радость богатство, если оно ограничивает его свободу.

Афоризмы

  1. «Нет рабства более позорного, чем рабство духа». Римский философ Луций Анней Сенека считал, что важнее всего внутренняя свобода.
  2. «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди говорил о том, что каждый человек имеет право на ошибки, в этом и заключается его истинная свобода выбора.
  3. «Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным». Французский философ Вольтер писал о настоящей свободе, которая заключается в том, что человек волен делать то, что приносит ему удовольствие.
  4. «Невозможно быть свободным о того, от чего убегаешь». Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человеку для истинной свободы необходимо избавиться от своих страхов. Убегая, человек не может чувствовать себя свободным.
  5. «Вот это и есть свобода — чувствовать то, чего желает сердце, не заботясь о чужом мнения». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо считал, что человек может быть по-настоящему свободным, только если избавиться от влияния чужого мнения.
  6. «Власть – это долг, свобода – ответственность». Австрийская писательница  Мария фон Эбнер-Эшенбах говорила, что власть – это долг человека перед теми, чья судьба от него зависит, а свобода должна ограничиваться ответственностью, чтобы не навредить окружающим.
  7. «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится». Древнегреческий философ Демокрит считал истинно свободным человеком только того, кто избавился от своих страхов и не оставил надежды на лучшее.
  8.  «Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее». Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил, что человек способен ощутить весь вкус свободы, только познав неволю. Только в сравнении познаётся истина.
  9. «Свобода обозначает ответственность. Вот почему большинство людей боится её». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу считал, что большинство людей боится свободы, потому что для неё необходима ответственность, которая будет ограничивать человека в его действиях.
  10.  «То, что в одних случаях называется свободой, в других называется распущенностью». Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан говорил о том, что свободу часто путают с вседозволенностью. Распущенное поведение не означает проявление свободы, у свободного человека должна быть ответственность за свои поступки.
Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий