Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Личность» (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Личность» (ЕГЭ по русскому языку) Банк аргументов

Личность человека и её взаимоотношения с окружающим миром всегда является актуальной проблемой, поднимаемой во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Выпускник любого общеобразовательного учреждения должен уметь раскрывать свои мысли, опираясь на опыт других людей, более осведомлённых в конкретной сфере. Умение использовать достоверный материал, несомненно, пригодится на протяжении всей жизни. Поэтому наша команда решила помочь в сборе необходимой информации для подготовки к экзаменационной работе, создав данную подборку аргументов.

Проблема

Личность человека и её взаимоотношения с окружающим миром.

Отношение автора к проблеме

Главное влияние на формирование человеческой личности оказывает социум. Человек и общество всегда находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать отдельно друг от друга. Именно от среды и окружения, в котором растёт ребёнок, зависит то, кем он станет. Если в силу определённых причин, человек вынужден оказаться вне общества, он чувствует одиночество, неполноценность, часто даже деградирует. Привилегия родиться личностью дана каждому, а вот сохранить и развить её можно только, благодаря постоянной работе над собой.

Аргументы

  1. Личностью можно считать человека, способного жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
  2. Личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другой личности.
  3. Проблема человеческой личности всегда была главной проблемой философии.
  4. Понятие личности является основным понятием педагогики.
  5. Не каждого человека можно назвать личностью.
  6. Надо обладать определённым набором качеств, чтобы иметь право называться личностью.
  7. Для того чтобы сформировать свою личность, необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться.
  8. Люди становятся личностями в процессе социализации.
  9. Человек не рождается личностью, а становится ею.
  10.  Личность – это то, что отличает человека у животного, у которых личности нет.

Эпитеты к слову «личность»

Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одарённая, оригинальная, привлекательная, самобытная, светлая, свободолюбивая, творческая, яркая, артистическая, возвышенная, впечатлительная, гениальная, избранная, благородная, великодушная, изысканная, изящная, музыкальная, поэтическая, талантливая, тонкая, утончённая, художественная, чуткая, эстетическая, заячья, изломанная, кремневая, огненная, расхлябанная, самовоспитанная, активная, беспокойная, бесстрашная, богатая, бодрая, боевая, взбалмошная, властная, властолюбивая, волевая, восприимчивая, гибкая, глубокая, деспотическая, дикая, живая, жизнерадостная, загадочная, запутанная, исключительная, ищущая, кипучая, крепкая, могучая, мощная, мужественная, мятежная, настойчивая, недюжинная, независимая, неистовая, необузданная, непонятная, непоседливая, нервная, несгибаемая, неугомонная, неукротимая, неуравновешенная, неутомимая, общительная, открытая, оптимистическая, отзывчивая, подвижная, простосердечная, прямая, порывистая, пылкая, разносторонняя, редкая, решительная, русская, самобытная, самостоятельная, свободная, сдержанная, искренняя, славянская, сильная, сложная, смелая, стойкая, страстная, сумасбродная, твёрдая, темпераментная, титаническая, требовательная, увлекающаяся, упрямая, фанатическая, фанатичная, цельная, цыганская, чистая, чуткая, щедрая, чувственная, чувствительная, широкая, экстравагантная, эксцентрическая, эмоциональная, энергическая, деликатная, энергичная.

Апатическая, апатичная, безвольная, вялая, гнилая, замкнутая, инертная, ледяная, ленивая, малодушная, мертвенная, мечтательная, мягкая, неглубокая, необщительная, неэмоциональная, податливая, подчиненная, рабская, рефлектирующая, робкая, рыхлая, слабая, созерцательная, спокойная, сухая, тупая, уединенная, флегматическая, флегматичная, холодная, бесстыдная, гнусная, криминальная, мерзкая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, отвратительная, подозрительная, подлая, преступная, притворная, противная, серая, скользкая, волчья, двойственная, двуличная, грубая, дубовая, душевная, едкая, желчная, зверская, испорченная, коварная, лукавая, мелкая, мелочная, нечестная, низменная, подозрительная, пошлая, раздражительная, себялюбивая, склочная, тщеславная, узкая, хищная, черствая, честолюбивая, эгоистическая, эгоистичная.

Синонимы к слову «личность»

Индивидуум, индивидуальность, человек, индивид, субъект, своеобразие, характер, тип, существо, особь, персона, фигура, лицо, особа, натура, представитель.

Примеры из художественной литературы

  1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представлен образ лишнего человека в лице Григория Печорина. Главный герой происходил из влиятельной дворянской семьи, поэтому с детства окружён богатыми и беспечными людьми. По мере взросления, ему это общество надоедает, светские вечера и балы не интересуют молодого человека, он серьёзно увлечён наукой.

Внутренний мир Печорина был пустым, а причиной этого стало развитие личности. Окружающая обстановка с раннего детства приучала его к пустой жизни, пророчащей такое же пустое будущее. Главный герой писал в личном дневнике, что его скромность расценивалась как ложь, скрытность появилась из-за недостатка ласки, злость стала результатом постоянным оскорблениям, он был готов полюбить всех, но в итоге возненавидел.

На протяжении всего произведения Печорин пытается побороть внутреннюю пустоту, но его старания оказываются тщетными. Все его затеи оканчиваются провалом, Григорий знал это, поэтому постоянно испытывал душевные муки. Нескончаемая внутренняя борьба лишила его всего необходимого для полноценного существования, все эти терзания сделали его «лишним человеком» среди остальных людей.

Печорину никто не нравится, у него даже нет близких друзей. Желание знакомиться и беседовать с новыми людьми давно пропало, он находит себе оправдание, которое состоит в ценности собственной свободы. На самом же деле, это всего лишь замкнутость, слабая сторона его личности. Печорин боится не предательства, а потерять свою независимость. Ему кажется, что люди обязательно посягают на личную свободу близкого человека, бесцеремонно врываются в сложившиеся жизненные устои и ломают их, не считаясь ни с чьим мнением.

В итоге Печорин, так и не отыскав смысла в жизни, погибает. М.Ю. Лермонтов пытался донести то, что любой человек должен иметь цель. Бессмысленное существование всегда ведёт к моральному падению или физической смерти, и что ужаснее – неизвестно. «Лишние люди» есть в каждой эпохе, одни рождаются раньше подходящего времени, другие живут прошлым.

Не случайно роман называется «Герой нашего времени», в нём идёт речь не о конкретном человеке, а о целом молодом поколении 19 века. Их богатый мир не мог остановить душевное опустошение, приводящее к безразличию и потери смысла в жизни.

  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Главным героем всемирно известного романа Д. Дефо является Робинзон Крузо, который был человеком, сохранившим свою личность в трудных условиях. Робинзона с детства тянуло к морю, но отец желал ему другого будущего, избрав карьеру судьи. Мальчик вопреки отцовским запретам сбежал из родного дома и исполнил свою мечту. На долю Робинзона выпало немало испытаний, но самым трудным стало попадание на необитаемый остров.

В таких условиях любой человек может стать дикарём, но главный герой упорно боролся за жизнь. Целых двадцать восемь лет Робинзон Крузо прожил вдали от цивилизации. Основной идеей Д. Дефо было представить факторы, которые, помогающие человеку выжить в таких сложных условиях. Только несокрушимая сила духа может позволить человеку не только не потерять себя, но и создать подобие цивилизации вокруг. Не обезуметь без общества Робинзону помогает постоянное изучение и покорение окружающей природы, а также упорный беспрестанный труд. Главный герой предстаёт вначале как охотник и рыболов, а затем – земледельцем, ремесленником и скотоводом.

Одним из самых значимых эпизодов романа является появление Пятницы и его последующее общение с Робинзоном. Для одинокого моряка этот абориген стал солнечным светом в непроглядной тьме. Величие личности Робинзона Крузо заключается в том, что он не впал в отчаяние, оказавшись на необитаемом острове. Вера в лучшее помогла ему создать все необходимые условия для жизни, не хватало лишь общества, которое нашлось в лице Пятницы. Главный герой стремится не только к простому общению с новым другом, он надеется сделать из него цивилизованного человека. Постепенно ему удаётся приобщить аборигена к благам духовной и материальной культуры, приобрести благородного и способного ученика.

На примере Пятницы Д. Дефо хотел показать, что даже дикарь способен стать личностью, если ему помочь встать на путь самосовершенствования. Кроме того, автор хотел показать, что человеческая личность стремительно развивается в трудных условиях, важно просто не забывать, кем ты являешься.

  1. А.П. Чехов «Ионыч».

Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» – молодой врач, назначенный в земскую больницу Дмитрий Ионыч Старцев. Он был пылким юношей, который стремился к высоким идеалам и больше всего в жизни хотел приносить пользу людям и своему Отечеству. Молодой врач с воодушевлением говорил о счастливом будущем государства, о пользе труда и любви. Он полностью отдавался работе, не отдыхая даже в праздничные дни. В своих убеждениях он сильно отличался от остальных жителей города, поэтому они раздражали его не только личными взглядами и разговорами, а даже внешним видом. Старцев понял, что с ними можно лишь играть в карты, весело проводить время и разговаривать на простые темы.

Однажды судьба свела главного героя с семьёй Туркиных, которая являлась, по мнению горожан, самой образованной и талантливой. Иван Петрович Туркин умел сострить, играл в спектаклях, показывал фокусы, а его жена писала романы и повести, которые представляла на званых вечерах гостям. Их дочь Екатерина Ивановна любила играть на рояле и мечтала о будущем известной пианистки. Дома её ласково звали Котик. При первой же встрече Дмитрий Ионыч очаровался семьёй Туркиных, а в Екатерину Ивановну влюбился без памяти. Ему казалось, что он готов на всё ради своей любви, но, получив отказ на предложение руки и сердца, отстрадал три положенных дня и зажил прежней жизнью. Главный герой оказался просто не способным на глубокое и серьёзное чувство. Кроме личного отношения к Котику, его волновало, сколько дадут за неё приданного.

Старцев был личностью, которая всегда была выше мелочных обывательских интересов, а из-за стремления к спокойной и удобной жизни, стал таким же безнравственным и ничтожным, как все жители города. Он привык к бессмысленной жизни и со временем принял её как данное, потерял даже рвение к работе. Теперь каждый его вечер проходил в клубе за игрой в винт. Когда Котик осознала свою ошибку, столкнулась с обленившейся и падшей в духовном и нравственном плане личностью, которая неспособна создать и любить собственную семью.

В результате молодого врача одолела жадность и неутолимая страсть к приобретению имущества. Он стал своим среди ещё вчера ненавистных обывателей, которые стали звать Старцева по-свойски просто Ионычем. Его жизнь с этих пор стала пустой и бессмысленной, душа потеряла всё лучшее, что в ней было. Утрата высоких целей привела главного героя к духовному падению и деградации личности.

Примеры из жизни

  1. Емельян Пугачёв является ярким примером личности, которая являлась для одних людей героем, а для других – преступником. Для восставших крестьян он был освободителем, а для дворян – убийцей. Будущий мятежник родился в семье донского казака, поэтому свободолюбивый нрав был у него в крови. Именно в этих местах веком ранее родился предшественник Пугачёва Степан Разин. В восемнадцать лет Емельян поступил на военную службу и сразу же попал в военную кампанию против Пруссии. Далее он принимал участие в Семилетней и Русско-турецкой войне. Через 10 лет он достиг звания знаменосца, но прослужил в нём всего год, дезертировав из армии на Северный Кавказ. Причиной мятежного воодушевления Пугачёва стало принятие императорского указа «О вольностях дворянства», в котором крепостное право закреплялось ещё на сто лет. В то время по всей России росли вольные поселения казаков, купечества и беглых крестьян. Люди страстно желали свободы, но ничего не менялось. Назревал конфликт между представителями угнетённого населения и помещиками, Пугачёв просто занял позицию лидера, выражая народную идею. Крестьяне видели в нём правителя свободного государства, поэтому, не раздумывая, шли за своим предводителем. Пугачёв часто прибегал ко лжи, чтобы нравиться всем без исключения. После неудачного бунта, крестьянского лидера арестовали и отправили на пожизненную каторгу, с которой ему удалось бежать в первый же год заключения. Услышав о подавлении яицкого восстания, Пугачёв отправился на Урал, решив выдать себе законным наследником престола Петром III. Он хотел возглавить казачье войско, чтобы вернуть управление государством обманом сверженному императору. Бывший казак действительно мечтал о создании крестьянского царства, во главе которого будет стоять царь-мужик. Его наивные мечты нашли отклик в сердцах недовольных крестьян и казаков, поэтому они закрывали глаза на то, каким образом шёл их лидер к своей цели. Пугачёв использовал методы кровавого насилия, вершил ужасные расправы с государственными военными и помещиками. Из-за многочисленных грабежей и разбоев пугачёвское войско называли бандой. Сейчас исторические источники расходятся во мнении: ждали ли освобождения города и сёла, подвергшиеся нападению Пугачёва, или просто боялись жестокого мятежника. Итогом Крестьянской войны стало уничтожение более 3000 дворянских семей и разрушение большого количества заводов, православных церквей, крепостей и целых городов. Пугачёву так и не удалось воплотить свои изначальные идеи в жизнь, борец за свободу погряз в кровавых преступлениях. Итогом его деяний стал смертный приговор Екатерины II.
  2. Ярким примером потери собственной личности является православная девушка дворянского происхождения Ксения Григорьева Петрова, жившая в Санкт-Петербурге в 18 веке. Её мужем был придворный певчий, достигший со временем чина полковника. Внезапная смерть супруга потрясла двадцатишестилетнюю девушку до глубины души, она решила отказаться от всех мирских благ и от себя самой, в том числе. Ксения избрала тяжёлый путь юродства, что означало намеренно казаться глупым и безумным. Смысл подобной жертвы заключался в том, чтобы отдать Богу самое ценное, что есть у человека – разум и таким образом умолить Всевышнего о покаянии души внезапно умершего возлюбленного. Ксения отказалась от всего, что имела: богатства, знатности, родства, даже от собственной личности. Она пожертвовала дом мужа знакомой, арендующей у них комнату, раздала всё имущество бедным, отреклась от своего имени, отзываясь только на имя мужа, облачилась в его одежду и говорила, что он жив, а Ксения Петрова умерла. Родственники и друзья их семьи посчитали, что вдова обезумела от горя и очень ей сожалели. После похорон, девушка отправилась скитаться по улицам Санкт-Петербурга. Целые дни напролёт бродила она: в жару, холод, дождь, снег, подвергаясь постоянным издевательствам и насмешкам. Её странный наряд, кротость и невразумительные речи всегда давали повод злым людям. Но блаженная Ксения беспрестанно молилась и безропотно сносила все обиды, продолжая свой спасительный подвиг. В это время началось строительство каменной церкви на Смоленском кладбище. Строение было уже весьма высоким и строителям приходилось вначале поднимать кирпич на леса, а затем продолжать кладку. Ксения решила помочь добрым людям в их нелёгком деле и по ночам стала одна поднимать кирпичи, на верхние ряды строительных лесов. Утром рабочие только диву давались, гадая, кто был их незримым помощником. Однажды, придя ночью к церкви, они увидели безумную Ксению, поднимающую тяжёлые кирпичи. Люди со временем стали понимать, что девушка не просто сумасшедшая, что-то в ней было. Она принимала милостыню только у добрых и честных людей, отдавая её сразу же другим нищим. Днём она всегда бродила по городу, а на ночь уходила в поле, где коротала время в молитвах. В скором времени окружающие стали замечать, что в словах и поступках Ксении сокрыт глубокий смысл: если она что-нибудь просила у человека, то в его дом стучалась беда, а если, наоборот, давала – человека ждала радость. Позднее все стали просить у неё благословения – торговцы на удачную торговлю, матери для своих детей, больные люди ради исцеления. Сорок пять лет провела Ксения Петербургская в подвиге юродства. С момента её смерти прошло уже более 200 лет, а народная память о блаженной не иссякает и ныне она причислена к лику святых.   

Народная мудрость

  1. «Человек делами велик». В этой пословице говорится о том, что человеческое величие проявляется в поступках, а не на словах.
  2. «Не место красит человека, а человек – место». Наши мудрые предки знали, что хороший человек – украшение любому месту.
  3. «Человек человеку рознь». В этой пословице говорится о том, что все люди разные, со своими достоинствами и недостатками.
  4. «Не всё то золото, что блестит». Смысл данной пословицы заключается в том, что внешне привлекательный человек может обладать гнилой душой.
  5. «Не по виду суди, а по делам гляди». В данной пословице говорится о том, что о человеке можно судить только по его поступкам. Внешний вид ничего не значит.
  6. «Снаружи – красота, внутри – пустота». Наши мудрые предки говорили о том, что внешне красивый человек может быть совершенно пустым внутренне. Имеет значение душевная красота, а не физическая.
  7. «Каков характер – таковы и поступки». В данной пословице говорится о том, что поступки человека зависят от его характера. У хорошего человека и поступки хорошие, у плохого – плохие.
  8. «Чем сосуд наполнен, то из него и льётся». В этой пословице человек сравнивается с сосудом. Если в сосуде вода – из него льётся вода, если человек наполнен добротой – он сеет вокруг себя добро.
  9. «Хоть весь в заплатках, да парень с ухваткой». В этой пословице говорится о том, что человек может быть способен на многое, независимо от своего внешнего вида.
  10.  «Дурной человек не любит никого, кроме себя самого». Смысл данной пословицы заключается в том, что дурные люди – эгоистичны. Их интересует только собственное благополучие.

Афоризмы

  1. «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает». Немецкий политический деятель и философ Фридрих Энгельс говорил о том, что человеческую личность можно охарактеризовать не по поступкам, а по способу их совершения.
  2. «Лучший способ найти себя – перестать прислуживать другим людям». Индийский политический и общественный деятель Махатма Ганди считал, что обрести свою личность можно лишь в том случае, когда перестанешь подчиняться другим.
  3. «Из всех пороков, унижающих личность человека, себялюбие самый гнусный и презренный». Английский писатель Уильям М. Теккерей считал самым ужасным человеческим пороком – себялюбие. Это качество, по его мнению, унижает личность человека.
  4. «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех». Французский писатель Стендаль писал о том, что успех приходит только к тем, кто старается быть самим собой. Удача не любит фальши.
  5. «Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают». Л.Н. Толстой призывал людей быть индивидуальными. Не нужно стараться быть похожим на окружающих, подобное поведение убивает человеческую личность, по мнению великого писателя.
  6. «Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник». Всемирно известный английский писатель У. Шекспир считал, что лишь сила воли делает человека личностью.
  7. «Нас делают наши мысли». Римский философ, поэт и политический деятель Луций Анней Сенека говорил о том, что человека делает человеком его мысли. Можно обмануть окружающих, но самого себя не обманешь.
  8. «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли». Шотландский писатель и реформатор Сэмюэл Смайлс говорил о том, что человек сам себя делает. Каждый может стать достойным, необходимо только приложить усилия.
  9. «Право на глупость – одна из гарантий свободного развития личности». Американский писатель и общественный деятель Марк Твен считал, что каждый человек имеет право на глупость. На ошибках люди учатся и развивают свою личность.
  10.  «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». Русский литературный критик В.Г. Белинский был уверен в том, что истинно благородная личность высоко ценит свою семью и свою родину. Эти качества делают человека достойным.


Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий