Тема «Нравственное возрождение» будоражила умы писателей и философов всех времён и народов, не исключением стал и современный мир, в котором данная проблема поднимается даже в экзаменационных работах, в частности в сочинении ЕГЭ по русскому языку, где нужны аргументы из литературы и жизни в качестве доказательств собственных мыслей. Выпускник общеобразовательного учреждения должен не только обладать знаниями школьной программы, а иметь в этом возрасте уже определённый багаж нравственных ценностей. А для того чтобы правильно расставлять жизненные приоритеты, необходимо быть знакомым с понятиями нравственного падения и возрождения, которые наступают в результате личного выбора человека.
Проблема
Нравственное возрождение человека.
Отношение автора к проблеме
Жизненные обстоятельства, в которых оказываются люди, могут стать причиной их нравственного падания или возрождения. Важно помнить, что судьба человека зависит только от него самого. Только от нас самих зависит то, какую дорогу в жизни мы вы берем.
Аргументы
- Любовь способна стать причиной нравственного возрождения человека.
- Гордыня приводит человека к нравственному падению.
- Путь нравственного возрождения долог и труден.
- От нравственного выбора человека зависит его дальнейшая судьба.
- Отсутствие нравственности делает человека распущенным и недостойным.
- Во избежание нравственного падения необходимо контролировать каждый свой шаг.
- Человек всегда способен на нравственное возрождение, нужно просто этого сильно захотеть.
- Нравственное возрождение всегда приходит после раскаяния.
- Осознание собственной вины и пороков является вестником нравственного возрождения человека.
- Нравственное возрождение позволяет человеку стать совершенно другой личностью.
Эпитеты к слову «возрождение»
Духовное, нравственное, человеческое, собственное, грядущее, культурное, позднее, послевоенное, моральное, раннее, будущее, чудесное, творческое, высокое, постепенное, возможное, долгожданное, неожиданное, великое, истинное, настоящее, всеобщее, глубокое, полное, божественное, земное, молчаливое, неземное, неотразимое, пустынное, царское, царственное. далекое, живое, забытое, неизъяснимое, неистребимое, неопределенное, неясное, полузабытое, полусознательное, робкое, скупое, смутное, таинственное, туманное, тусклое, четкое, яркое, безрадостное, беспокойное, благодарное, мучительное, невеселое, неприятное, волнующее, отрадное, поэтическое, прекрасное, приятное, радостное, радующее, светлое, сентиментальное, славное, сладкое, сладостное, тревожное, трогательное, тягостное, тяжелое, тяжкое, чистое, волшебное, всеохватывающее, душевное, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, необъяснимое, огненное, озаряющее, ослепительное, пламенное, плодотворное, рабочее, светозарное, светоносное, слёзное, слепящее, смутное, необыкновенное, чарующее, чудесное, чудодейственное, чудотворное, яркое, ясное.
Синонимы к слову «нравственный»
Моральный, духовный, этичный, благой, душевный, сердечный, душеспасительный, добродетельный, благонравный, праведный, возвышенный, неиспорченный, благочинный, благородный, непорочный, достойный, порядочный, невинный, безгрешный, неповинный, добропорядочный, нравоучительный, внутренний.
Синонимы к слову «возрождение»
Преображение, обновление, воскрешение, преобразование, перерождение, пробуждение, исправление, воссоздание, восстановление, оживление, подъём, возобновление, развитие.
Примеры из художественной литературы
- И.А. Бунин «Чистый понедельник».
Ярким примером нравственного возрождения человека является рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главные герои произведения – мужчина и женщина. У них нет имён, но они и не имеют значения. Автор описывает главного героя как молодого, красивого и богатого мужчину, который безумно влюблён в загадочную и таинственную женщину. Он готов на всё что угодно, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной.
Героиню Бунин называет в рассказе «Она», это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть то, что для Бога имена не важны, для Него единственную ценность представляет человеческая душа. Она с самого начала была молчаливой, странной и необыкновенной. Эта женщина было словно чужая всему окружающему миру: машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки. Всё это делалось по привычке, особого желания со стороны героини заметно не было. Всё земное её страшно тяготило, душа тянулась к чему-то более светлому, нематериальному – к вере, Богу. Она часто ходила в церковь, посещала кладбище. Только там её сердце чувствовало необходимое умиротворение и покой. И вот, наконец, она решилась. Познав все мирские радости, в Чистый понедельник ушла в монастырь. Именно в этот день произошло её нравственное возрождение, она выбрала свой путь и осознала собственное предназначение.
И.А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» вершиной своего творчества. Судьба его героини символизировала судьбу всей России, писатель надеялся на то, что родное государство сможет очиститься от кровавых событий революционной эпохи.
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – ярко выраженное свидетельство беспрерывных душевных исканий писателя. Главной своей задачей он считал раскрытие внутреннего мира героев. Духовная красота персонажей проявляется в постоянной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы человечества. Прежде всего, тема нравственного возрождения касается Пьера Безухова. Он является символом постоянного становления и духовного самосовершенствования.
В начале романа Пьер изображается как обыкновенный представитель светского общества, проводивший свободное время в поисках удовольствий, а в конце – отец семейства, значимый общественный деятель. В поисках смысла жизни, главный герой совершает множество ошибок, одной из которых была женитьба на порочной и подлой Элен Курагиной. Затем душевные искания приводят Пьера в масонскую ложу, где на время у него создаётся видимость внутреннего умиротворения. Однако и здесь графа ожидало разочарование: он увидел, что в рядах масонов распространена фальшь, лицемерие, личная корысть, карьеризм. Следующим его предназначением, по мнению самого Пьера, было убийство Наполеона. Правда, он быстро смиряется с тем, что цель невыполнима, так как к Бонапарту не пробраться.
Нравственное возрождение к Пьеру пришло после соприкосновения с народом во время Бородинского сражения, затем в Москве и плену. Только попав к неприятелю, граф обретает душевную свободу, потеряв физическую. Отношение к жизни у Пьера меняется в полной мере после встречи с Платоном Каратаевым, который при помощи народной мудрости дал ему возможность увидеть мир с другой стороны. Наградой за духовное развитие главному герою стала любовь Наташи Ростовой. Она словно ангел вошла в его жизнь, озаряя её тёплым и ласковым светом. Своё счастье Пьер обрёл в тихой семейной жизни с любимой женщиной.
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Часто литературным героям предстоит пройти трудный и тяжёлый путь нравственного возрождения, в результате которого станет возможным вернуть душе человеческий облик. К числу таких персонажей относится главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.
С первых страниц произведения становится понятно, что Раскольников находится в каком-то болезненном и угнетённом состоянии. Размышляя и наблюдая за окружающей действительностью, он пришёл к выводу, что любые изменения, происходящие в обществе, осуществляются только за счёт лишений, жертв и крови. В связи с этим все люди подразделяются на два типа – «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые имеют право нарушать общественные устои и моральные принципы ради более высоких целей, а вторые обязаны безропотно принимать происходящее.
Вынашивая свою теорию о «сверхлюдях», Раскольников представлял себя спасителем и властителем всего мира. Излишняя увлечённость собственной идеей толкнула студента на совершение преступление, которое погубило его душу и привело к нравственному падению. Он думал, что убийство возвысит его, сделает «сверхчеловеком», а в итоге опустился до уровня Лужина и Свидригайлова. Ожидаемое возрождение стало сплошным упадком. Единственное, что дарило надежду на исправление – это муки совести. Именно из-за них главный герой начал анализировать совершённое преступление и потянулся к Соне. Родион чувствовал, что в моральном плане девушка гораздо выше его самого. Только её мировоззрение заставило Раскольникова по-другому посмотреть на людей вокруг, осознать провал собственной теории. После наступившего просветления главный герой принял решение во всём сознаться и понести положенное наказание. А раскаяние пришло позже, уже на каторге. Родион понял, что он ничем не отличается от других людей, даже от каторжников, ставших ему соседями на долгое время.
Благодаря Соне Мармеладовой главный герой пришёл к Богу, а после обретения веры и произошло его нравственное возрождение. Раскольников смирился с тем, что для большинства людей он навсегда останется преступником, убийцей. Это клеймо так просто смыть невозможно, зато он смыл грязь с души и раскаялся. Выходит, что возрождение Родиона произошло не в момент признания в убийстве, а тогда, когда пришло искреннее раскаяние. Первым шагом на пути исправления можно считать отказ от теории о «сверхлюдях», Раскольников признал человеческое равенство и наличие души у всех людей.
Ф.М. Достоевский считал, что духовное возрождение и очищение возможно после совершения даже такого страшного греха как убийство. Но воскресить человеческую нравственность способна только вера и любовь.
Примеры из жизни
- Л.Н. Толстой происходил из знатного дворянского рода. Его родители умерли рано, но тётя, назначенная опекуном, смогла обеспечить мальчику безбедное и полноценное детство. Лев Николаевич вырос упрямым и высокомерным. После окончания Крымской войны, в которой он принимал участие, писатель вернулся на родину и объявил себя анархистом. После громкого заявления Толстой уехал в Париж, где проиграл все свои деньги и вынужден был вернуться в Россию. По возвращению он решил остепениться и женился на Софье Андреевне Бернс. Проживая с женой и детьми в Ясной поляне, писатель трудился над своими самыми значимыми романами «Война и мир» и «Анна Каренина». После завершения последнего писатель впал в глубокую депрессию, которая стала причиной духовного кризиса. С этих пор Льва Николаевича волновала только одна проблема: в чём заключается смысл жизни. Вначале он обратился в русскую православную церковь, но не нашёл там ответов на свои вопросы. Более того, он пришёл к выводу, христианские церкви проповедовали не религию, а собственные убеждения в корыстных целях. Он неприкрыто выражал свои идеи, касающиеся церковного вопроса, в новом издании «Посредник». Результатом таких смелых высказываний стало отлучение от православной церкви. За ним даже была приставлена наблюдать тайная полиция. После изучения богословия, Толстой начал искать смысл жизни в философии и точных науках. Нравственное возрождение пришло к великому писателю именно во время этих поисков. Постепенно он отказался от всех прихотей и удобств богатой жизни, оделся в самую простую одежду, которую носили крестьяне, перестал употреблять в пищу мясо и начал много заниматься физическим трудом. Лев Николаевич хотел раздать все свои сбережения нуждающимся, но его жена была категорически против. Поэтому писатель нашёл компромисс, передав супруге свои авторские права и отчисления за литературное творчество, а накопленные деньги пожертвовал. Этот период искреннего стремления к нравственному усовершенствованию ознаменован новой литературной деятельностью, отличающейся от предыдущего творчества отрицанием всех общепринятых норм государственной, социальной и религиозной жизни.
- Пример нравственного возрождения человеческой личности есть у нас в семье. Моя родная тётя всю жизнь была скандальным и эгоистичным человеком. Её ничего не волновало, кроме собственной судьбы. Когда она познакомилась с дядей, моей старшей сестре было всего 6 лет. Любая женщина, желающая стать частью семьи своего возлюбленного, попыталась бы подружиться с его племянницей, но не она. Моя тётя даже испытывала некую ревность к девочке, которой дядя уделял много внимания и дарил дорогие подарки. Однажды дядя привёз из заграницы моей сестре набор янтарных украшений. Не успев приехать к нам в гости, он позвонил и обрадовал племянницу по телефону. Он не приехал в обещанный день, а появился лишь спустя месяц. В подарок сестре он привёз куклу, а она так ждала кольцо и колье. Каково же было её удивление, когда невеста дяди зашла в новых янтарных украшениях. Как оказалось, она выпросила у дяди подарок, уговорив его тем, что девочки интереснее будут игрушки. Подобных низких поступков было с её стороны великое множество. У моей тёти даже не было толком подруг, никто не мог ужиться с её подлой натурой. Быть может, она осталась бы такой до конца своих дней, но произошла трагедия. После долгого недомогания она отправилась на обследование, результатом которого стал неумолимый диагноз РАК. Врачи прогнозировали максимум год жизни. Смирившись со своей судьбой, тётя словно переродилась. Её было не узнать. Она стала намного сдержаннее, мудрее и заботливее. Даже не верилось, что она искренне могла раскаяться во всём, но это было правдой. После долгого и упорного лечения ей удалось выстоять и победить страшную болезнь. Возможно, силы для этого у неё появились только после нравственного возрождения. Уже прошло пять лет после последней химиотерапии, а тётя продолжает совершенствовать свой духовный мир. Она не вернулась к прежнему образу жизни, потому что осознала все свои ошибки.
Народная мудрость
- «Грешное дело ест душу». В данной пословице говорится о том, что совершённые грехи постепенно лишают человека души.
- «Золото – огнём, а человек бедой познаётся». В этой пословице говорится о том, что истинная сущность человека проявляется в трудных условиях.
- «От запада до востока нет человека без порока». Наши предки знали, что идеальных людей не существует, поэтому говорили о том, что всем свойственно ошибаться. Главное – осознавать свою вину.
- «Каждый человек имеет свою цену». Все люди разные и каждый сам выбирает, каким ему быть. У одного человека душа бесценна, а у другого – гроша ломаного не стоит.
- «Мудрость в голове, а не в бороде». Наши предки говорили о том, что человек становится мудрым не от возраста, а от осознания жизненного предназначения.
- «Глаза – зеркало души». С давних пор говорили о том, что глаза отражают внутренний мир человека. По взгляду можно понять человеческую душу.
- «Доброму человеку – все хороши, плохому – все плохи». В этой пословице говорится о том, что добрый человек видит во всём добро, а плохой – зло.
- «Беды учат, победы мучат». Смысл данной пословицы заключается в том, что к человеку после страдания приходит нравственное возрождение и мудрость. А победа, добытая нечестным путём, приносит лишь муки совести.
- «Есть слёзы, есть и совесть». В этой пословице говорится о том, что человек, имеющий совесть, всегда переживает о содеянном. Если есть слёзы – значит не всё ещё потеряно.
- «Счастье в нас, а не вокруг да около». Смысл этой пословицы заключается в том, что не нужно искать везде счастье. Необходимо разобраться в самом себе и привести душу в порядок, тогда обретётся и счастье.
Афоризмы
- «То, что мы называем злом, является всего лишь неизбежностью в нашем бесконечном развитии». Немецкий писатель Франц Кафка говорил о том, что в развитии человеческой личности не может участвовать лишь одно добро. Происходит череда событий: хороших и плохих, радостных и грустных, добрых и злых.
- «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». Немецкий писатель и философ И. Гёте говорил о том, что человек способен выдержать всё, что угодно, лишь бы у него была цель в жизни.
- «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, жить». Всемирно известный английский поэт и драматург У. Шекспир считал, что человек по-настоящему живёт, только, если способен чувствовать.
- «Никакой человек в мире не рождается готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование». Литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что человеческая жизнь состоит из череды взлётов и падений. Только благодаря перенесённой радости и страданиям формируется личность человека.
- «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд». Французский писатель и политический деятель Эмиль Золя считал, что человек всю свою жизнь должен к чему-нибудь стремиться. В этом и заключается смысл его существования.
- «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн говорил о том, что самое главное – наполнить свою жизнь смыслом, а успех – это приходящее.
- «Душа человека развивается до самой смерти». Древнегреческий философ и целитель Гиппократ был уверен в том, что душу человека можно спасти в любом возрасте и любой ситуации, так как она способна меняться до самой смерти.
- «В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится». Персидский философ, математик, астроном и поэт Омар Хайям считал душу человека – самым большим богатством. Мировые ценности могут измениться, исчезнуть, а духовная красота всегда будет иметь значение.
- «Смерть души — нечестие и беззаконная жизнь». Богослов Иоанн Златоуст говорил о том, что люди, живущие нечестно и беззаконно, обречены на нравственное падение.
- «Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри». Английский писатель и философ Олдос Хаксли